Десятичная запись дробных чисел (первый урок из двух по данной теме)

3
0
Материал опубликован 3 November 2020


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


ФИО (полностью)

Корниенко Ирина Васильевна

Место работы

Муниципальное Общеобразовательное Автономное учреждение « Гимназия №3 г. Орска»

Должность

Учитель математики

Предмет

математика

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Десятичная запись дробных чисел (первый урок из двух по данной теме).


Базовый учебник

1.Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин и др. - 16-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2009

Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний.

Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная 

Организация деятельности учащихся на уроке:

1)самостоятельно выходят на проблему и решают её;

2)самостоятельно определяют тему, цели урока;

3)выводят правило для записи десятичных дробей;

4)работают с текстом учебника;

5)отвечают на вопросы;

6)решают самостоятельно задачи;

7)оценивают себя и друг друга;

8)рефлектируют.

Цели и задачи:

Образовательные:

изучить и закрепить понятие "десятичная дробь", алгоритм записи десятичных дробей.

научить читать, записывать десятичные дроби, заменять обыкновенную дробь десятичной.

Развивающие:

развивать у учеников математическую речь, способствовать развитию логического мышления, умению оценивать свою работу;

развивать навыки самостоятельной работы при выполнении различных заданий на уроке.

Воспитательные:

воспитывать интерес к математике, дисциплинированность, толерантность, ответственное отношение к учебному труду, ответственность не только за собственные знания, но и за успехи своих одноклассников.

Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор,учебники по математике, раздаточный материал ,электронная презентация, выполненная в программе Power Point, карточки с цифрами для инсценировки.


Ход урока

1. Организационный момент. Включение в деловой ритм. Настрой на урок.

Здравствуйте, ребята!
Прошу занять свои места.
Сегодня 6 февраля,
День недели – среда.

Сегодня проведём

У вас урок такой,
Который будет посвящён
Интересной особе одной.
Слушайте меня внимательно,
На вопросы отвечайте,
Всё, ребята, подмечайте,
Ничего не забывайте,
Меня, прошу, не подкачайте.

На партах Рефлексивная карта( укаждого ученика) отметьте своё настроение.

2. Актуализация опорных знаний.(повторение ранее изученного)

-Что же это за особа, о которой пойдёт речь? Узнаете, если решите ребус.

, t1604412322aa.jpg t1604412322ab.jpg , ,, Ь ( дробь )



Да, конечно же, это дроби. -Ребята, сегодня на уроке вы должны открыть новое знание, вас ждут необычные задания, но, как вам известно, каждое новое знание связано с тем, что мы уже изучили.

А что вы уже знаете о дробях?

(проводится взаимопроверка, выставляются оценки)

Давайте с вами поработаем устно.

Задание1. Из предложных чисел назовите натуральные числа, обыкновенные дроби и смешанные числа.t1604412322ac.gif ; 3; 6t1604412322ad.gif ; t1604412322ae.gif ; 7 ;t1604412322af.gif ; 0 ; 3t1604412322ag.gif ; 12 ; t1604412322ah.gif ; 15t1604412322ai.gif ; 4 ; t1604412322aj.gif .

Задание2. Из предложенных дробей, назовите правильные дроби, а теперь неправильные дроби. Итак, ….Слайд

Задание 3.Выделите из неправильной дроби целую часть 37/10; 15/6.( на карточке)

Представьте смешанное число в виде неправильной дроби 5 3/4= 23/4; 7 2/9.( на карточке)

(проводится взаимопроверка, выставляются оценки)

3.Графический диктант:

-Приготовьтесь к графический диктанту. Смотрите внимательно.

1)9 2/7 – 3 1/7 =6 1/7 2) 4 1/5 + 3 2/5 = 7 3/10

3)1 4/5 + 4/5 = 2 4/5 4) 8 – 1/6 = 7 1/6

5) 3 – 1 2/5 = 1 3/5 6)2 + 1/3 = 2 1/3


Ответ: _^^^_ _

4. Постановка цели урока. Объяснение нового материала.

Переходим к изучению нового материала. На слайде записаны дроби:

t1604412322ak.gift1604412322al.gift1604412322am.gift1604412322an.gift1604412322ao.gift1604412322ap.gift1604412322aq.gift1604412322ar.gift1604412322as.gift1604412322at.gift1604412322au.gif

- Прочитайте дроби.
- Что интересного заметили? (У всех дробей в знаменателе единица и нули)
- На какие две группы их можно разделить? (Правильные и неправильные)

- В XVI веке (1585 г.) нидерландский математик Симон Стевин (слайд) предложил ограничиться в практических задачах только десятичными дробями и придумал для них более короткую и удобную запись, например:

t1604412322av.gift1604412322aw.gif
(Возникает проблема)- Сегодня на уроке мы будем учиться записывать дробные числа по-новому. Запишите тему урока “Десятичная запись дробных чисел”(слайд).
- Но не ко всем обыкновенным дробям можно применить новую запись Кто догадался, к каким?

Эти дроби перед вами.
Полюбуйтесь ими сами.
В знаменателе, смотри –
Единица и нули.

