12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Ершов Артем Анатольевич44

Ершов Артем Анатольевич,

Магистр социально-экономического образования,

Учитель 1 категории, библиотекарь

ЧОУ «Православная гимназия во имя

святого благоверного великого

князя Александра Невского №11»

г. Нижний Тагил

artyershov@mail.ru


Проблема взаимоотношений детей и родителей – проблема вечная. Конфликты поколений приводят к трансформации ментальности, революциям и другим социальным потрясениям. Однако пока жива традиция, передающаяся из поколения в поколение, общество остается практически в статичном состоянии. Господь дал нам заповедь «Почитай отца и мать», а потрясения происходят из-за несоблюдения этой заповеди. Уважать родителей учит и «Домострой»: «Чада, вслушайтесь в заповеди Господни: любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им божески во всем, и старость их чтите, и немощь их и страдание всякое от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и долголетними пребудете на земле…» (Домострой, с. 223 – 224).

Великая русская литература не обошла своим вниманием проблему взаимоотношений детей и родителей. Важной вехой в раскрытии этой темы стал роман И. С. Турегенева «Отцы и дети». Нигилист Евгений Базаров не согласен со старшим поколением, отвергает традицию, сводит все к науке. Это новый тип человека, который, однако, полюбив женщину, не может разрешить внутреннего конфликта.

Представим в данной статье обзор рассказов русских писателей, посвященных проблемам взаимоотношений детей и родителей.

Русский писатель первой половины ХХ века А. П. Платонов затрагивает в своем творчестве широкий круг проблем, вызванных, в большей степени Русской революцией 1917 года, гражданской войной и коллективизацией. Своеобразный язык, яркие неповторимые образы героев, доброта и гуманизм писателя, тонкий юмор – отличительные черты платоновской прозы. В произведениях А. П. Платонова отношения детей (чаще уже взрослых) и родителей складываются, в основном, гармонично. В рассказе «Фро» дочь механика железной дороги слегка бранится с отцом, но не возражает ему по главным вопросам, заботится о старике: «В пасмурную погоду он брал с собой зонт, а обед ему приносила на бугор его единственная дочь, потому что ей было жалко отца, когда он возвращался вечером, худой, голодный и бешеный от неудовлетворенного рабочего вожделения. (…) Фрося вынула горшок из духового шкапа и дала отцу есть» (Платонов, 1989, с. 208). Муж Фроси, Федор, уехал в дальнюю командировку, на Дальний Восток. «Велел мне идти к тебе домой и беречь тебя», – передает отец слова Федора" (Платонов, 1989, с. 224 –225).

Рассказ «Возвращение» посвящен времени окончания Великой Отечественной войны: «Алексей Алексеевич Иванов, гвардии капитан, убывал из армии по демобилизации…» (Платонов, 1989, с. 274). Вернувшись домой, Иванов заметил, как повзрослели его дети во время войны. Пока не было отца, они во всем помогали матери: «Иванов приехал на шестой день. Его встретил сын Петр; сейчас Петрушке шел уже двенадцатый год, и отец не сразу узнал своего ребенка в серьезном подростке, который казался старше своего возраста» (Платонов, 1989, с. 277).

В «Реке Потудани» единственный уцелевший сын Фирсова возвращается домой с гражданской войны (два сына погибли в Первую мировую): «Никита встал перед отцом, он был теперь выше его головы на полторы. Старик молчал около сына в скромном недоумении своей любви к нему. Никита положил руку на голову отца и привлек его к себе на грудь. Старый человек прислонился к сыну и начал часто, глубоко дышать, словно он пришел к своему отдыху» (Платонов, 1990, с. 424). Никита влюбляется в девушку Любу, которая учится на фельдшера. Когда он заболел, она забрала его к себе домой и вылечила. Когда Никита выздоровел, он ушел в соседнюю деревню Кантемировку. Отец и Люба подумали, что его нет в живых, но потом отец отыскал Никиту: «– Здравствуй, Никит! – сказал сначала отец и вдруг жалобно заплакал, стесняясь слез и не утирая их ничем, чтоб не считать их существующими. Мы думали, ты покойник давно… Значит, ты цел?

