Формирование универсальных учебных действий на уроках физики
Формирование универсальных учебных действий в курсе обучения физики
Анисимова В. В.,
учитель физики
МБОУ «СОШ №3 с УИОП»
г. Котовска
Современный этап развития общества предъявляет определенные требования к личности: активная жизненная позиция, ориентация на творчество, компетентность, умение ориентироваться в изменяющихся условиях, готовность решать профессиональные задачи, способность к самообразованию, самореализации, саморазвитию.
В связи с этим, в последние годы происходит активное изменение парадигмы образования. В «Концепции структуры и содержания общего образования» среди четырех целей и задач школы как социального института в современных условиях указано: «разностороннее развитие школьников, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способствующих самореализации личности. Обосновывая необходимость модернизации содержания образования, авторы концепции отмечают, что «возрастает значение общего образования как основы развития познавательных способностей, общеучебных умений и навыков, без которых все другие этапы непрерывного образования малоэффективны»[1].
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции. Более востребованными оказываются результаты не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться, самостоятельно приобретать знания. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт определяет в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта» [2]
Универсальные учебные действия призваны помочь ученику самостоятельно и творчески решать научные, производственные, общественные задачи; вырабатывать свою точку зрения и критически мыслить; систематически и непрерывно пополнять свои знания путём самообразования и самосовершенствования. Именно об том идёт речь в стандартах образования второго поколения. Универсальные учебные действия (УУД) – это обобщённые действия, обеспечивающие умение учиться. Обобщённым действиям свойствен широкий перенос, т.е. обобщенное действие, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета, может быть использовано при изучении других предметов. Перечень универсальных учебных действий подробно представлен в стандартах второго поколения. В качестве некоторых примеров универсальных учебных действий, формировать которые целесообразно на физическом предметном содержании, можно привести умение создавать и преобразовывать модели изучаемых объектов и процессов, умение решать проблемы творческого и поискового характера. В школе, в процессе обучения, каждый ребенок должен попробовать реализовать себя во всех сферах человеческого знания: гуманитарной, естественной и технической. При этом моя задача, как учителя физики, осуществлять поиск содержания образования, затрагивающего интерес каждого ученика (содержащего аспект взаимоотношения человека, природы и техники на различных уровнях: художественном, изобретательском, экологическом и т.д.). Физика не должна быть для школьников каким-то абстрактным учебным предметом, не имеющим к их повседневной жизни никакого отношения (а именно такое отношение складывается у учащихся даже после окончания школы). «Физика повсюду вокруг нас» - вот что должны представлять и понимать мои будущие выпускники.
Возможно, необходимо пересмотреть само содержание учебного предмета, сделать акцент на качественной стороне явлений и уменьшение доли расчетных задач. Особенно продуктивной в этом случае, на мой взгляд, будет организация таких ситуаций обучения, в которых знания не сообщаются в готовом виде, но добываются через постановку и решение учебных проблем, например, в процессе продуктивного диалога. Тогда на первый план выходит организация самостоятельной деятельности учащихся в различных формах: практическая деятельность (исследовательские эксперименты); анализ источников (научно-популярных статей, хрестоматийных текстов…); решение задач.
Очень важно сегодня понять и признать тот факт, что школа перестала быть для ученика единственным местом получения информации. В современных условиях ребенок больше не получает информацию из одного учебника и от одного учителя. Источники информации весьма многочисленны: от большого количества вариативных учебников по одному и тому же предмету до современных виртуальных библиотек и других мобильных ресурсов Интернета. Поэтому, мне кажется, принцип получения готовых знаний перестал быть актуальным, мотивированным для учеников. Школа должна показать и научить ребенка технологии получения знаний, работе с источниками информации, оценке качества и компетентности подобных источников.
Существенное место в преподавании школьных дисциплин должны занять, так называемые, метапредметные учебные действия («надпредметные»), под которыми понимают умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью, будь то определение стратегии решения математической задачи, запоминание фактического материала по истории или планирование лабораторного эксперимента по физике или химии.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, при котором учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса.
Это очень важно, так как от выпускника школы сегодня требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно, решать комплексные проблемы с учетом междисциплинарных взаимодействий. постоянно работать над своим образованием, уметь учиться.
Все это вынуждает учителя уходить от привычной структуры и проведения урока, традиционных педагогических технологий. Каждый педагог-предметник должен стремиться стать полипредметником, метапредметником, т.е. при реализации новых образовательных стандартов нужно, чтобы изменился сам учитель его менталитет.
Возникает также необходимость создания метапрограмм — программ совместной учебной деятельности учащихся, реализующихся в процессе решения ситуационных заданий и направленных на разрешение конкретных личностно значимых проблем учеников.
Метапредметные (операциональные) результаты связаны с различными видами деятельности, и достижение этих результатов предусмотрено и на уроках по отдельным предметам, и во внеурочной деятельности. Сейчас в базисном учебном плане в качестве обязательного компонента появилась внеурочная деятельность.
Очень действенным средством для получения мобильного, креативного человека, умеющего мыслить нестандартно и постоянно работать над своим образованием является метод проектов.
Как показала практика, проектная деятельность учащихся легко организуется в условиях дополнительного образования и во внеурочное время в общеобразовательной школе. Для одарённых и высоко мотивированных учащихся работа в проектах наполняет их досуг занятием по интересу, позволяет организовать своё самообразование, удовлетворять потребность в получении большего, чем дает школа. Для среднего или слабого ученика внеурочные проекты, конечно, являются дополнительной нагрузкой. И все же проектирование есть универсальное умение, которым должны в той или иной мере овладеть все учащиеся.
Жесткие рамки допустимой урочной и внеурочной нагрузки учащихся и ситуация перегруженности учебного плана заставляют искать оптимальные способы организации занятий по формированию проектной деятельности учащихся. Один из способов оптимизации заключается во включении в контекст предметных практических занятий фрагментов проектной деятельности и использование обычных уроков для формирования отдельных элементов проектной деятельности.
В контексте проектной деятельности можно проводить обобщающие уроки по крупным темам, уроки конструирования или использование элементов конструирования на уроках, можно выполнять краткосрочные проекты, проведение лабораторных работ, которые не описаны в учебнике (ученики сами должны составить ход работы, таблицу для записи результатов, список оборудования).
Проекты во внеурочной деятельности проводятся по инициативе учащихся индивидуально или в группе. В этом случае и формирование проектных групп осуществляется «по желанию». Работа в них протекает в более благоприятной, комфортной обстановке, поэтому сам процесс группового взаимодействия осуществляется легче.
Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу и для применения информационно-коммуникационной технологии. Во внеурочной работе эти технологии можно использовать как коммуникативные средства для получения электронной формы отчетов при выполнении домашних лабораторных работ и творческих заданий, для подготовки ученических конференций, научно-исследовательских работ, рефератов, представлением мультимедийной презентации при защите проектов.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что при применении метапредметного подхода УУД во внеурочной деятельности по физике способствуют формированию мировоззрения и творческого мышления учащихся, причем не только в области естествознания, а также приближают его к реальной жизни и повседневной практике. Сегодня, на пороге стандарта образования второго поколения, перед учителями встают новые задачи: повышение уровня компетентности учащихся; владение информационным пространством и выделения из общего потока достоверной информации; воспитание конкурентоспособности учащихся.
Я уверена, что важным для учителя является не только воспитать одарённого ребёнка, но и сохранить его у себя в школе. Для такой работы необходим творческий подход. Однако, если работа с мотивированными школьниками имеет достаточно отработанную схему, то раскрытие талантов у немотивированных школьников требует длительной и кропотливой работы, и нередко успех зависит от личности учителя и его коммуникативных качеств. Вовлечение немотивированных школьников в проектную и исследовательскую деятельность – один из способов решения этой проблемы.
