Конспект подгруппового коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей с ТНР 5–6 лет «Грибы»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11» города Смоленска
Конспект подгруппового коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей с ТНР 5-6 лет (старшая группа)
Тема: «Грибы»
Учитель-логопед
Прохоренкова Марина Юрьевна
Смоленск, 2022
Цель: развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников 5-6 лет.
Задачи:
1) коррекционно – образовательные: систематизировать представления о грибах; обогатить и активизировать словарь по теме «Грибы»; закрепить умение подбирать прилагательные к существительным; закреплять умение подбирать глаголы к существительному; учить изменять существительные И.п. мн.ч., развивать связную речь, отвечая полным предложением.
2) коррекционно – развивающие: развитие слухового восприятия, зрительного восприятия, внимания, мышления, памяти, мелкой моторики.
3) коррекционно – воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: картинный материал по теме «Грибы», презентация.
План:
I. Организационный момент
II. Сообщение темы
III. Изучение нового материала
- беседа о грибах
- игра «Какой? Какая? Какое? Какие?»
- игра «Один - много»
- игра «Что делают?»
IV. Физкультминутка «За грибами»
V. Закрепление изученного материала
- игра «Повар»
- игра «Посчитаем»
VI. Итог
Ход занятия
I. Организационный момент
Логопед: Сядет тот, кто назовет осеннюю примету.
II. Сообщение темы
Логопед: Осенью в лесу очень много грибов. Люди ходят их собирать, чтобы заготовить на зиму. Сегодня мы поговорим о грибах, и узнаем о них много нового.
III. Изучение нового материала
Беседа о грибах
Логопед: Грибы растут в лесу: на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. У грибов есть шляпка и ножка. Грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые). Что значит «съедобные»? (их можно есть). Посмотрите, это – белый гриб (выставляется картинка).
Белый гриб — шляпка коричневая, круглая, ножка толстая.
В глухом бору стоять привык
На толстой крепкой ножке я.
Найти попробуйте меня.
Подберезовик — растет в основном под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета.
Подберезовик хорош.
На опавший лист похож.
Подосиновик — с красной шляпой, ножка высокая.
В красной шляпке, словно гном,
Я под осиной выбрал дом.
Лисички — желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая.
Лисички рассыпались
Желтою стайкой,
Как будто погнались
За солнечным зайкой.
Опята — грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком», растут «семьями».
Опята букетом
Стоят на пеньке.
Найдется им место
В твоем кузовке.
Сыроежки — шляпки могут быть красного, желтого, зеленого и других цветов, ножки белые, грибы хрупкие.
В шляпках модных, симпатичных,
Яркий праздничный наряд…
Сыроежками нас кличут,
Но сырыми не едят.
Мухомор — самый распространенный ядовитый гриб. Ножка длинная, есть белый воротничок. Шляпка красная, круглая, в белую крапинку.
Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый мухомор.
Шляпка красная, в горошек,
Воротник на тонкой ножке.
Этот гриб красив на вид,
Но опасен, ядовит.
Поганка — смертельно ядовитый гриб. Ножка длинная, у корня находится мешочек, из которого гриб растет, воротничок, шляпка круглая, неровная, по цвету бледная.
Я не привыкла нравиться,
Кто съест меня — отравится.
Игра «Какой? Какая? Какое? Какие?»
Логопед: Ребята, посмотрите на наши грибы. Они все разные, друг на друга не похожие. Давайте расскажем о каждом грибе.
- Мухомор какой?
- Красный, красивый, опасный.
Дети подбирают определения к каждому грибу.
Игра «Один - много»
Логопед: Посмотрите, как много выросло грибов в лесу. Соберем их скажем: это лисичка, а это лисички; это мухомор, а это мухоморы; это белый гриб, а это – белые грибы; это поганка, а это поганки и т.д.
Игра «Что делают?»
Логопед: Ребята, а вы знаете, что можно делать со съедобными грибами? Давайте скажем целым предложением.
Люди грибы… сушат, собирают, маринуют, вялят, солят, засаливают, пересыпаю, чистят, консервируют, шелушат, варят, жарят, доваривают, вымачивают, топчут.
IV. Физкультминутка «За грибами»
Все зверушки на опушке Идут по кругу, взявшись за руки.
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, Скачут вприсядку,
Рыжики срывали. Срывают «грибы».
Лисичка бежала, Бегут, собирают «грибы».
Лисички собирала.
Скакали зайчатки, Скачут, срывают «грибы»
Искали опятки.
Медведь проходил, Идут вразвалку,
Мухомор раздавил. Топают правой ногой.
V. Закрепление изученного материала
Игра «Повар»
Логопед: Приготовим суп из грибов. Какие грибы можно положить в кастрюлю? Как называется суп из грибов? (грибной)
А если мы приготовим суп из картофеля? Как мы его назовем? (картофельный)
- из капусты (капустный) – щи
- из лука - …
- из помидор - …
Игра «Посчитаем»
Логопед: Посчитаем наши грибы. Вот так:
одна лисичка, две лисички, три лисички, четыре лисички, пять лисичек
Дети считают мухоморы, поганки, боровики и т.д.
Логопед: Теперь посчитаем по-другому. Вот так:
одна белая поганка, две белых поганки, три белых поганки, четыре белых поганки, пять белых поганок.
VI. Итог
Логопед: О чем мы говорили на занятии? Молодцы! Отлично поработали.