Технологическая карта урока обществознания «Семья и семейные отношения» (5 класс)
Тема урока: Семья и семейные отношения Класс: 5 Учитель: Гливинская Ольга Викторовна Тип урока: открытие нового знания Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные | Мета предметные УУД | Личностные УУД |
Научатся: Определять функции семьи, характеризовать семейно-правовые отношения Получат возможность научиться: Формулировать определения, анализировать таблицы, решать логические задачи, высказывать свое мнение | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы Коммуникативные: участвуют в коллективом обсуждении проблем; обмениваются мнениями Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий, оценивают свою деятельность | Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают свою учебную деятельность |
Используемая технология: обучение в сотрудничестве, игровая, ИКТ Используемые информационно-технологические ресурсы:
Обществознание. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2015
Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Обществознание. Рабочая тетрадь. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.
Программа по курсу «Обществознание» для 5 – 9 классов под редакцией Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2012.
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I.Мотивация к учебной деятельности | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Организация фронтальной работы с классом. (слайд 1 – 7) Решите кроссворд | Готовят ответы на вопросы. | Личностные: формируется понимание необходимости создания семьи Коммуникативные: развитие устной речи; применяют правила делового сотрудничества |
II.Актуализация знания; | Актуализация опорных знаний и способов действий | Организует беседу по обсуждению решения кроссворда 1. О чем сегодня будем говорить? | Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга |
III.Изучение нового материала. | Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: | Подводит детей к выводу, предлагает назвать варианты темы и цели урока, организует обсуждение. (слайд 8 – 9) 1. Как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить в течение урока? (слайд 10) 2. Давайте попробуем ответить на вопрос – Что такое семья? Работа с учебником стр. 26 – вслух. Посмотрите на экран, составьте из слов определение. (слайд 12) (Семья, на, группа, кровном, это, малая, основанная, родстве, или, браке, взаимной, которой, помощью, и, члены, ответствен-ностью, быта, связаны, общностью.) Семья – это малая группа основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и ответственностью. (слайд 13) 1. Зачем люди создают семьи? Какие функции они выполняют? Вам поможет учебник стр. 26 - вслух 2. Какую роль или какие функции выполняют семьи? (слайд 14 ) Все мы знаем о том, что семьи бывают разные. Давайте рассмотрим виды семьи. (слайд 16) Опираясь на текст учебника стр. 29 заполните таблицу.(слайд 17) Опираясь на изображения картин, определите вид семьи? (слайд 22-27) | Предлагают свои варианты темы и цели урока. Записывают тему урока: «Семья и семейные отношения». (слайд 11) Ответы уч-ся 1.Что такое семья? 2. Какую роль выполняют семьи? 3. Какие бывают семей. 4. Как государство заботится о семье? Отвечают на поставленные вопросы, формулируют определение. Функции семьи (слайд 15) 1.Продолжение рода 2.Воспитание детей 3.Удовлетворение потребности в любви, общении 4.Совместное ведение домашнего хозяйства 5.Забота о малолетних и престарелых Заполняют таблицу (слайд 17), опираясь на текст учебника и фотографии подсказки (слайд 18 – 20). Проверяют заполнение таблицы (слайд 21) Анализируют схему, высказывают свое мнение, | Регулятивные: самостоятельно формулируют тему и цель урока после предварительного обсуждения Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга Познавательные: проявляют умение работать с информацией Познавательные: проявляют умение работать с информацией Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга |
IV. Первичное осмысление и закрепление | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | (слайд 28 -29) Собери пословицы и объясни их значение (слайд 30) Из предложенного списка характеристик семьи выберете и подчеркните положительные качества семьи. Дружная, крепкая, конфликтная, домашние обязанности распределены поровну, отзывчивая, равнодушная, семья, в которой нет взаимопонимания, веселая, нет уважения к членам семьи, заботливая. (слайд 31 – 32) Задание: оцените высказывания. Если высказывание верное (истинное) отвечаем «ДА». Если высказывание неверное (ложное), отвечаем «Нет». 1.Семья в отличие от других малых социальных групп, характе-ризуется родственными отношениями. 2.Семья Ульяновых является родственной расширенной, она состоит из супругов и их детей. 3.Отношения в семье влияют на самочувствие и родителей и детей. 4.Семья, в которой один ребенок, называется неполной. 5.Государство заботится о благополучии семьи. 6.Семья – важнейшая ценность, которая определяет благополучие не только человека, но всего государства. Подведем итоги: 1.Какая малая группа называется семьей? 2.Какое значение семья имеет в жизни человека? 3.Что влияет на психологический климат семьи? 4.Какие семьи бывают? 5.Почему государство заботится о семье? Приведите примеры такой заботы. | Отвечают на вопросы, выполняют задания Отвечают на вопросы | Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества Познавательные: проявляют умение работать с информацией |
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | Организует рефлексию (слайд 33) было трудно… я научилась (научился)… меня удивило … мне захотелось … мне понравилось (не понравилось) мне было интересно… Ставит отметки | Проводят рефлексию - выявляют, что получилось, что - нет. | Регулятивные: оценивание своей работы Коммуникативные: высказывают собственное мнение Личностные: самоопределение, корректировка личности |
VI. Домашнее задание | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Дает домашнее задание § 3 – читать и пересказывать; опросы и задания на стр. 32 – устно. | Слушают, задают вопросы, записывают домашнее задание |