Никита обнял похудевшего, поникшего отца, – в нем тронулось сейчас сердце, отвыкшее от чувства» (Платонов, 1990, с. 445).

«Третий сын» – еще один рассказ А. П. Платонова, посвященный взаимоотношениям родителей и детей: «В областном городе умерла старуха…». Отец рассылает телеграммы своим шести сыновьям, чтобы они приехали проводить мать в последний путь: «Сыновья молча плакали редкими, задержанными слезами, искажая свои лица, чтоб без звука стерпеть печаль». Автор сравнивает сыновей у гроба матери с почетным караулом. «Утром шестеро сыновей подняли гроб на плечи и понесли его закапывать, а старик взял внучку на руки и пошел им вслед; он теперь уже привык тосковать по старухе и был доволен и горд, что его также будут хоронить эти шестеро могучих людей, и не хуже» – такими словами А. П. Платонов завершает свой рассказ (Платонов, 1989, с. 226 – 231). Отец не упрекает сыновей, что разъехались по разным городам и весям, как, например, в рассказе С. А. Воронина.

В рассказе С. А. Воронина «Родительский дом» пожилой человек, Николай Алексеевич, сокрушается, что дети не едут к нему в деревню. Приезжают только навестить и пишут письма. Пустеет деревня, переезжают молодые люди в города. Умерла у старика жена, и никто из детей не приехал, а как тяжело было Николаю Алексеевичу! Выручила соседка: поселилась в его дому и стала помогать по хозяйству. У Николая Алексеевича возникло непонимание с дочерью, когда она приезжала к нему: разошлась с мужем, сделала короткую стрижку, не хочет в деревне жить. Но в финале рассказа Николай Алексеевич несколько успокаивается: все дети, говорит он, улетают из родительского гнезда, но земля является общим домом всех людей (Воронин, С. 167 – 173).

Похожий сюжет лежит в основе рассказа Л. Н. Наумова «За грибами». Главный герой, Кудинов, отправляется в Подмосковье на «тихую охоту». В окрестностях деревни он познакомился со старушкой Пелагеей Кондратьевной, которая пустила его в дом переночевать. Она и рассказала, что раньше в деревне было полно народу, а теперь молодые разъехались в города: «– Мои тоже в городе, – продолжала она, отсмеявшись. – Калачом сюда не заманишь! Нет, картошечку приезжают сажать и выкапывать тоже, знают, картошка у нас сахарная. А уж рыхлить междурядья, поливать и окучивать – моя забота» (Наумов, с. 64).

В рассказе В. И. Пономарева «Федорино семейство» рассказывается о деревенской женщине Федоре, которая воспитала двух сирот – племянника Леонида и племянницу Нину. Много лет назад нашла Федора в печи клад золотых монет и спрятала в подполье. Ухаживала Федора за больной старушкой, правда, чтобы получить ее дом. Постарела Федора, тяжело стало работать, а Леонид в городе. Написала Федора племяннику, чтоб приехал и помог по хозяйству. Леонид приехал. От тяжелой работы заболел у Федоры живот, слегла она и задумалась о Боге и стала себя оправдывать: «Как покинет ее душа тело, то полетит в небеса и встанет в очереди на суд божий. Много там слетается ежеминутно из мирской жизни.

А дьяволы будут цепляться за нее по дороге, станут сбивать с пути, тащить в ад, горланить: «Грешная ты, грешная!» Но не поддастся Федорина душа, отбросит их от себя и будет двигаться по назначению. А там ничего не скроешь, все друг про друга знают.

Сам господь, белый как лебедь, прозрачный, чистый, ни единым пятнышком черным не запятнал себя. Он – дух, но его все видят на суде, и миряне все – духи, как землю покинут. Дух и душа – это, по Федориному одно и то же. И вот подлетает Федорина душа, дожидается очереди. Но Федора знает, что грешила она меньше других. Всю свою жизнь благодетельницей была: старуху старую взяла на попечение, допоила, докормила, схоронила как человека, двух сирот на свет божий вывела, не дала погибнуть. Не больно много нынче найдешь таких. Всю жизнь свою ни с кем она блуд не творила, только что замужем была, так это все по закону, венчалась, да и то месяц жила грешной-то жизнью. Нет! Федора отличается от других, чище она, и в ад ее никак нельзя! Но все-таки дрожит Федора, волнуется» (Пономарев, с. 204).

