Статья «Восприятие мира через искусство»

0
0
Материал опубликован 18 January 2019

Восприятие мира через искусство

Художественно-эстетическое восприятие мира ребенком через искусство занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса ДОУ.

Художественно-эстетическое развитие к шести годам характеризуется более высокой степенью овладения различными видами художественной деятельности и появлением более сложных компонентов в системах художественных способностей и является важнейшей составляющей формирования духовных и творческих способностей ребёнка и содержит:

эстетическое восприятие (умение наблюдать, выделять свойства предметов и явлений действительности);

некоторые основы искусствоведческих знаний о музыке и музыкантах, об изобразительном искусстве и художниках, театре, народном искусстве разных видов;

интерес ребёнка и развитие художественно – творческих способностей к разным видам художественной деятельности;

эстетические чувства (отношение к миру культуры и произведениям искусства и развитие художественного вкуса);

эстетические оценки, суждения и эстетическое сознание;

развитие эмпатийных способностей ребёнка в условиях восприятия неодушевленных форм, одушевления их и сопереживания живому.

Художественно-эстетическое развитие – развивающий раздел по изобразительному искусству, музыке. Он нацелен на развитие воображения детского творчества, формирование художественных способностей, эстетического восприятия мира, приобщения детей к художественной культуре как культуре духовной.

Задачи художественно-эстетического развития в образовательных областях:

Художественное творчество - развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); развитие детского творчества; приобщение детей к изобразительному искусству.

Музыка - развитие музыкальной деятельности; приобщение детей к музыкальному искусству.

Реализация художественно - эстетического развития детей проходит через следующие виды деятельности.

1.Образовательная деятельность:

- с воспитателем это все виды изодеятельности (рисование, лепка, аппликация);

- с музыкальным руководителем - музыкально-ритмическая деятельность.

2.Совместная деятельность воспитателя с детьми - детский дизайн, кружковую работа, ознакомление детей с произведениями искусства, народными ремёслами, слушание музыки.

3.Совместная деятельность с семьёй - конкурсы семейного рисунка и поделок, посещение театров, филармонии, музеев и выставок картин

В старшем дошкольном возрасте дети имеют возможность полнее и разностороннее отражать в рисунках, лепке и аппликации предметы и явления окружающей действительности, активно и творчески выражать эмоциональное отношение к ним. В изодеятельности у детей замыслы становятся более устойчивыми, расширяются возможности использования материалов по выбору. Так же в этом возрасте у них появляется избирательное отношение к различным видам деятельности.

Задачи развития следующие:

* развивать способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции); воображение, творчество;

* учить детей создавать многофигурные сюжетные композиции, располагать предметы ближе, дальше;

* учить самостоятельно выбирать приемы изображения при интеграции видов изобразительной деятельности;

* учить создавать оригинальные аранжировки из природных и искусственных материалов, используя их для украшения одежды и комнат;

* формировать умения, связанные с художественно-образным отражением предметов и явлений в различных видах изобразительной деятельности;

* формировать личностную позицию, как при восприятии произведений изобразительного искусства, так и в процессе творчества;

* организовывать коллективную работу детей для создания произведений сюжетного и декоративного характера;

* поощрять стремление ребёнка к дизайн-деятельности по благоустройству и декоративному оформлению интерьера (кукольного, детского и взрослого);

В условиях социокультурной среды музея с целью развития у детей художественной культуры решаются следующие задачи:

* формировать ценностное отношение к искусству, интерес к выставкам изобразительного искусства;

* формировать социально-положительный эмоциональный отклик при восприятии произведений искусства; развивать художественное восприятие, понимание языка культуры, образного мышления;

* знакомить с творчеством художников Хакасии,

*знакомить с народным искусством и ремеслом разных видов.

Ввести ребенка в мир искусства, развивать его художественную культуру невозможно без обращения к предметам искусства – картинам. Поэтому посещение выставок художников, проводимых в городе (выставочный зал «Чалтыс») способствует возникновению ценностного отношения к искусству, интереса к выставкам изобразительного искусства, эмоционального отклика по восприятию произведений искусства.

Сейчас, с использованием ИКТ-технологий есть уникальная возможность через виртуальные экскурсии знакомить дошкольников с разными музеями, с выставками.

В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства ребёнок отдаёт предпочтение тому произведению, которое больше нравится, обосновывая выбор с помощью элементов эстетической оценки. Эмоционально откликается на те, произведения искусства, в которых переданы понятные ему чувства и отношения (различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом). Посещение музеев изобразительного искусства оказывает на детей глубокое воздействие: новизна архитектуры, интерьеры залов и сами экспонаты создают особую атмосферу, «образ музея». Встреча с уникальными и высокохудожественными произведениями приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, истории, воспитывает художественный вкус, потребность в прекрасном. Ребенку уже доступны не только наивные образы детского фольклора, но и более сложные композиции декоративно-прикладного искусства, а затем и произведения станковых искусств (живописи, графики, скульптуры) и архитектуры. Он способен воспринимать красоту изделий прикладного искусства, настроение произведения (живопись), содержание контрастных образов, понимать взаимоотношения между персонажами и интерпретировать увиденное. Появляется эстетическая оценка, изобразительность вкуса (красивое - некрасивое, нравится – не нравится, самое любимое, самое красивое).

К концу дошкольного возраста дети способны почувствовать красоту героических образов живописи и обаяние природы в пейзажах.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.