12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Iren18
учитель физики,астрономии
Россия, Ярославская обл., Переславль-Залесский
4

Статья «Учебная мотивация школьников: проблемы и пути решения»

Учебная мотивация школьников: проблемы и пути решения

 

Переступая порог школы, мы стремимся воспитать из наших учеников настоящих патриотов своего Отечества, достойных граждан России, полезных для государства и семьи. Очень важно, чтобы урок проходил в атмосфере интеллектуальных, нравственных, и эстетических переживаний, столкновений различных взглядов и мнений, поиска истины и возможных путей решения задачи или проблемы. А.Эйнштейн когда-то сказал: «Где это только возможно, обучение должно стать переживанием». Высказывание перекликается с требованием нового образовательного стандарта.

Развитие творческих способностей детей – такую цель я поставила перед собой, и выделила ряд важных задач: поддерживать и развивать интерес к предмету; прививать навыки исследовательской работы; учить основам самообразования.

В своей работе, обучение учащихся осуществляю на основе технологии обучение в сотрудничестве, технологии критического мышления, ИКТ технологий, технологии личностно-ориентированного обучения, проектной технологии и исследовательской технологии.

Главная идея обучения в сотрудничестве может быть сформулирована так: учиться вместе, а не просто выполнять вместе. Сотрудничать могут пары, группы, но все используется для того, чтобы дети приобретали навыки коммуникации и умели рефлексировать.

Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как она позволяет: дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера.

Класс разбиваю на однородные (по уровню обученности) группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, которое является подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе.

Традиционная же методика не даёт полноценного усвоения учебного материала: сообщение темы не вызывает к ней интереса, сообщение знания не гарантирует его понимания, репродуктивные задания оборачиваются бессмысленным зазубриванием. После проведения обучения в сотрудничестве материал закрепляется быстро и легко, а после традиционного урока нередко приходится все объяснять заново.

Групповую работу использую в различных звеньях учебного процесса: при изучении нового материала, при его закреплении и повторении.

Приведу пример групповой работы учащихся при изучении нового материала в 9 классе на уроке на тему «Первый закон Ньютона». Плохое понимание учениками закона инерции происходит оттого, что суть закона воспринимается ими как самоочевидное. Именно поэтому необходимо начать урок с рассказа о «споре» Аристотеля с Галилеем. Вопрос о правоте Аристотеля, утверждавшего, что без силы нет движения, должен стать проблемным вопросом урока. Совместный поиск ответа на вопрос может проходить в группах. Он будет заключаться в выдвижении гипотезы каждым из членов группы, в проверке этих гипотез на опытах, в обсуждении примеров проявления инерции. Подводя итог поисковой деятельности, учитель вместе с обучающимися формулирует закон. Опыт показывает, что коллективный поиск увлекает большинство учащихся, уменьшает число равнодушных.

Групповая работа может быть связана с постановкой эксперимента в группах.

Приведу пример конкретных уроков, целиком посвящённых исследовательской деятельности учащихся, используемой на уроке в качестве источника новых знаний. Урок в 10 классе по теме «Газовые законы» удобно проводить на сдвоенных уроках. Этот урок предполагает дедуктивный путь изучения темы. Учащимся предлагается самостоятельно получить, аналитически и экспериментально исследовать уравнение состояния идеального газа при неизменности одного из параметров. Класс разбивается на три группы, каждая из которых получает следующие задания (для одного из законов):

1.Вывести закон аналитически
2.Предложить геометрическую интерпретацию закона в различных системах координат
3.Экспериментально проверить правильность закона
4.Подготовить доклад по истории открытия закона.

В начале урока - вступительное слово учителя, объяснение значения исследовательской работы учащихся и порядка выполнения работы. Затем самостоятельная работа учащихся (работа парами). Групповое обсуждение результатов работы проводится на втором уроке – конференции. Распределение обязанностей в группах для участия в конференции производят сами учащиеся по интересам.

 «Теоретики» должны показать вывод уравнения своего газового закона и объяснить его с точки зрения МКТ. «Экспериментаторы» показывают опыты по его проверке. «Математики» дают геометрическую интерпретацию закона. «Историки» рассказывают об истории открытия закона. «Инженеры» должны рассказать о применении газовых законов. От каждой группы на уроке - конференции выступит 5-6 человек с подробным изложением результатов классного исследования. Опыт показал, что самостоятельное исследование по определённой теме вызывает глубокий интерес учащихся и желание работать. Сама методика построения урока способствует поддержанию и развитию интереса к познавательной деятельности.

Групповая работа является наиболее действенной именно при повторении и обобщении учебного материала. Непрерывно общаясь с товарищами, любой ученик учится анализировать, сравнивать, обобщать.

 Опишу урок повторения большой темы курса «Законы постоянного тока» в 10 классе. Перечень вопросов для повторения заранее сообщается консультантам. В беседе с ними разрабатывается план урока.

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя о значении темы и организации работы на уроке (2 мин.).

2.Работа в группах (28 мин.) Во время работы открыты учебники, тетради и любая дополнительная литература. Задание в группе считается завершенным. Если каждый член группы осмыслил его и может дать ответ по любому пункту плана.

3.Отчеты консультантов об итогах деятельности групп (15 мин.) Здесь необходимо отметить не только качество знаний учащихся и их основные ошибки, но и уровень активности и самостоятельности каждого члена группы.

В третьей части урока учитель может провести опрос или дать проверочную работу.

Коллективная познавательная деятельность позволяет товарищам помогать друг другу в интеллектуальном труде. Такая возможность увлекает школьников, делает для них процесс обучения интересным, содержательным.

Позиция активного деятеля, а не созерцателя воспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие.

Такая деятельность действительно является эффективным средством формирования коммуникативных навыков у школьников и тем самым, помогает в реализации ФГОС.

Изложив основные принципы своей работы, хочу отметить следующее. Пусть ученик поверит в себя, и тогда он сможет освоить самый трудный материал и получить удовлетворение от своей маленькой победы.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Панкова Татьяна Владимировна, 24.07.19 в 13:34 0Ответить Пожаловаться
Здравствуйте! В положении конкурса говорится о том, что на заимствованный материал должны быть ссылки!
"Главная идея обучения в сотрудничестве может быть сформулирована так: учиться вместе, а не просто выполнять вместе". Ссылка: https://studfiles.net/preview/2225388/page:3/
"Коллективная познавательная деятельность позволяет товарищам помогать друг другу в интеллектуальном труде. Такая возможность увлекает школьников, делает для них процесс обучения интересным, содержательным".
Ссылка: https://infourok.ru/formirovanie-poznavatelnih-interesov-uchaschihsya-na-urokah-fiziki-1017197.html

Примеры из опыта работы - вот Ваше и от души!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.