В финале рассказа племянники Федоры находят в погребе золотые монеты и тоже показывают свою истинное лицо: «…Сначала, как нашли монеты, Леонид мысленно обозвал тетку скопидомкой. Кроме телогрейки, ничего не нашивала. Хотел пальто купить – отказалась. Денежки, говорит, тратить «неча» зря. В питании себя урезала. Ну, своей пенсии, его денег жалела… а это золото! Сдала бы его и жила как человек. Вот оно скряжничество.

Но потом пришло другое.

А если бы у него были золотые монеты – берег бы он их для кого? Да он для себя бы их потратил, для собственного благополучия. Ему больше от жизни надо…

А она вот сберегала, для него.

И эта Нинка, которую он так жалел, как увидела золото, и глаза заблестели, смерти теткиной рада скорее. Исчез человек за монетами. Она вот, тетушка, угадывала в ней эту алчность, а он не видел. Значит, мудрее она была, тетушка-то.

А его она тоже за невинного считала, говорит: «Все любовь какую-то ищет…» Да он и сам не знает, сможет ли полюбить по-настоящему, ведь не одну женщину перешагнул. Не знает ведь этого о нем Федора. Почему это так? Он и сам не знает. Так кто же из них нравственно выше, честнее? Да она, Федора.

Потом он спохватился: тетке, наверное, уже делают операцию, а они тут с золотом. Ехать туда, к ней, скорее!» (Пономарев, с. 206). Врачи не смогли спасти Федору, она умерла. «– За плохим мы не разглядели в ней и хорошее, – задумчиво и как-то растерянно произнес Леонид» (Пономарев, с. 207).

Рассказ С. А. Воронина «Мать» повествует о непростой судьбе женщины – жительницы Ленинградской области. Еще до войны ее сын Василий уехал на заработки на Дальний Восток. И вот, после войны он едет к матери, чтобы привезти ее к себе. Однако Василий опоздал: мать умерла от болезни, а в ее доме живет тетя Дуня с детьми. Мать Василия пережила войну, однажды фашисты избили ее. В это непростое время ей пришлось возглавить колхоз, помогать партизанам и бойцам. В финале рассказа Василий отправляется на могилу к матери… (Воронин, с. 181 – 189).

Похожий сюжет имеет и рассказ Е. И. Носова «Домой за матерью». Главный герой, шахтер по фамилии Васюкеев едет в отпуск к матери на Орловщину. Васюкеев хочет забрать мать к себе, несмотря на то, что у него есть другой брат, который приглашает ее к себе. В Москве он навестил своего брата Алексея, который учится в университете. Они отправились в ресторан. Потом Васюкеев засобирался на поезд до деревни, где живет мать. В вагоне он разговорился со старушкой, которая рассказала ему, что пока была в силах, помогала детям, а как заболела, стала не нужна. В дороге Васюкеев задремал: «Ему даже приснилось, будто он залез на свою хату и отдирает новую, недавно покрытую солому. Ветер подхватывает пуки и далеко рассеивает по огороду. Он рвет кровлю, а мать хватает его за руки и смеется. Не хватай меня за руки, тоже смеется Васюкеев, ты лучше трубу ломай…» (Носов, с. 125). Этот образ показывает, что Васюкеев собирается разрушить материн покой, дом, жизнь…

В рассказе Л. М. Леонова «Месть» повествуется о детях-сиротах, живущих в колонии. Лидер колонии – Корявый – уступает свое первенство Никитке. Отец Никитки умер, после того, как нырнул за ломом в ледяную прорубь, теперь он часто снится сыну. Колония ненавидит сторожа Тропкина, детдомовцы забили до смерти его котенка. Ночью Никитка решил отомстить Тропкину, навел беспорядок в сторожке, но обнаружил, что Тропкин умер. Л. М. Леонов подчеркивает, что мир отгородился от колонии высоким забором, и это при советской власти, которая обещала светлое будущее (Леонов, с. 47 – 54).

