Статья «Диагностика сформированности компетенций обучающихся»
Диагностика сформированности компетенций обучающихся.
(Проверяется не компетентность как таковая, а лишь ее отдельные компоненты, лежащие в основе формирования данной компетентности, то есть знания и умения.)
Диагностика проводилась в 5 классе. Принимало участие – 24 человека. Никакой подготовительной работы предварительно проведено не было. Данная диагностика, конечно, не в полной мере отражает уровни сформированности, т.к. вопросы диагностики ключевых компетенций школьников мало освящены в современной литературе..
На начальном этапе был проведен тест (см. Приложение 1), который помог сформировать представление об уровне развития компетенций в 5 "В» классе. Тест представлял собой работу из четырех заданий, на некоторые из которых предлагались варианты ответа. Тест составлен следующим образом:
первое задание ориентировано на диагностирование ценностно-смысловой компетенции, детям была предложена стандартная арифметическая текстовая задача, отвечающая требованиям данного вида компетенции: учащимся необходимо было получить не только правильный ответ, но и написать ход решения в самом бланке (в графе «Решение»), а также ход своих мыслей – пояснения к действиям (в графе «Черновик»).
- второе задание ориентировано на диагностику учебно-познавательной компетенции. Учебно-познавательные компетенции проявляются в умении учащихся определить цели и порядок работы, самостоятельно спланировать свою учебную деятельность , установить связи между отдельными объектами, осуществить самоконтроль; в задаче создана такая ситуация чтобы проблема опиралась на личный опыт ребенка.
- третье задание теста направлено на изучение уровня развития информационной компетентности. Необходимо, чтобы учащиеся умели добывать информацию из источников разных видов. Школьные учебники по математике предлагают задачи в основном текстового содержания. Поэтому необходимо включать в содержание задачи, данные в которых представлены также в виде таблиц, диаграмм, графиков и т.д.
- четвертое задание направлено на диагностику социально трудовой компетенции. Данный вид компетенции предполагает овладение учеником знаниями и опытом в социально-трудовой сфере. Т.е. данная компетентность подразумевает овладение детьми теми предметными знаниями, умениями и навыками, которые они будут использовать непосредственно в своей дальнейшей жизнедеятельности.
А правильное оформление теста, грамотная и аккуратная работа с бланком – позволила судить об уровне развития письменного аспекта коммуникативной компетенции .
За каждую правильно решенную задачу начислялся один балл, если в решении задачи были недочеты или неточности, или задача вовсе не была решена, то учащийся получал 0 баллов. За все правильно решенные задания учащийся мог получить 4 балла. Результаты представлены ниже.
Со всеми 4 заданиями справились 2 человека (8%), причем это дети пришедшие в 5 класс из других школ.
Успешнее ребята справились с 3 задачей , хотя подобного рода задачи учащимся ранее не были знакомы и тема «диаграммы» не была изучена.
Низкие показатели по 4 задаче. 42 % обучающихся даже не приступали к выполнению задания.
Уровень сформированности коммуникативной компетенции (письменный аспект) очень низкий. В графе «Черновик» большинство обучающихся описывали не ход своих мыслей, а словесное описание выполняемых действий.
Кроме того, аккуратность работы с бланком не сформирована.
Приложение 1
Бланк заданий для оценки уровня развития компетенций учащихся
Фамилия, имя_________________________________
Задание 1.
Для приготовления 1 кг замазки требуется 200 г олифы и 800 г мела. Сколько потребуется олифы и мела, чтобы приготовить 5 кг замазки?
ОТВЕТ___________________________________________________
Решение | Черновик |
Задание2
__________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ _________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ | ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ |
Задание 3.
Решение __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ _________________________________________ __________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | Черновик ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _ |
Задание 4. Пакет молока стоит 21 рубль 30 копеек. Сколько пакетов молока можно купить на 500 рублей?ОТВЕТ_______________________________________________________
Решение __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ _________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | Черновик ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |