Материал на проверке

Дидактический материал по коррекции и развитию эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития «Карта страны эмоций»

0
0
Материал опубликован 27 December

Дидактический материал по коррекции и развитию эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития

«Карта страны эмоций»



Пояснительная записка


Эмоции играют важную роль в жизни каждого человека, особенно в детском возрасте. Они помогают ребенку ориентироваться в окружающем мире, понимать свои чувства и взаимодействовать с другими людьми. Однако у детей с задержкой психического развития (ЗПР) часто возникают трудности в распознавании и выражении своих эмоций, а также в понимании эмоциональных состояний других людей. Это может привести к проблемам в социальной адаптации, трудностям в обучении и снижению качества жизни ребенка.

В связи с этим особую актуальность приобретает создание специальных методик, направленных на развитие эмоциональной сферы детей с ЗПР. Одной из таких методик является «Карта страны эмоций», которая представляет собой интерактивный инструмент для работы с эмоциями. Данная разработка создана на стыке методов «Сказкотерапия» и «Арт-терапия».

Цель и задачи разработки

Целью данной методической разработки является создание условий для развития эмоционального интеллекта у детей с задержкой психического развития через использование карты страны эмоций. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

Развитие способности распознавать и называть собственные эмоции.

Обучение пониманию эмоциональных состояний других людей.

Формирование навыков выражения эмоций адекватным образом.

Повышение уровня социальной адаптации и коммуникативных способностей.


Описание

«Карта страны эмоций» представляет собой визуальный материал, который включает в себя различные зоны, соответствующие основным эмоциям: радость, грусть, гнев, страх, интерес и другие. Каждая зона имеет свой уникальный дизайн и символику, чтобы дети могли легко ассоциировать их с определенными эмоциями.

«Эмоциональное поле»: это карточки с эмоциями, которые ребенок закрашивает в цвета, с которыми он ассоциирует те или иные эмоции.

По мимо визуального материала, методика содержит сказку про эмоции, в которой содержится пояснения в форме метафор про каждую эмоцию.


Работа с картой происходит следующим образом:

Распознавание эмоций: Ребенку предлагается рассмотреть карту и назвать те эмоции, которые он видит. Раскрасить «Эмоциональное поле» согласно своим представлениям и ассоциациям. Педагог помогает ему, задавая вопросы о том, какие ситуации могут вызывать ту или иную эмоцию.

Чтение и обсуждение сказки про эмоции.

Проигрывание ситуаций: Педагог предлагает ребенку разыграть сценки, где тот будет демонстрировать разные эмоции. Например, ребенок может показать, как он радуется, когда получает подарок, или как он грустит, когда теряет игрушку.

Обсуждение чувств: После проигрывания каждой сцены педагог задает вопросы о том, что чувствовал ребенок в той или иной ситуации, и помогает ему выразить эти чувства словами

Создание истории: На основе карты создается история, в которой главный герой путешествует по стране эмоций. Ребенок сам выбирает, какие эмоции будут встречаться на пути героя, и рассказывает, как герой справляется с ними.


Преимущества использования


Использование «Карты страны эмоций» имеет ряд преимуществ:

1. Интерактивность: Методика позволяет детям активно участвовать в процессе обучения, что делает его более интересным и эффективным.

2. Наглядность: Визуальные образы помогают детям лучше понять и запомнить информацию об эмоциях.

3. Индивидуализация: Методика может быть адаптирована под потребности конкретного ребенка, учитывая его уровень развития и интересы.

4. Развитие социальных навыков: Работа с картой способствует улучшению взаимодействия между детьми и взрослыми, развитию эмпатии и умения понимать чувства других людей.


Заключение

Методическая разработка «Карта страны эмоций» является важным инструментом для работы с детьми с задержкой психического развития. Она помогает им развивать эмоциональную сферу, улучшать социальные навыки и повышать качество жизни. Использование данной методики в образовательном процессе позволит создать условия для успешного обучения и социализации детей с особыми потребностями.



