Статья «Использование технологий кейс-метод и веб-квест для диагностики сформированности общих компетенций»
Использование технологий кейс-метод и веб-квест для диагностики сформированности общих компетенций
Подготовка конкурентоспособного специалиста является одной из актуальных проблем для учреждений СПО. Рабочие программы СПО разработаны в соответствии с ФГОС СПО, в основе которого лежит компетентностный подход, предполагающий формирование у студента общих и профессиональных компетенций.
Данная статья посвящена исследованию эффективности использования технологий кейс-метод и веб-квест для диагностики сформированности общих компетенций у студентов организаций СПО при изучении английского языка. Исследование проводилось на студентах второго курса групп, обучающихся по специальности 40.02.01. «Право и организация социального обеспечения». Общее количество студентов в группах: 42 человека.
В ходе исследования были рассмотрены педагогические условия формирования следующих компетенций:
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Данное исследование проводилось в три этапа:
1) Выявление начального уровня сформированности общих компетенций;
2) Формирование общих компетенций по средствам использования проектной технологии веб-квест и технологии кейс-метод;
3) Сравнительный анализ показателей уровня сформированности общих компетенций по итогам исследования.
Для выявления начального уровня сформированности ОК 4-6 была разработана шкала оценок (Таблица 1).
Таблица1
Шкала оценок для определения уровня сформированности ОК
Компетенции | Уровень сформированности ОК | |||
0 | 1 | 2 | 3 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | Умение работать с различными источниками информации, навыки ее анализа и преобразования, формулировки вывода отсутствуют | Умение работать с различными источниками информации, навыки преобразования и анализа информации, формулировки вывода развиты слабо. Проявление данного умения и навыков требуют постоянной поддержки со стороны преподавателя и одногруппников | Умение работать с различными источниками информации, навыки преобразования и анализа информации, формулировки вывода развиты хорошо. Проявление данного умения и навыков требуют некоторой поддержки со стороны преподавателя и одногруппников | Умение работать с различными источниками информации, навыки преобразования и анализа информации, формулировки вывода развиты высоко. Проявление данного умения и навыков не требует поддержки |
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии (Далее ИКТ) в профессиональной деятельности. | Студент не способен использовать информационно-коммуникационные технологии | Умение использовать электронные ресурсы, осуществлять поиск и извлечение, обработку информации в сети Интернет и различных электронных носителях, представление информации в различных формах с использованием программного обеспечения развито слабо. Студенту требуется постоянная помощь преподавателя или одногруппников | Студент использует электронные ресурсы, осуществляет поиск и извлечение, обработку информации в сети Интернет и различных электронных носителях, представляет информацию в различных формах с использованием разнообразного программного обеспечения, иногда прибегая к помощи преподавателя и одногруппников | Студент использует электронные ресурсы, осуществляет поиск и извлечение, обработку информации в сети Интернет и различных электронных носителях, представляет информацию в различных формах с использованием разнообразного программного обеспечения без посторонней помощи |
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями | Студент не умеет общаться и работать в коллективе | Способность высказывать свое мнение, задавать вопросы, вести диалог, поддерживать беседу выражена слабо | Обладает коммуникативными качествами на хорошем уровне, способен высказать свое мнение, задавать вопросы и вести беседу | Обладает не только коммуникативными качествами на высоком уровне, но и организаторскими, проявляет инициативу. |
Уровни сформированности ОК:
«0» - компетенция не развита
«1» - компетенция развита слабо
«2» - компетенция развита на продвинутом уровне
«3» - компетенция полностью развита
Оценка уровня сформированности компетенций проводилась по средствам наблюдения за студентами во время прохождения веб-квестов и решения кейсов. Для этого был разработан специальный бланк оценки уровня сформированности ОК, заполняющийся на каждого студента (рис. 1).
Рис. 1 Бланк оценки уровня сформированности ОК
После выявления начального уровня сформированности общих компетенций мы получили следующие результаты уровня сформированности ОК 4-6, представленные на рис. 2.
Рис. 2. Начальный уровень сформированности ОК 4-6
Проанализировав результаты, мы видим, что студентов, у которых хотя бы одна из общих компетенций совершенно не развита нет. Из 42 студентов ОК 4 развита на первом уровне у 45,2%, на втором у 40,4%, на третьем у 14,2%. ОК 5 развита на первом уровне у 48% студентов, на втором у 38%, на третьем у 14,2%. И ОК 6 на первом уровне развита у 38%, на втором у 45,2%, на третьем у 16,7%.
После оценки изначального уровня сформированности ОК 4-6 наступил этап формирование ОК4-6 по средствам использования проектной методики веб-квест и кейс-метода.
Для того чтобы сделать выводы об эффективности применения методики веб-квеста и кейс метода для развития ОК 4-6 при обучении английскому языку, сравним уровни сформированности данных компетенций в начале и по итогам нашего исследования.
Сначала рассмотрим, как изменился уровень сформированности ОК 4. Диаграмма (Рис. 3) показывает нам, что количество студентов с первым уровнем сформированности ОК 4 значительно сократилось: с 45% до 29%. Одновременно с этим увеличилось количество студентов со вторым и третьим уровнем сформированности ОК 4: с 40% до 46% и с 14% до 25% соответственно.
Рис. 3 Динамика уровня сформированности ОК 4
Теперь рассмотрим, как изменился уровень сформированности ОК 5. Количество студентов с первым уровнем сформированности ОК 5 вновь значительно снизилось: с 48% до 32%, а также произошел рост количества студентов со вторым (с 38% до 42%) и с третьим (с 14% до 26%) уровнями сформированности ОК 5. Результаты представлены на диаграмме (Рис. 4).
Рис. 4 Динамика уровня сформированности ОК 5
И, наконец, рассмотрим динамику уровня сформированности ОК 6 (Рис. 5):
Рис. 5 Динамика уровня сформированности ОК 6
Здесь мы вновь видим положительную динамику: количество студентов с первым уровнем сформированности ОК 6 значительно сократилось (с 38% до 18%), и произошел рост количества студентов со вторым (с 45% до 47%) и третьим (с 17% до 32%) уровнем сформированности ОК 6. Таким образом, результаты нашего исследования показывают, что метод веб-квеста и кейс-метод являются эффективными для формирования и диагностики уровня сформированности ОК 4-6 в процессе изучения английского языка.
Эмрих Елена Юрьевна