Детско-родительский тренинг «Я и мой ребенок»
Детско-родительский тренинг «Я и мой ребенок»
Цель: гармонизация связи родитель-ребенок, создание условий для эмоционального сближения членов семьи.
Задачи:
* создать условия для эмоционального сближения членов семьи;
* обучить участников навыкам самовыражения чувств и эмоций;
* способствовать снятию эмоционального напряжения;
* формировать у каждого из участников тренинга чувства эмпатии;
* формировать навыки эмоциональной поддержки у детей и родителей.
Участники тренинга: пары родитель-ребенок старшего дошкольного возраста (до 10 пар).
Продолжительность мероприятия: 1 час 20 мин. – 1 час 40 мин.
Оборудование: Бумага, фломастеры, карандаши, карточки с ответами детей, карточки с ситуациями.
Ход тренинга
Упражнение 1: «Мой ребенок самый…, моя мама (папа) самая (самый)…»
Цель: создание позитивного настроя на работу.
Инструкция: дети и родители по очереди продолжают фразу: моя ребенок самый…, моя мама (папа) самая (самый)…
Упражнение 2: «Семейный герб»
Цель: формирование семейных ценностей.
Оборудование: бумага, фломастеры, карандаши.
Инструкция: паре родитель-ребенок предлагается нарисовать герб своей семьи. Это не обязательно должно быть что-то конкретное, это может быть сочетание цветов, линий, геометрических фигур и так далее.
После того, как рисунки будут закончены, необходимо предложить каждой паре рассказать о том, что символизирует их герб, какие чувства родитель и ребенок испытывали при его создании, хотелось бы им что-то изменить в рисунке.
Упражнение 3: «Что любит мой ребенок»
Цель: помочь родителям выяснить, насколько хорошо они знают своих детей.
Инструкция: перед началом тренинга с каждым ребенком, принимающим участие в тренинге проводится беседа по следующим вопросам:
1. Какое твое любимое животное?
2. Во что ты больше всего любишь играть?
3. Какое твое любимое блюдо?
4. Как ты любишь проводить время с мамой (папой, бабушкой)?
5. О чем ты мечтаешь?
В ходе тренинга родителям задаются те же вопросы, что и их детям. Каждый родитель (законный представитель) письменно отвечает на вопросы так, как, по его мнению, ответил его ребенок.
После того, как родители ответили на все вопросы, им раздаются конверты с ответами их детей. При обсуждении результатов родителям необходимо лично для себя ответить на вопрос «хорошо ли я знаю своего ребенка?».
Упражнение 4: «Смена ролей»
Цель: формирование семейных ценностей, совместный поиск приемов для решения проблемных ситуаций.
Инструкция: паре родитель-ребенок предлагаются карточка с описанием ситуации, которую необходимо проиграть, но роль родителя должен играть ребенок, а роль ребенка – родитель.
Примечание* – если паре ребенок-родитель не понравилась предложенная ситуация, они могут придумать свою.
При обсуждении родителям и детям необходимо ответить на вопросы: как Вы считаете, получилось ли справиться с предложенным заданием? Было ли сложно, если да, в чем заключалась сложность?
Упражнение 5. Рефлексия
- Полезно ли было данное мероприятия для Вас?
- Какие эмоции у Вас вызвало данное мероприятие?
- Что нового для себя Вы узнали?
Приложение №1
Ситуация 1
Ребенок просит игрушку в магазине, родитель пытается объяснить, что не может ее купить.
Ситуация 2
Ребенок капризничает, потому что не хочет идти в детский сад, а мама злится, потому что опаздывает на работу.
Ситуация 3
Мама заставляет ребенка кушать суп, ребенок хочет кушать конфеты.
Ситуация 4
Ребенок хочет погулять, маме нужно приготовить обед.
Ситуация 5
Родитель просит ребенка заправить кровать, ребенок хочет играть.
Ситуация 6
Ребенок баловался в детском саду, воспитатель сказала об этом маме.
Ситуация 7
Ребенок хочет смотреть мультфильмы, родитель зовет ребенка гулять.