12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шехинаева Светлана Агубекировна61
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ

Технологическая карта урока

Дата

11.03.2018

Учитель

Шехинаева Светлана Агубекировна

Класс

5 «А»

УМК

Учебник Математика. 5 класс. Мерзляк А.Г. и др. (М.: Вентана - Граф, 2019, 302с.)

Тип урока

Урок открытия новых знаний и их первичное закрепление

Тема урока

Десятичная запись дробных чисел

Цель урока

Формировать сущность понятия «десятичная дробь», умения и навыки алгоритма перевода обыкновенной дроби, знаменатель которой единица с несколькими нулями, в десятичную дробь.

Задачи урока

Обучающие: развивать способность к познанию, формировать понятие «десятичная дробь»; организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению понятия «десятичная дробь», алгоритма записи десятичных дробей. Проверять, исправлять действия в предлагаемых заданиях, работать с учебником, ориентироваться в нём с помощью значков, понимать и использовать изученные термины; развивать память, мышление, сообразительность.

Развивающие: учить в сотрудничестве с учителем, находить варианты решения учебной задачи, умению выполнять учебные действия в устной и письменной форме, адекватно воспринимать оценку своей работы.

Воспитательные: способствовать формированию положительного отношения к школе, уважения к мыслям и настроениям других учащихся, доброжелательного отношения к ним; воспитывать доброту, отзывчивость, стремление прийти на помощь в трудную минуту.

Планируемые результаты

Предметные:  знать правило записи и чтения десятичных дробей, уметь правильно записывать и читать десятичные дроби, применять вычислительные навыки при решении математических заданий.

Метапредметные: умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Личностные: умение правильно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, инициатива, находчивость, активность при решении математических заданий.

Основные понятия

Десятичная дробь, разряды целой и дробной части десятичной дроби

Методы обучения

Наглядно-иллюстративный, исследовательский

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Ресурсы

Учебник, компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал


 


 

Организационная структура урока

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Ресурсы урока

Организационный момент

Создание положительного эмоционального настроя

Приветствие, проверка готовности учащихся

Приветствуют учителя, готовятся к уроку

Регулятивные

 

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

- актуализировать требования к учащемуся с позиций учебной деятельности,

- создать условия для вовлечения учеников в учебную деятельность.

Создать условия для вовлечения учеников в учебную деятельность

 

Здравствуйте, ребята!

Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки, подарите улыбку своему соседу по парте, поделитесь с ним хорошим настроением.
Прошу занять свои места.
Слушайте меня внимательно,
На вопросы отвечайте,
Всё, ребята, подмечайте,
Ничего не забывайте,
Меня, прошу, не подкачайте.

У вас на партах лежат листки успешности, вы будете с ними работать на протяжении всего урока.

Ребята, сегодня на уроке вы должны открыть новое знание, но, как вам известно, каждое новое знание связано с тем, что мы уже изучили. Поэтому, начнём с повторения.

Отвечают на вопросы.

Коммуникативные

Регулятивные

Раздаточный материал

 

(Приложение 1)

Актуализация знаний. Изучение нового материала

 

-создать условия для выполнения пробного учебного действия,

-выявить в чем затрудняются учащиеся;

- зафиксировать причину затруднения в речи.

Предлагает учащимся задание для устного счета

 

Задание 1. Выполните вычисления и выберите ответы из конверта.

Задание 2. Расположите полученные ответы в порядке возрастания.

Задание 3. Переверните карточки с ответами и прочитайте полученные слова.

Учитель задает вопросы.

Что эти слова означают (Московский Кремль, Спасская башня с курантами, Царь-пушка, и т.д.)?

 

 

 

 

 

Учитель предлагает вниманию детей две башни, - может вы их узнали?

-Сделайте предположение, почему падает Пизанская башня?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Скажите, какова протяженность стен современного Кремля? (2км 235м).

- Чему равна высота Спасской башни? (71м).

-Какой геометрической фигурой является Спасская башня в плане? (квадратом со стороной 14м 20см).

-Каков диаметр современных курантов на Спасской башне? (6м 12см).

-Какова длина часовой и минутной стрелки Кремлевских курантов? 328см, а минутная

стрелка на 31см длиннее.

Высота цифр на циферблате курантов составляет 72см.

 

Задание. Выпишите и выразите данные величины в метрах или километрах.

Что для этого нужно знать?

Сколько метров в километре?

Сколько сантиметров в метре?

Какую часть километра составляет метр?

Какую часть метра составляет сантиметр?

2км 235м = 2------ км 71м = ----- км

14м 20см =14---- м 72см = ---- м

321см = 3---- м 359см =3 ---- м

 

 

-Какую особенность вы заметили в сегодняшних числах?

 

 

 

 

 

-Перед нами какие числа?

-Значит, сегодня будем изучать именно такие дроби?

 

 

-Все эти знаменатели на какое число делятся?

 

Значит, название таких дробей связано с этим словом.

Давайте откроем тетради, запишем число, классную работу, тему.

Чему должны сегодня мы научиться? (научиться писать, читать дроби)

Такие числа со знаменателями 10, 100, 1000 и т. д. условились записывать без знаменателя.

