12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Раздайбеда Сергей Михайлович1979
Заместитель директора по учебной работе. Учитель математики и информатики.
Казахстан, Павлодарская область, Щербактинский район, село Алексеевка
Материал размещён в группе «В помощь учителю»
9

Урок математики по теме «Чтение и запись десятичных дробей»

Урок математики 5 класс

Тема: Чтение и запись десятичных дробей

Цели обучения: Научить учащихся читать и записывать десятичные дроби

Цели урока: Вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.Через работу в группе над проблемным заданием учащиеся научатся переводить обыкновенную дробь в десятичную дробь, закрепят навыки чтения и записи десятичных дробей, навыки говорения через умение называть разряды десятичной дроби, будут объяснять, какие дроби можно перевести в конечные десятичные, а какие нельзя.

Языковые цели: Понимать и объяснять, используя математическую терминологию и своими словами, какую обыкновенную дробь можно перевести в десятичную дробь, называть разряды десятичной дроби.

Предметная лексика и терминология: Десятичная дробь – decimal fraction, запятая - decimal point.

Разряды десятичной дроби, обыкновенная дробь, разрядная единица, числитель, знаменатель.

Разряды дробной части: десятые, сотые, тысячные и т.д.;

Разряды целой части: единицы, десятки, сотни и т.д.

Серия полезных фраз для диалога/письма:

Десятичная дробь – это другая запись обыкновенной дроби

Чтобы записать данную дробь в виде десятичной дроби, надо…

Целая часть отделяется от дробной запятой

Дробь читается: …целых, … (десятых, сотых, и т.д.)

Воспитательный и развивающий аспект урока: Развивать вычислительные навыки, математическую речь, внимание, мышление; вырабатывать этические и эстетические нормы поведения на уроке, чувство ответственности через само и взаимное оценивание.

Тип урока: Урок закрепления знаний.

ЗУН учащихся на выходе: Учащиеся будут:

уметь читать и записывать десятичные дроби;

уметь называть разряды десятичной дроби;

уметь переводить обыкновенные дроби в десятичные двумя способами;

понимать, какие дроби можно перевести в конечные десятичные, а какие нельзя;

- выполнять на микрокалькуляторе перевод обыкновенной дроби в десятичную дробь.

 

Привитие ценностей: Привитие ценностей - честности, ответственности, уважения осуществляется посредством работы в группе и через само и взаимно оценивание, глобальное гражданство через экскурс в историю развития понятия десятичной дроби, знакомство с современными способами записи десятичных дробей.

Межпредметные связи: Возможна межпредметная связь с русским языком через развитие говорения с применением чтения десятичных дробей и выражений с десятичными дробями. Межпредметная интеграция на уроке реализуется посредством деятельности, через чтение десятичных дробей и просмотр видео.

Предварительные знания: Обыкновенные дроби, правильные\неправильные дроби, связь деления и дроби, основное свойство дроби, смешанные числа, разряды натуральных чисел.

Ход урока:

Организационный момент. (5 минут)

Деление на 2 команды. Метод «Собери картину». Учащиеся находят свои части и составляют картину. (Можно разделить на больше групп, в зависимости от наполняемости класса)

Картина для первой команды:

Картина для второй команды:

На обратной стороне картины предложена задача. Командам необходимо решить задачу.

Задача для 1 команды: Перед зимней спячкой медведь накопил жир и стал весить 250 кг. За зиму он потеряет своего веса. Сколько килограммов будет весить медведь после зимней спячки?

Задача для 1 команды: Семья мышки заготовила на зиму 70 кг зерна. Во время зимовки они съедят запасов. Сколько килограммов зерна останется после зимовки?

Ответ сверяют с ответом заготовленным учителем на такой же картинке.

Актуализация опорных знаний и их коррекция. (5 минут)

Игра-эстафета: «Кто быстрее?»

Учащиеся выходят по одному цепочкой от каждой команды и записывают обыкновенную дробь или смешанное число в виде десятичной дроби.

1 команда

2 команда

2 =

3 =

4=

15=

4=

4=

15=

=

=

3=

1=

34=

12=

5=

8=

17=

71=

2=

9=

25=

Определение границ (возможностей) применения знаний.

Закрепляем алгоритмы. Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний.

1. Работа по карточкам в команде. Оформляют единое решение на кластере:


 

Вариант 1 (для 1 команды)

Запишите в виде десятичной дроби числа

, 3, 12, 7, 14, , , 2

Запишите в виде десятичной дроби числа

а) 5 целых 7 десятых; б) 0 целых 3 десятых; в)14 целых 4 сотых; г) 0 целых 72 тысячных.

Сколько цифр после запятой получится в десятичной записи дроби ?

Вариант 2 (для 2 команды)

Запишите в виде десятичной дроби числа

5, 7, 7, 5, 2, , ,

Запишите в виде десятичной дроби числа

а) 3 целых 7 десятых; б) 0 целых 11 сотых; в)12 целых 4 сотых; г) 8 целых 27 тысячных.

Сколько цифр после запятой получится в десятичной записи дроби ?

