Урок алгебры в 9 классе «Решение неравенств второй степени с одной переменной»

3
0
Материал опубликован 12 February 2020

Урок по алгебре в 9-А классе.

Тема урока: «Решение неравенств второй степени с одной переменной»

Девиз урока: «Великая Отечественная война: страницы истории»


Тип урока: закрепления знаний и способов учебных действий.


Цели урока:

Образовательная: совершенствование навыков решения неравенств второй степени с одной переменной.

Развивающая: развитие навыков самоконтроля, взаимоконтроля,

самооценки.

Воспитательная: воспитание взаимопонимания, взаимоуважения, чувства ответственности, чувства патриотизма.


Оборудование и материалы: тесты, листы оценивания, презентация «Решение неравенств второй степени с одной переменной» на плакатах, карточки.



Ход урока

1 этап. Организационный момент.

Урок мне хочется начать со слов персидского поэта Рудаки (858-941 гг.):

«С тех пор как существует мирозданье,

Такого нет, кто б не нуждался в знанье.

Какой мы ни возьмем язык и век,

Всегда стремится к знанью человек».

Тему сегодняшнего урока вы определите самостоятельно. Это сделать вам поможет анаграмма ШИНЕРЕЕ ВСТРЕНАВЕН ВОЙТОР ИПЕНТЕС


Итак, тема нашего урока «Решение неравенств второй степени с одной переменной». Урок пройдет под девизом: «Великая Отечественная война: страницы истории».

Тема Великой Отечественной войны актуальна всегда, особенно в юбилейные годы. Таким годом будет 2020 год, когда мы будем праздновать 75-летие Великой Победы. Поэтому сегодня на уроке я хочу совместить решение неравенств с историей. Решение неравенств различными методами приведут нас к ответам на вопросы, связанные с датами и событиями ВОв.

2 этап. Актуализация знаний.

Почему такое внимание уделяется неравенствам второй степени?

На доске вы видите неравенства, которые вы будете решать в старших классах (слайд 1). t1581494772aa.gif , t1581494772ab.gif , t1581494772ac.gif

Почти все они сводятся к решению неравенств второй степени. Поэтому уже сейчас вы должны уметь решать такие неравенства.


Фронтальный опрос.

Дайте определение неравенства второй степени с одной переменной.

(Неравенства вида ах2 + bх + с > 0 и ах2 + bх + с < 0, где х – переменная, a, b, с – некоторые числа, причем а ≠ 0, называют неравенствами второй степени с одной переменной)(отвечает 1 ученик).

Назовите «лишние» неравенства: (ответ хором)

1) х2 - 2х – 3 > 0

2) 4х2 -3x > 1

3) х2 -3> х2 -x

4) х2 -6≥-5x

5) 2 - 17 х ≤ 3x

6) –x2-2x ≥-3

7) 4x2 + 3x <1

8) 12x - 1<2x

9) 2x+ x2>3


10) 5x+8 >3x2

11) x4-16 > 0

12) 4x2- x ≤ 2x2 + 1

13) 5x2 – 9x+4>0

14) x2 < 4x +5

15) 5x- 6 < 3x


Что значит «решить неравенство второй степени с одной переменной»?

(Решить неравенство второй степени с одной переменной - значит найти промежутки, в которых функция y=ax2+ bx+c принимает положительные или отрицательные значения) (отвечает 1 ученик).

Назовите методы решения неравенств второй степени с одной переменной. (Графический метод, метод интервалов) (отвечает 1 ученик).

Что нужно знать, чтобы решить неравенство графическим методом? (Чтобы решить неравенство графическим методом, нужно знать направление ветвей параболы и абсциссы точек пересечения параболы с осью ОХ) (отвечает 1 ученик).

Объясните, как определить направление ветвей параболы. (Если коэффициент а>0, то ветви параболы направлены вверх, если коэффициент а<0, то ветви параболы направлены вниз)(отвечает 1 ученик).

Как узнать, есть ли точки пересечения параболы с осью ОХ и, если есть, то сколько их? (Чтобы узнать количество точек пересечения параболы с осью ОХ, надо найти дискриминант D. Если D>0, то 2 точки пересечения, если D=0, то 1 точка, если D<0, то нет точек пересечения)(отвечает 1 ученик).

С оставьте алгоритм решения неравенств второй степени с одной переменной графическим методом. (Учащиеся говорят, на доске появляются буквы, соответствующие шагам алгоритма). t1581494772as.jpg

Назовите алгоритм решения неравенств второй степени с одной переменной методом интервалов. (Учащиеся говорят, на доске появляется слайд)

t1581494772at.jpg

Поставьте в оценочный лист оценку за повторение теоретического материала. (самооценка). Запишите дату, тему урока. (Домашнее задание проверим так: №391(б)-объяснить, как находил область определения; №376(б) озвучить алгоритм решения неравенства)

3 этап. Математический диктант.

t1581494772au.pngt1581494772av.pngt1581494772aw.pngt1581494772ax.pngt1581494772ay.pngt1581494772az.png

t1581494772ba.pngt1581494772bb.pngt1581494772bc.pngПоменяйтесь тетрадями, проверьте диктант соседа, поставьте оценку:

«5»-9 заданий правильно

«4»-8,7 заданий правильно

«3»-6,5,4 заданий правильно

«2»- меньше 4 заданий


Поставьте оценки в свои листы оценивания.