 

Составим алгоритм десятичной записи дробных чисел (прикрепляется на доске и висит на протяжении всего урока, как подсказка):

1t1650999088aa.gif .Записываем целую часть числа и ставим запятую

 

t1650999088ab.gif2.После запятой дробная часть должна иметь столько цифр, сколько нулей в знаменателе дробной части

 

3t1650999088ac.gif . Отсутствующий разряд в числителе заменяем нулем.

 

Так как эти числа равны, то десятичную дробь читают аналогично.

Слушают учителя, отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

Некоторые ученики выступают с подготовленными краткими сообщениями.

 

 

Колокольня Ивана Великого и Пизанская башня

Некоторые ученики выступают с подготовленными краткими сообщениями.

 

 

Выбирают информацию из предложенного слайда и отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы , выписывают данные величины и переводят их в метры или километры

 

 

 

Учащиеся замечают особенность данных дробей и формулируют тему и цели урока

 

-дроби, со знаменателями 10,100,1000

 

 

-10

- десятичные дроби

 

 

 

Научиться писать, читать дроби

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Раздаточный материал

(Приложение 2)

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздаточный материал

(Приложение 2)

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздаточный материал

(Приложение 3)

 

 

Физкультминутка

 

Выполняет упражнения вместе с детьми

Выполняют упражнения

 

Слайд 9

Слайд 10

Первичное закрепление новых знаний

Организовать усвоение нового способа действий с проговариванием.

 

Способствовать самостоятельному выделению цели, решению проблемы.

 

 

 

Работа с учебником коллективно и в парах

стр. 181, №1145

 

 

-Что нужно сделать?

-Первую строчку читаем хором.

-(Теперь работаем в парах) Вторую строчку 1 ученик читает, третью строчку – второй ученик читает.

-В листке успешности отметьте свои результаты.

 

 

 

 

 

 

Теперь выполним №1166

-Прочитайте задание и скажите, что надо сделать?

 

 

Что нам поможет выполнить это задание?

 

Теперь вернемся к нашим индивидуальным карточкам, скажите, теперь мы можем по-другому записать смешанные числа, которые у вас получились? Давайте выполним и проверим себя (Не забывайте помечать о своих достижениях в листах успешности)

 

 

 

 

 

 

Ставит перед учащимися задачу и предлагает самостоятельно ее решить.

1.

-С какими дробями мы сегодня познакомились?

 

-А где в жизни вам могут пригодиться эти знания?

 

-Вот задача из жизни

Необходимо разбить садовый участок, для этого, каждому ученику надо решить по одному примеру, полученный результат найти по периметру класса. Обратите внимание ответ написан десятичной дробью. Из полученных отрезков составить участок.

t1650999088ad.gif

t1650999088ae.gif

t1650999088af.gif

t1650999088ag.gif

 

 

 

-Скажите какой формы получился участок?

 

- Теперь этот участок нам надо огородить бордюрной плиткой. Что нам надо знать для решения этой задачи?

 

 

-Как посчитать Периметр?

 

 

 

-Складывать десятичные дроби мы не умеем, как можно посчитать?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проведите исследование и скажите хватит ли 3-х упаковок по 43 штуки бордюрной плитки в каждой. Каждая плитка длиной 2 м. Если не хватит, то сколько штук бордюрной плитки надо докупить?

Открывают учебник на стр. 181, №1145, выполняют задание хором, в парах

-комментирование решения.

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

-Записать в виде десятичной дроби

-Алгоритм

 

-Да, используя алгоритм

Выполняют задания в карточках и отмечают о своих достижениях в листах успешности

 

 

 

 

 

Десятичными

 

ответы учеников

 

Каждый ученик решает свой пример (сами в группах распределяют), ответ находит на стене по периметру класса, срывает его и несет в группу.

 

 

 

 

 

Четырехугольник

 

-Периметр участка, длину бордюра

-Сложить длины всех сторон

 

Предлагает план решения задачи:

Переведем их в числа смешанного вида.

Найдем периметр.

3. Ответ опять запишем десятичной дробью.

 

Учащиеся решают задачу и дают ответ

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Учебник

Слайд 11

 

Слайд 12

 

Слайд 13

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Приложение 5)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Приложение 6)

 

 

 

 

 

Слайд 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

 

 

Математический диктант

Отработка записи десятичных дробей.

Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Диктует дроби учащимся.

Три целых семь десятых

Две целых пятнадцать сотых

Шесть целых пять сотых

Восемь десятых

Одна целая три тысячных

Ученики работают самостоятельно в тетрадях, затем сверяются с ответами на слайде и делают пометку в лисах успешности

Регулятивные

Слайд 15

Рефлексия

Организовать фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности.

 

Организовать фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности.

Ребята, подведем итог работы на уроке.

- Какую цель мы ставили на уроке? Мы ее достигли?

- Назовите тему урока.

- Расскажите, чему вы научились на уроке.

 

Учитель предлагает проанализировать и оценить учащимся свои знания и отметить их в листках успешности.

Отвечают на вопросы

Регулятивные

Личностные

 

Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

П.30, №799, №801 или №814

Записывают в дневнике

 

Слайд 16


 

Список используемой литературы:

Абросимова Т. Обобщающие уроки по теме «Действия с десятичными дробями» //Математика в школе.- 2001. - №19. - С. 17-18.

Белошистая А. В. Прием формирования устных вычислительных умении //Начальная школа.- 2001.- №7.- С. 44-49.

Корзанова К. Урок по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей». - 2004.- №17.- С. 6-8.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.