Приложение 1. Сказка «Удивительный сон мальчика Саши»


Жил-был мальчик по имени Саша. Он был обычным мальчиком, но однажды ему приснился странный сон. Во сне он оказался в необычной стране под названием Страна Эмоций. В этой стране жили разные эмоции, каждая из которых имела свой дом и своё место.
Первым делом Саша попал в дом Радости. Это было самое яркое и солнечное место в Стране Эмоций. Дом Радости находился на вершине холма, окружённого зелёными лугами и цветущими садами. Внутри дома всё сверкало и переливалось разными цветами радуги. Радость жила в этом доме вместе со своими друзьями Весельем и Смехом. Они всегда были готовы поделиться своим хорошим настроением с теми, кто нуждался в нём.
Радость нужна людям, чтобы чувствовать счастье и удовольствие от жизни. Она помогает нам наслаждаться приятными моментами и находить радость в мелочах.
Затем Саша отправился в дом Грусти. Этот дом стоял в тени высоких деревьев, и вокруг него всегда царила тишина, а рядом было огромное глубокое озеро. Внутри дома было уютно, но немного мрачно. Грусть сидела в кресле-качалке возле камина, читая старую книгу. Рядом с ней находились Печаль и Тоска.
Грусть необходима людям, чтобы осознавать потери и трудности, через которые мы проходим. Она учит нас ценить светлые моменты и помогает справляться с тяжёлыми переживаниями.
После этого Саша посетил дом Интереса. Этот дом был расположен посреди большого леса, полного загадок и тайн. Внутри дома царило оживление: везде лежали книги, карты и различные предметы, которые хотелось изучить. Интерес жил там вместе с Любопытством и Восхищением.
Интерес нужен людям, чтобы учиться новому, открывать неизведанное и стремиться к знаниям. Он делает нашу жизнь насыщенной и полной открытий.
Следующим домом, куда зашёл Саша, был дом Удивления. Этот дом находился на берегу реки, откуда открывались потрясающие виды. Внутри дома всё было необычным и неожиданным: мебель могла менять форму, а стены – цвет. Удивление жило там вместе с Чудом и Восторгом.
Удивление необходимо людям, чтобы воспринимать мир с открытым сердцем и умом. Оно помогает нам видеть красоту и уникальность всего, что нас окружает.
Потом Саша решил заглянуть в дом Страха. Этот дом располагался в тёмном и мрачном лесу, где царили таинственные звуки и шорохи. Внутри дома было темно и холодно. Страх сидел в углу, обхватив себя руками, рядом с ним находились Опасение и Тревога.
Страх необходим людям, чтобы предостерегать их от опасностей и помогать избегать неприятностей. Он защищает нас от угроз и учит осторожности.

Дом Отвращения находился далеко в болотах. Был он маленький и покрытий плесенью. Внутри, на удивление, было очень и очень чисто, царил идеальный порядок: каждая вещь была на своем месте, в доме приятно пахло свежестью. Отвращение жило с Презрением и Брезгливостью. Они любили дружно обсуждать как надо жить, чтобы всем было хорошо.

Отвращение нужно человеку для того, чтобы показать – там опасность, это вредно, не полезно, может навредить жизни. Оно помогает выучить нормы людей, чтобы принимать верные для самого человека решения.
Дом Злости находился на вершине высокой скалы. Вокруг него бушевал сильный ветер, а внутри царила буря эмоций. Злость жила там вместе с Гневом и Раздражением. Они часто спорили между собой, но при этом понимали друг друга.
Злость нужна людям, чтобы защищать свои границы и отстаивать свои интересы. Она помогает нам выражать недовольство и бороться за справедливость.
Стыд
Последним местом, которое посетил Саша, стал дом Стыда. Этот дом был спрятан среди густых кустарников, и найти его было непросто. Внутри дома было тихо и спокойно. Стыд сидел в уголке, стараясь не привлекать внимания. Рядом с ним находились Совесть и Раскаяние.
Стыд необходим людям, чтобы понимать свои ошибки и исправлять их. Он помогает нам расти духовно и становиться лучше.
Когда Саша проснулся, он понял, что каждая эмоция важна и имеет свою роль в нашей жизни. Все они помогают нам жить полноценной жизнью, переживать разные ситуации и развиваться как личности.


Приложение 2. Карта страны Эмоций

t1735279568aa.gif

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.