Дериваты второй ступени словообразовательного гнезда с вершиной играть

0
0
Материал опубликован 9 December в группе

Проскурина З. А.


ДЕРИВАТЫ ВТОРОЙ СТУПЕНИ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ГНЕЗДА С ВЕРШИНОЙ ИГРАТЬ


Каждый уровень языка является системой и имеет свои системообразующие единицы. В системной организации словообразования важную роль играют словообразовательные гнёзда.

Словообразовательное гнездо является самой сложной комплексной единицей словообразовательной системы, в которой отражается ступенчатый характер русского словообразования: происходит последовательное подчинение одних слов другим. Между единицами гнезда наблюдаются как отношения последовательной производности, так и отношения совместной производности (кодеривации), отношения на вертикальной оси гнезда. В качестве основной единицы на вертикальной оси выступает словообразовательная парадигма. «Словообразовательная парадигма представляет собой совокупность производных слов, имеющих одну и ту же производящую базу и находящихся на одной ступени словопроизводства»[ 1, с. 226].

Любое гнездо имеет определённую структуру. Все слова в гнезде находятся между собой в словообразовательных отношениях. Структура словообразовательного гнезда определяется соотношением единиц двух планов – синтагматического и парадигматического. В синтагматическом плане гнездо – совокупность цепочек, в парадигматическом – совокупность парадигм. Проблеме описания структуры словообразовательного гнезда в современной дериватологии посвящены работы Е. А. Земской, Е. Л. Гинзбурга, А. Н. Тихонова, И. А. Ширшова и др. В работах И. Д. Михайловой, Е. Б. Кузьминой, Л. М. Дударовой, Т. Н. Ходуновой и др. описываются особенности структуры отдельных гнезд или группы гнезд.

В данной статье словообразовательное гнездо с вершиной играть рассматривается в парадигматическом плане: описывается словообразовательная парадигма второй ступени деривации, имеющаяся в «Школьном словообразовательном словаре русского языка» А.Н.Тихонова (М., 1978). На парадигматическом уровне словообразовательное гнездо с вершиной играть второй ступени представляет собой совокупность производных, имеющих разные производящие основы.

Вторая ступень деривации представлена десятью отдельными парадигмами с базовыми словами, выраженными глаголами, существительным, прилагательным: 8 глаголов (выиграть, наиграть, обыграть, отыграть, переиграть, проиграть, разыграть, сыграться), 1 существительное (игра), 1 прилагательное (игривый).

В «Школьном словообразовательном словаре русского языка» А.Н.Тихонова (М. 1978) в сильноразвернутом словообразовательном гнезде с вершиной играть на второй ступени деривации содержится 24 слова, представленных различными частями речи. Парадигма содержит имена существительные, имена прилагательные, глаголы и наречие. Глагольный блок включает 10 слов (выигрывать, наигрывать, обыграться, обыгрывать, отыгрывать, переигрывать, проиграться, проигрывать, разыгрывать, сыгрываться), 11 существительных (игрище, игрушка, игривость, выигрыш, наигрыш, отыгрыш, переигровка, проигрыш, розыгрыш, сыгровка, сыгранность), 2 прилагательных (игорный, игровой), 1 наречие (игриво).

t1765283753aa.gifигр-а́ и́гр-ищ-е, игр-у́шк-а , иго́р-н-ый, игр-ов-о́й ;

t1765283753ab.gifигр-и́в-ый игри́в-о, игри́в-ость ;

t1765283753ac.gifвы́-играть выи́гр-ыва-ть , вы́игр-ыш ;

t1765283753ad.gifна-игра́ть наи́гр-ыва-ть, на́игр-ыш ;

t1765283753ae.gifоб-ыгра́ть обыгра́ть-ся, обы́гр-ыва-ть;

t1765283753af.gifот-ыгра́ть оты́гр-ыва-ть, о́тыгр-ыш;

t1765283753ag.gifпере-игра́ть переи́гр-ыва-ть, переи́гр-овк-а;

t1765283753ah.gifпро-игра́ть проигра́ть-ся, прои́гр-ыва-ть, про́игр-ыш;

t1765283753ai.gifраз-ыгра́ть разы́гр-ыва-ть, ро́зыгр-ыш;

t1765283753aj.gifс-ыгра́ть-ся сы́гр-ыва-ться, сы́гр-овк-а , сы́гра-нность;

22 деривата образованы суффиксальным способом и 2 – постфиксальным.

При их образовании может происходить чередование парных согласных по твёрдости/мягкости: иг[р]а – иг[р’]ище. При соединении производящей основы со словообразующим аффиксом ударение у производного слова может сохраняться на том же месте: игри́вый – игри́во, игри́вый – игри́вость, вы́играть – вы́игрыш, обыгра́ть – обыгра́ться, проигра́ть – проигра́ться. Но ударение может переходить с окончания на словообразующий аффикс (суффикс): игра́ – игру́шка; с одного слога производящей основы на другой её слог:вы́играть – выи́грывать, наигра́ть – наи́грывать, наигра́ть – на́игрыш, отыгра́ть – оты́грывать, отыгра́ть – о́тыгрыш, переигра́ть – переи́грывать, переигра́ть – переи́гровка, проигра́ть – прои́грывать, проигра́ть – про́игрыш, разыгра́ть – разы́грывать, разыгра́ть – ро́зыгрыш, сыгра́ть – сы́грываться, сыгра́ться – сы́гровка, сыгра́ться – сы́гранность.

Словообразовательное гнездо с вершиной играть на первой ступени деривации представлено 1 парадигмой, в которой содержится 26 производных; на второй ступени деривации – 10 словообразовательными парадигмами, имеющими 24 деривата.

Таким образом, можно сделать вывод, что чем дальше находится слово от вершины словообразовательного гнезда, тем у́же его словообразовательная парадигма.

Список литературы

1. Мусатов В.Н. Русский язык: Морфемика. Морфонология. Словообразование. М.: Флинта: Наука, 2010. 360 с.

2. Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М.: Просвещение, 1978. 727 с.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.