Ленинградский писатель Б. Н. Никольский посвятил несколько рассказов проблемам памяти. Память – это душа, по мнению писателя. В рассказе «Легкий человек» автор создает образ бесшабашного Моти Кудрявцева, который в детстве был очень ранимым. Его мать обратилась к врачу, который изменил память Моти. Молодой человек стал быстро забывать все плохое, но стал бездушным. Когда заболел отец, Мотя не приехал к нему, решив, что все равно ничем не сможет помочь. Вмешательство в память привело к семейной трагедии (Никольский, с. 261 – 271).

В рассказе Б. А. Рощина «Пивная пена» главный герой тихий интеллигент Анатолий Ипполитович попал в непростую ситуацию: перед киносеансом он с сыном Виктором стоял в очереди за пивом и сделал замечание молодым людям, прошедшим без очереди. Один из молодых людей позволил себе хулиганскую выходку: сдул пивную пену в лицо Анатолию Ипполитовичу. Тот не полез в драку, просто вытерся платком. Ему стало стыдно перед сыном, что он не такой сильный, как киногерои, и у него разболелась голова. В финале рассказа Виктор сказал отцу, что сам должен был заступиться за него перед хулиганом (Рощин, с. 450 – 459).

Из современных авторов, пишущих об отношениях детей и родителей, необходимо рассказать об Ольге Фатеевой. Сюжет ее рассказа «Родительский дом» таков: теперь дети имеют право сдать родителей в родительский дом, если родители им не нравятся. В рассказе две героини – мать и дочь-школьница. Между ними постоянно вспыхивают конфликты, они не могут найти общий язык, видят друг в друге только недостатки. В итоге мать и дочь отправляются в родительский дом. Они остановились на ночлег на остановке, но утром дочь ушла, не сказав матери ни слова, а мать и не стала переживать…

Проблемы взаимоотношений детей и родителей нашли широкое отражение в великой русской литературе. Особняком здесь стоит проза А. П. Платонова, в рассказах которого отношения дети-родители – лейтмотив. Отношения эти складываются всегда гармонично. Другие писатели (С. А. Воронин, Б. Н. Никольский, В. И. Пономарев и другие) показывают конфликт поколений: неуважение, недопонимание, разные ценности. Все произведения, о которых идет речь в статье, замечательно подходят для организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, вдумчивого чтения в библиотеках. Великая русская литература несет нам духовно-нравственные уроки, заставляет сопереживать и задумываться над своей жизнью.


Список использованной литературы:

  1. Воронин, С. А. Родительский дом : повести и рассказы [Текст] / С. А. Воронин. – Москва : Современник, 1987. – 526 с.
  2. Домострой : сборник [Текст] / сост. В. Колесов. – Москва : Эксмо, 2009. – 544 с.
  3. Леонов, Л. М. Собрание сочинений : В 6 т. Т. 2: Необыкновенные рассказы о мужиках : рассказы; Вор : роман [Текст] / сост. З. Прилепин. – Москва : Книжный Клуб Книговек, 2013. – 720 с.
  4. Наумов, Л. Н. Удача : рассказы и повесть [Текст] / Л. Н. Наумов. – Москва : Современник, 1988. – 236 с.
  5. Никольский, Б. Н. Формула памяти : роман, повести [Текст] / Б. Н. Никольский. – Ленинград : Советский писатель, 1985. – 600 с.
  6. Носов, Е. И. В чистом поле : повести и рассказы [Текст] / Е. И. Носов. – Москва : Известия, 1980. – 619 с.
  7. Платонов, А. П. Живя главной жизнью [Текст] / сост. В. В. Васильев. – Москва : Правда, 1989. – 448 с.
  8. Платонов, А. П. Государственный житель [Текст] / сост. М. А. Платонова. – Минск : Мастацкая лiтература, 1990. – 702 с.
  9. Пономарев, В. И. Нежданно-негаданно : повести и рассказы [Текст] / В. И. Пономарев. – Москва : Современник, 1978. – 256 с.

 10. Фатеева О. Родительский дом // Новая Юность. – 2016. – №5. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://magazines.gorky.media/nov_yun/2016/5/roditelskij-dom-2.html

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.