Изучение физики не может сводиться только к механическому запоминанию теоретического материала и алгоритма решения задач. Использование проблемно – эвристического метода познания позволяет развить личностную заинтересованность ученика в изучаемом предмете, активизировать его ассоциативное мышление, что, несомненно, повышает качество знаний учащихся. Навыки проведения лабораторных работ и самостоятельное решение задач является для каждого ученика бесценным опытом постижения метода познания (рефлексия).
Существующий поток информации ставит перед учениками порой непосильную задачу: как найти не только необходимую, но и достоверную информацию. Как её отличить? Какой источник информации можно считать надежным? Умение работать с источниками информации, и, прежде всего, с Интернетом необходимо для дальнейшей успешной деятельности учащихся. Следовательно, и сам учитель должен в полной мере владеть данной технологией.
Опираясь на традиционные учебники и сборники задач, рекомендованные Стандартом образования, использую в своей работе мультимедийное оборудование, программные и технические средства ИТ. Их использование позволяет расширить возможности традиционных методов обучения, то есть сочетать словесные и наглядные методы преподавания, а также активизировать методы контроля. Тем более, существует довольно большой спектр явлений, продемонстрировать наглядно которые, без анимации, невозможно. Сочетание традиционных демонстраций и интерактивных моделей, меняющих режимы проведения виртуальных экспериментов, позволяют наглядно, быстро и эффективно не только изучать новые темы, но и закреплять их здесь же на уроке.
Однако я считаю, что использование информационных технологий на уроке должно быть строго дозировано. Тем более, исключать из своей деятельности лабораторные и практические работы с реальным оборудованием ни в коем случае не стоит. Именно здесь, во время проведения лабораторных работ, ученик может научиться планировать и организовывать свою учебную деятельность, получать навыки исследовательской работы.
В пользу вышесказанного хотелось бы отнести и коммуникативный компонент: учитель постоянно должен находиться в диалоге с учеником, направлять его и взаимодействовать вместе с ним.
В своей деятельности мне хотелось бы отметить два направления, которые получили новое развитие в последнее время, а также с введением ЕГЭ. И, прежде всего, это использование проблемно - эвристического метода познания при решении
1) качественных задач;
2) задач естественнонаучного цикла, то есть на стыке предметов физики, химии, биологии и географии. Задачи подобного рода формулируются как «применение знаний в новой ситуации». Умение выделять главные определяющие признаки явлений в любой ситуации позволяет повысить уровень компетентности учащихся.
Здесь хотелось бы отметить прикладной аспект знаний по физике:
1.экономический аспект, включающий в себя знания для «быта и дома», позволяющий воспитать «грамотного потребителя», использующего энергосберегающие приборы и т.д.
2.экологический аспект, включающий в себя знания для защиты здоровья человека.
Каждый год, знакомясь с семиклассниками, я начинаю свой урок со слов: «С самого своего рождения мы познаём окружающий нас мир. Изучая физику, свой опыт и свои знания мы переводим на язык математики, что сделает наш мир более понятным и предсказуемым». Научить не только смотреть, но и видеть, слушать и быть услышанными, думать и анализировать, иметь собственное мнение, любить знания и стремиться к ним,- такой я ставлю перед собой задачу воспитания и обучения своих учеников.
Каковы же методы достижения этой цели? Прежде всего – создание позитивного здоровьесберегающего пространства. Каждый урок должен стать новой ступенью познания, в том числе и контрольные работы, но не временем повышенного стресса учащихся. Доброжелательность, умение увидеть в каждом личность, способную к творчеству и самовыражению, сопереживание и сердечность, а также профессионализм и высокие требования к себе и своему труду – вот те качества, какими должен сегодня обладать учитель. Выбрать из нового главное и приемлемое для себя, научиться и научить пользоваться новыми технологиями, но не растерять самое главное и лучшее, что было в старой школе.
Литература:
1. Концепция структуры и содержание общего образования (в 12 летней школе): Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03 2001 №224// Нормативно- правовые основы проведения эксперимента по обновлению структуры и содержания образования в Российской Федерации. -М.: АПК и ПРО, 2002.-С.40-50.2. Проект.Разработка и апробация государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Программа развития универсальных учебных действий. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.,2008г.
6