Лист оценивания


Фамилия, имя учащегося: __________________

Вид

работы

Повторение теоретического материала

Математический диктант

Работа

в паре

Тест

Итог


Оценка







Физкультминутка


4 этап. Решение тренировочных упражнений. (работа в паре)

На партах лежат файлы с заданиями, напечатанными на бумаге разного цвета.

Задание 1 (Взять из файла карточку красного цвета)

Каждая пара выбирает задание, соответствующее номеру парты

Решите неравенство, используя метод интервалов, и, используя ответы, узнайте ключевое слово, которое имеет прямое отношение к началу войны.

t1581494772bd.jpg

На доске расположены карточки, на лицевой стороне которых записаны ответы, на обратной стороне-буквы. Один представитель от каждой группы по очереди выходит к доске и переворачивает карточку со своим ответом. Ученики проверяют свои ответы.

Задание 2 (Взять из файла карточку голубого цвета)

Каждая пара выбирает задание, соответствующее номеру парты

Один представитель от каждой группы выходит к доске, и ученики одновременно решают все неравенства, т.е. находят дискриминант и делают вывод о расположении параболы относительно оси ОХ.

t1581494772be.jpgt1581494772bf.jpg

Не имеет решения неравенство номер 3. Что означают слова группа «Север», «Центр», «Юг» нам расскажут ребята.

Задание 3 (Взять из файла карточку зеленого цвета)

Выберите уровень. Найдите наименьшее целое число в решении каждого неравенства. Расположив ответы в порядке возрастания, вы получите хронологию коренного перелома ВОв.

t1581494772bg.jpgt1581494772bh.jpg

Задание 4 (Взять из файла карточку желтого цвета)

Каждая пара выбирает задание, соответствующее номеру парты

​​​​​​​ Решить неравенство графическим методом и узнать, какая битва стала решающей в Великой Отечественной войне.


t1581494772bi.jpg

На доске расположены карточки, на лицевой стороне которых записаны ответы, на обратной стороне-буквы. Один представитель от каждой группы по очереди выходит к доске и переворачивает карточку со своим ответом.

Оцените свою работу в парах (оценивание каждого производите совместно с соседом) и поставьте себе оценку в лист оценивания.

Критерии оценивания:

«5»-4 задания правильно

«4»-3 задания правильно

«3»-2 задания правильно

«2»- меньше 2-х заданий правильно

5этап. Контроль знаний. (5 минут)



Тест. 1 вариант.


1. Решите неравенство: х2 – 8х + 15 > 0

а) ( 3; 5) б) [ 3; 5 ]

в) (- ∞; 3) U (5; + ∞) г) (- ∞; 3 ] U [ 5; + ∞)


2. Найдите множество решений неравенства: - х2 ≥ 0

а) [ 0; 5] б) (- ∞; 0) U (5; + ∞)

в) (- 5; 0) г) (- ∞; 0 ] U [5; + ∞)


3. Найти область определения функции: у = t1581494772bj.gif

а) (- ∞; 0) U (4; + ∞) б) (0; 4)

в) (- ∞; 8 ] U [2; + ∞) г) [ 0; 4 ]



Тест. 2 вариант.


1. Решите неравенство: х2 – 10х + 21 < 0

а) (- ∞; 3) U (7; + ∞) б) (- ∞; 3 ] U [7; + ∞)

в) [ 3; 7 ] г) ( 3; 7)


2. Найдите множество решений неравенства: - х2 ≤ 0


а) (- ∞; 0 ] U [2; + ∞) б) [0; 2]

в) (0; 2) г) (- ∞; 0 ] U [2; + ∞)


3. Найти область определения функции: у = t1581494772bk.gif

а) (- ∞; - 3] U [6; + ∞) б)(- ∞; 0) U (2; + ∞)

в) (0; 2) г) [ 0; 2 ]



Проверяем соседа (поменялись тетрадями)

1 вариант. 2 вариант.

в г

а а

б в

Критерии оценки: «5» - 3 верных задания

«4» - 2 верных задания

«3» - 1 верное задание

Поставьте оценки в листы оценивания.


6 этап. Обобщение (устно)

Итак, сегодня мы решили много различных заданий. В ходе решения неравенств мы повторили некоторые важные даты ВО войны. Решение каждой задачи сводилось к решению неравенства второй степени с одной переменной на основе свойств квадратичной функции. Ребята, у меня к вам вопрос:

Какие задачи можно составить с квадратным трехчленом х2 – 12х + 35, чтобы при их решении возникла необходимость решить неравенство второй степени с одной переменной? Ответы детей:

1. Решите неравенство …

2. Найдите множество решений неравенства …

3. Найдите область определения функции …

4. При каких значениях х квадратный трехчлен принимает положительные (отрицательные) значения.

7 этап. Домашнее задание. На плакате изображены промежутки, которые являются решением некоторых неравенств. Придумать эти неравенства.

Повторить пп 12, 14, 15, №358(а), №361(а), №378(а)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации