Урок математики по теме «Чтение и запись десятичных дробей» (5 класс)
Урок математики 5 класс
Тема: Чтение и запись десятичных дробей
Цели обучения: Научить учащихся читать и записывать десятичные дроби
Цели урока: Вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.Через работу в группе над проблемным заданием учащиеся научатся переводить обыкновенную дробь в десятичную дробь, закрепят навыки чтения и записи десятичных дробей, навыки говорения через умение называть разряды десятичной дроби, будут объяснять, какие дроби можно перевести в конечные десятичные, а какие нельзя.
Языковые цели: Понимать и объяснять, используя математическую терминологию и своими словами, какую обыкновенную дробь можно перевести в десятичную дробь, называть разряды десятичной дроби.
Предметная лексика и терминология: Десятичная дробь – decimal fraction, запятая - decimal point.
Разряды десятичной дроби, обыкновенная дробь, разрядная единица, числитель, знаменатель.
Разряды дробной части: десятые, сотые, тысячные и т.д.;
Разряды целой части: единицы, десятки, сотни и т.д.
Серия полезных фраз для диалога/письма:
Десятичная дробь – это другая запись обыкновенной дроби
Чтобы записать данную дробь в виде десятичной дроби, надо…
Целая часть отделяется от дробной запятой
Дробь читается: …целых, … (десятых, сотых, и т.д.)
Воспитательный и развивающий аспект урока: Развивать вычислительные навыки, математическую речь, внимание, мышление; вырабатывать этические и эстетические нормы поведения на уроке, чувство ответственности через само и взаимное оценивание.
Тип урока: Урок закрепления знаний.
ЗУН учащихся на выходе: Учащиеся будут:
уметь читать и записывать десятичные дроби;
уметь называть разряды десятичной дроби;
уметь переводить обыкновенные дроби в десятичные двумя способами;
понимать, какие дроби можно перевести в конечные десятичные, а какие нельзя;
- выполнять на микрокалькуляторе перевод обыкновенной дроби в десятичную дробь.
Привитие ценностей: Привитие ценностей - честности, ответственности, уважения осуществляется посредством работы в группе и через само и взаимно оценивание, глобальное гражданство через экскурс в историю развития понятия десятичной дроби, знакомство с современными способами записи десятичных дробей.
Межпредметные связи: Возможна межпредметная связь с русским языком через развитие говорения с применением чтения десятичных дробей и выражений с десятичными дробями. Межпредметная интеграция на уроке реализуется посредством деятельности, через чтение десятичных дробей и просмотр видео.
Предварительные знания: Обыкновенные дроби, правильные\неправильные дроби, связь деления и дроби, основное свойство дроби, смешанные числа, разряды натуральных чисел.
Ход урока:
Организационный момент. (5 минут)
Деление на 2 команды. Метод «Собери картину». Учащиеся находят свои части и составляют картину. (Можно разделить на больше групп, в зависимости от наполняемости класса)
Картина для первой команды:
Картина для второй команды:
На обратной стороне картины предложена задача. Командам необходимо решить задачу.
Задача для 1 команды: Перед зимней спячкой медведь накопил жир и стал весить 250 кг. За зиму он потеряет своего веса. Сколько килограммов будет весить медведь после зимней спячки?
Задача для 1 команды: Семья мышки заготовила на зиму 70 кг зерна. Во время зимовки они съедят запасов. Сколько килограммов зерна останется после зимовки?
Ответ сверяют с ответом заготовленным учителем на такой же картинке.
Актуализация опорных знаний и их коррекция. (5 минут)
Игра-эстафета: «Кто быстрее?»
Учащиеся выходят по одному цепочкой от каждой команды и записывают обыкновенную дробь или смешанное число в виде десятичной дроби.
1 команда |
2 команда |
2 = |
3 = |
4= |
15= |
4= |
4= |
15= |
= |
= |
3= |
1= |
34= |
12= |
5= |
8= |
17= |
71= |
2= |
9= |
25= |
Определение границ (возможностей) применения знаний.
Закрепляем алгоритмы. Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний.
1. Работа по карточкам в команде. Оформляют единое решение на кластере:
Вариант 1 (для 1 команды)
Запишите в виде десятичной дроби числа
, 3, 12, 7, 14, , , 2
Запишите в виде десятичной дроби числа
а) 5 целых 7 десятых; б) 0 целых 3 десятых; в)14 целых 4 сотых; г) 0 целых 72 тысячных.
Сколько цифр после запятой получится в десятичной записи дроби ?
Вариант 2 (для 2 команды)
Запишите в виде десятичной дроби числа
5, 7, 7, 5, 2, , ,
Запишите в виде десятичной дроби числа
а) 3 целых 7 десятых; б) 0 целых 11 сотых; в)12 целых 4 сотых; г) 8 целых 27 тысячных.
Сколько цифр после запятой получится в десятичной записи дроби ?
Меняются карточками и передают свои решения. Идёт взаимопроверка.
2. Заполните таблицу. С последующей взаимопроверкой.
№ |
Читается |
Количество цифр после запятой в десятичной дроби |
Запись в виде десятичной дроби |
1 |
0 целых 8 десятых |
1 |
0,8 |
2 |
6 целых 53 сотых |
||
3 |
10 целых 108 тысячных |
||
4 |
4 целых 5 сотых |
||
5 |
0 целых 19 тысячных |
||
6 |
100 целых 1 тысячная |
||
7 |
14 целых 305 десятитысячных |
||
8 |
0 целых 6 десятитысячных |
||
9 |
0 целых 2147 стотысячных |
||
10 |
3 целых 48 стотысячных |
||
11 |
1 целая 2 миллионных |
Диктант. Самопроверка и проверка в команде.
а) 3 целых 3 десятых; б) 15 целых 55 сотых; в) 0 целых 67 сотых;
г) 5 целых 404 тысячная; д) 87 целых 1 сотая; е) 72 целых 12 тысячных;
ж) 6 целых 62 тысячных; з) 2 целых 2 сотых; и) 0 целых 2 сотых.
Работа с моделями. Взаимопроверка в команде и команд
Дан квадрат. Закрасьте указанную часть этого квадрата.
а) |
б) |
в) |
|
0,07 |
0,4 |
0,65 |
|
Какая часть квадрата закрашена? Выразите ответ сначала десятичной дробью, а потом обыкновенной. Закрасьте такую же часть соседнего квадрата каким-нибудь другим способом.
Проблемное задание.
«Как записать дробь в виде десятичной дроби?» На размышление 1 минута.
Через 1 минуту подвести учащихся к первому способу опираясь на значение дробной черты – деление.
1 способ: 1 разделить на 2 уголком. (Можно использовать видео ресурс «Перевод обыкновенной дроби в десятичную»
Примеры на закрепление. Учащиеся выполняют в группах и проверяют по образцу ответа одной из команд.
Запишите в виде десятичной дроби:
= ; = ; ; = ;
Подведите учащихся к данному способу, опираясь на основное свойство дроби и подведите учащихся к необходимости приведения к новому знаменателю, разрядной единице. Предварительно обратите внимание на составляющие множители разрядных единиц.
2 способ: знаменатель умножить на такое число, чтобы в знаменателе наименьшее из возможных произведений было разрядной единицей – 10, 100,1000 …
или .
Переведите в десятичную дробь и заполните таблицу:
0,5 |
Представьте дробь в виде десятичной дроби. Что получилось? Проверьте на микрокалькуляторе.
Почему так получилось? Подумайте в команде и объясните.
Тест Самопроверка по образцу ответов.
Вариант 1. 1. Какие из дробей можно записать в виде десятичных дробей:
А) все; 2. Запишите дробь в виде десятичной дроби А) 75,00; 3.В записи числа 738,923 на месте числа сотых долей стоит цифра: А) 2; 4.С помощью десятичной дроби запишите в килограммах 73 грамма: А) 73,000; 5.Запишите в виде десятичной дроби три целых семьдесят пять сотых: А) 3,705; |
Вариант 2. 1. Какие из дробей можно записать в виде десятичных дробей:
А) 2,4; 2. Запишите дробь в виде десятичной дроби А) 47,00; 3. В записи числа 567,368 на месте числа десятых долей стоит цифра: А) 3; 4. С помощью десятичной дроби запишите в килограммах 89 граммов: А) 89,000; 5. Запишите в виде десятичной дроби пять целых шестьдесят восемь сотых: А) 5,68; |
Подведение итогов урока.
- Что такое "десятичная дробь"?
- Где используется десятичная дробь?
- Какую обыкновенную дробь можно заменить десятичной?
- Как называют число, записанное перед запятой?
- Как называют число, записанное после запятой?
- Как определить, сколько знаков должно быть после запятой?
- Сколько знаков будет после запятой, если знаменатель 10, 100, 1000, 10000?
Рефлексия
- что осталось непонятным?
- над чем необходимо работать?
Домашнее задание:
Какой из знаков, применяемые в математике, следует поставить между числами 4 и 5, чтобы получить число, большее четырех, но меньшее пяти?
Представьте число в виде десятичной дроби:
а) 2 б) 11 в) 5 г) 17