Меняются карточками и передают свои решения. Идёт взаимопроверка.

2. Заполните таблицу. С последующей взаимопроверкой.

Читается

Количество цифр после запятой в десятичной дроби

Запись в виде десятичной дроби

1

0 целых 8 десятых

1

0,8

2

6 целых 53 сотых

   

3

10 целых 108 тысячных

   

4

4 целых 5 сотых

   

5

0 целых 19 тысячных

   

6

100 целых 1 тысячная

   

7

14 целых 305 десятитысячных

   

8

0 целых 6 десятитысячных

   

9

0 целых 2147 стотысячных

   

10

3 целых 48 стотысячных

   

11

1 целая 2 миллионных

   

Диктант. Самопроверка и проверка в команде.

а) 3 целых 3 десятых; б) 15 целых 55 сотых; в) 0 целых 67 сотых;

г) 5 целых 404 тысячная; д) 87 целых 1 сотая; е) 72 целых 12 тысячных;

ж) 6 целых 62 тысячных; з) 2 целых 2 сотых; и) 0 целых 2 сотых.

Работа с моделями. Взаимопроверка в команде и команд

Дан квадрат. Закрасьте указанную часть этого квадрата.

а)

б)

в)

 

0,07

0,4

0,65

 
       

Какая часть квадрата закрашена? Выразите ответ сначала десятичной дробью, а потом обыкновенной. Закрасьте такую же часть соседнего квадрата каким-нибудь другим способом.

Проблемное задание.

«Как записать дробь в виде десятичной дроби?» На размышление 1 минута.

Через 1 минуту подвести учащихся к первому способу опираясь на значение дробной черты – деление.

1 способ: 1 разделить на 2 уголком. (Можно использовать видео ресурс «Перевод обыкновенной дроби в десятичную»

Примеры на закрепление. Учащиеся выполняют в группах и проверяют по образцу ответа одной из команд.

Запишите в виде десятичной дроби:

= ; = ; ; = ;

Подведите учащихся к данному способу, опираясь на основное свойство дроби и подведите учащихся к необходимости приведения к новому знаменателю, разрядной единице. Предварительно обратите внимание на составляющие множители разрядных единиц.

2 способ: знаменатель умножить на такое число, чтобы в знаменателе наименьшее из возможных произведений было разрядной единицей – 10, 100,1000 …

или .


 

Переведите в десятичную дробь и заполните таблицу:

0,5

           

Представьте дробь в виде десятичной дроби. Что получилось? Проверьте на микрокалькуляторе.

Почему так получилось? Подумайте в команде и объясните.


 

Тест Самопроверка по образцу ответов.

Вариант 1.

1. Какие из дробей можно записать в виде десятичных дробей:

1)

2) 

3) 

4) 

5) 

А) все; 
B) 2,3,4,5; 
C) 2,4,5; 
D) 2,5.

2. Запишите дробь в виде десятичной дроби

А) 75,00; 
B) 7,5; 
C) 0,75 
D) 0,075.

3.В записи числа 738,923 на месте числа сотых долей стоит цифра:

А) 2; 
B) 3; 
C) 7; 
D) 9.

4.С помощью десятичной дроби запишите в килограммах 73 грамма:

А) 73,000; 
B) 7,3; 
C) 0,73 
D) 0,073.

5.Запишите в виде десятичной дроби три целых семьдесят пять сотых:

А) 3,705; 
B) 3,75; 
C) 3,075; 
D) 3,0075.

Вариант 2.

1. Какие из дробей можно записать в виде десятичных дробей:

1) 

2) 

3) 

4) 

5) 

А) 2,4; 
B) все; 
C) 2,3,4,5; 
D) 2,3,4.

2. Запишите дробь в виде десятичной дроби

А) 47,00; 
B) 4,7; 
C) 0,47 
D) 0,047

3. В записи числа 567,368 на месте числа десятых долей стоит цифра:

А) 3; 
B) 6; 
C) 7; 
D) 8.

4. С помощью десятичной дроби запишите в килограммах 89 граммов:

А) 89,000; 
B) 8,9; 
C) 0,89 
D) 0,089.

5. Запишите в виде десятичной дроби пять целых шестьдесят восемь сотых:

А) 5,68; 
B) 5,608; 
C) 5,068; 
D) 5,0068.


 

Подведение итогов урока.

- Что такое "десятичная дробь"?

- Где используется десятичная дробь?

- Какую обыкновенную дробь можно заменить десятичной?

- Как называют число, записанное перед запятой?
- Как называют число, записанное после запятой?
- Как определить, сколько знаков должно быть после запятой?
- Сколько знаков будет после запятой, если знаменатель 10, 100, 1000, 10000?

Рефлексия

 

- что узнал, чему научился?

- что осталось непонятным?

- над чем необходимо работать?

Домашнее задание:

Какой из знаков, применяемые в математике, следует поставить между числами 4 и 5, чтобы получить число, большее четырех, но меньшее пяти?

Представьте число в виде десятичной дроби:

а) 2 б) 11 в) 5 г) 17

Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.