Организация учащихся по принятию познавательной задачи

- Какова цель нашего урока? (узнать, как можно по-другому записать дробные числа, уметь читать и записывать десятичные дроби)

На экране возникаен таблица( слайд)

Дробное число

Количество нулей в знаменателе

Десятичная дробь

Количество цифр после запятой

t1604412322ax.gif

1

0,6

1

t1604412322ay.gif

2

4,03

2

t1604412322az.gif

3

0,115

3

t1604412322ba.gif

3

2,008

3

t1604412322bb.gif

4

4

t1604412322bc.gif

5

5



Числа со знаменателем 10, 100, 1000 и т.д. условились записывать без знаменателя, такое число можно представить в виде десятичной записи, или, как говорят иначе, в виде десятичной дроби.

Начнём изучение с вопроса: Как записать и прочитать десятичную дробь?

Учитель работает на доске, а дети записывают решение в тетради.

Дальше идет работа с алгоритмом

Сначала пишут целую часть, а потом числитель дробной части. Целую часть отделяют от дробной части запятойСделать вывод, что количество нулей в знаменателе совпадает с количеством цифр после запятой.

Работа с алгоритмом

- Итак, проблема была, как записать обыкновенные дроби, смешанные числа – по-новому.

1.Записать целую часть (она может быть равна нулю), ставим запятую.

2.После запятой поставим столько точек, сколько нулей в знаменателе дробной части

3.С последней точки записываем числитель, начиная с последнего знака

4.В пустые места записываем нули. Так как эти числа равны, то десятичную дробь читают аналогично

5. Первичное закрепление новых знаний.

Работа с учебником. Откройте учебник на странице 180,

Прочитаем выделенные абзацы. Дети читают по очереди. Обратить их внимание на правило.

Выполним №1144 . Класс выполняет в тетрадях, 2 учащихся работают у доски.1. Работа в тетради (самостоятельно).Выпишите в тетрадь правильные дроби (в столбик). Замените их десятичными дробями.

t1604412322bd.gift1604412322be.gif

Проверка (слайд)- Теперь выпишите неправильные дроби и замените их десятичными.

t1604412322bf.gift1604412322bg.gif Проверка (слайд)

Выполним №1144 . Класс выполняет в тетрадях, 2 учащихся работают у доски. 6.Физкультминутка. Ребята, наверняка, вы устали. Прежде чем продолжить работу, давайте снимем усталость. Вы будете вставать ,если будут называться десятичные дроби и садиться- если обыкновенные.

Выполним устно №1145. Читаем дроби, начиная с первой парты по порядку. (Дети читают дроби)

С чтением дробей вы справились и теперь мы проведём игру «Прочитай слово». Я буду читать вам дроби, а вы записывать их в тетрадях в виде десятичной дроби, соотнести с буквой и прочитать получившееся слово. Записываем в столбик дроби, напротив соответствующую букву.(КЕПЛЕР)



Пять целых две десятых

5,02

5,2

5,002

Т

К

Р

Ноль целых восемь тысячных

0,008

0,08

0,8

Е

О

У

Три целых двадцать пять тысячных

3,25

30,25

3,025

Д

В

П

Шестнадцать целых пять сотых

16,005

16,5

16,05

С

М

Л

Восемнадцать целых восемь сотых

18,8

18,08

18,008

И

Е

А

Тридцать четыре целых сто пять тысячных

34,0105

34,105

34,15

В

Р

Ц

Упражнение, направленное на формирование умения читать десятичные дроби.

На раздаточном материале.

Инсценировка: Ученики примерно одинакового роста крепят на грудь бумажные плакаты с написанными на них цифрами. У того ученика, который ниже всех ростом, на плакате знак запятой. “Запятая” перебегает на различные места в ряду учеников - цифр, а сидящие в классе читают получившиеся числа. Например,

5

,

6

3

9

2

7. Обратная связь. Самостоятельная работа

Наш урок скоро заканчивается. Чему вы сегодня научились? (Мы с вами сегодня разобрали, как читать, записывать десятичные дроби, на следующих уроках вы узнаете, как выполнять арифметические действия с десятичными дробями). А наш урок достиг целей? Это мы сейчас проверим.

Самостоятельная работа:

Вариант 1

Запишите в виде десятичной дроби:

а) t1604412322bh.gif б) t1604412322bi.gif в) t1604412322bj.gif г) t1604412322bk.gif д) t1604412322bl.gif е) t1604412322bm.gif

Запишите в виде обыкновенной дроби:

а) 0,3 б) 0,15 в) 0,007 г) 3,2

Вариант 2

Запишите в виде десятичной дроби:

а) t1604412322bn.gif б) t1604412322bo.gif в) t1604412322bp.gif г) t1604412322bq.gif д) t1604412322br.gif е) t1604412322bs.gif

Запишите в виде обыкновенной дроби:

а) 0,7 б) 0,12 в) 0,013 г) 2,5

7. Итоги урока

Это просто замечательно, что среди вас нет таких ребят, которым скучно, неинтересно на уроках математики. Я очень рада, что вы уйдёте с урока с прекрасным настроением, хорошими отметками и отличными знаниями.

Вы все молодцы!
Вы все удальцы!
И пусть на года
Любимой всегда
Для вас математика будет!

ОЦЕНКИ.

8. Задание на дом.

Ваше домашнее задание будет таким с.180 читать, №1166(а)№ 1167 №1169 №1168(ав)№1160(а) для тех кто хочет получить «5», кто «4»- необходимо выполнить 4 номера и кто на «3» -тот выполняет 3 номера из предложенных. У вас на парте лежат полоски 2-х цветов, необходимо прикрепить к доске в нарисованный домик либо желтый( если разобрался в теме) или синий(еще нужно поработать).

Урок окончен, всем спасибо. До свидания.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.