12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Войнова Антонина Юрьевна19
Работаю в коррекционной школе-интернате для обучающихся с умственной отсталостью. Преподаю историю и обществознание. (интеллектуальными нарушениями)
Россия, Хакасия респ., Саяногорск
0

Диагностика словаря исторических терминов и понятий на уроках истории в 7-м классе в коррекционной школе VIII вида.

«Коррекционная работа по обогащению словаря исторических терминов на уроках истории с обучающимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»


Войнова А.Ю., учитель истории

МБОУ «Школа-интернат № 8»,

г. Саяногорск


Известно, что для детей с недоразвитием интеллекта характерен скудный словарный запас. В общеобразовательной школе тоже существует такая же проблема, поэтому тема может быть актуальна и для педагогов общеобразовательной школы.

Бедность словарного запаса у обучающихся и трудности усвоения ими исторических терминов требуют тщательной работы на уроке.

Цель, которую я ставлю в работе с обучающимися - формирование активного словаря исторических терминов в ходе каждого этапа урока.

Задачи:

1. Выявление уровня сформированности у обучающихся активного словаря исторических терминов.

2. Система заданий, направленных на обогащение активного словаря исторических терминов у обучающихся.

Учитывая, что нарушения внимания приводят к смешению фактов, их хронологической перестановки, на каждом уроке уделяю внимание конкретизации и трактовке понятий, фактов, установлению причинно-следственных связей. Наиболее успешно это достигается за счёт применения приёмов сравнения, сопоставления, анализа, обобщения исторического материала.

Словарный запас детей с нарушением интеллекта отличается бедностью и не дифференцированностью. В связи с нарушениями в развитии психических процессов детям требуется более длительное время обучения и специальный подход.

Нарушения последовательности логического высказывания обучающихся приводят к тому, что они не могут воспринимать исторический материал в большом объеме.

Обогащение активного словаря на уроках истории у детей с нарушением интеллекта является одним из условий успешного обучения, повышения уровня информированности.

Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний исторического словаря. При этом надо подходить к формированию знаний с учётом психофизического развития типологических и индивидуальных особенностей учеников.

Активный и пассивный исторический словарь обучающихся формируется за счёт многократного, вариативного повторения новых терминов. Знакомство с историческими понятиями происходит через сообщение термина, определение понятия, упражнения в использовании нового понятия, оперирование новым понятием. Основными приёмами работы с понятиями могут служить сравнение понятий по существенным признакам, различные средства наглядности, позволяющие создать целостную картину об изучаемом понятии, уточнение и закрепление понятия.

Все упражнения, направленные на развитие активного исторического словаря необходимо применять отдельными этапами в структуре уроков истории:

- Упражнения, способствующие развитию умения объяснять значения исторических терминов.

- Упражнения, направленные на формирование уровня понимания детьми лексических значений исторического словаря.

- Упражнения, способствующие развитию умения называть обобщенные исторические понятия.

- Упражнения, способствующие развитию умения, правильно и точно употреблять исторические термины, понятия.


1. Упражнения, способствующие развитию умения объяснять значения

исторических терминов.

Изучение нового материала по теме: «Новгородское вече»

Деятельность учителя:

проводим словарную работу:

НОВГОРОДСКОЕ ВЕЧЕ , ПОСАДНИК, ТЫСЯЦКИЙ, АРХИЕПИСКОП

Задание: рассмотрите систему управления и найдите в тексте учебника абзацы, рассказывающие о посаднике, тысяцком, архиепископе.

Узнаем: - чем занимался посадник?

- чем занимался тысяцкий?

- чем занимался архиепископ?


Деятельность обучающихся:

Участвуют в разборе новых слов. Записывают схему в тетрадь.


t1673859435aa.gift1673859435ab.gift1673859435ac.gifПравители Новгорода

t1673859435ad.gif


Посадник Архиепископ Тысяцкий Князя приглашали

новгородцы как военного

руководителя

Задание.

1. Рассмотрите в учебнике схему управления и распределите обязанности должностных лиц Новгорода:


пt1673859435ae.gif осадник управление населением города, судом


аt1673859435af.gift1673859435ag.gif рхиепископ надзор над летописаниями


тt1673859435ah.gif ысяцкий глава городского ополчения


князь управление казной и внешними связями


2. Упражнения, направленные на формирование уровня понимания детьми лексических значений исторического словаря, нацеленные на формирование и отработку различных речевых умений: самостоятельно формулировать и отвечать на поставленные вопросы, уметь конструировать фразы (от простых предложений до сложных);


2. Повторение материала по теме: «Обычаи восточных славян»

Деятельность учителя:

На карточках заполните пропущенные слова, словами, подходящими по смыслу.

Деятельность обучающихся:

Выполняют задания на карточках.

Каждая женщина умела ………….. пряжу,……………. одежду.

Мужчины…………….сети для рыбной ловли,………….земледельческие инструменты,…………посуду из дерева.

Самыми уважаемыми мастерами были…………….и……………… .


3. Повторение пройденного материала.

Задание:

Учитель показывает на карточках начало слова, а ученики показывают карточку с его продолжением. Побеждает ученик, который быстрее других поднимет карточку с правильным ответом. Возможна работа с карточками в подгруппах.

Исто - рия 2. Бо - рона

Му - зей Паш - ня

Кур -ган Рог - атина

Архео - логи Жат - ва ( и т. д.)


4. Упражнения, способствующие развитию умения называть обобщённые исторические понятия.

Этап урока: «Роды и племена восточных славян и их старейшины»

Деятельность учителя: Найдите правильный ответ и подчеркните.

Работа с карточками.

1) Что такое род?

- коллектив родственников, вышедших из одной семьи;

- народное собрание;

- несколько племён.


2) Что такое племя?

- несколько родственников, живущих вместе;

- несколько родов, живущих на одной территории, говорящих на одном языке;

- княжеское войско


3) Что такое вече?

- торговая площадь;

- княжеское войско;

- народное собрание.


Система практических работ, применяемых в процессе изучения истории, обеспечивает школьникам приобретение и закрепление необходимых знаний, умений и навыков, активизирует все виды деятельности обучающихся на уроке, способствует развитию практических умений и коррекции психических процессов.

Для выявления уровня словарного запаса проводилась работа по методикам и специально разработанному анкетированию. В ходе работы использовала методики Власовой Г.В., Чиркиной Г.В., Т.И. Власенко. Дмитриевой Л.И. Данные методики были переработаны для обучающихся с нарушением интеллекта. Все методики были составлены исходя из программного материала.


1. Методика «Объяснение значений слов» (по методике Т.А. Власовой).

Цель: обследование словарного состава.

Инструкция: ответь, что это обозначает?

Столица это – …главный город страны;

Россияне это -…жители России;

Граница это -…линия, которая отделяет территорию нашей страны от

территории других стран;

Президент это -…глава нашего государства и т.д.


2.Методика «Твои ассоциации к слову»

Цель – определение уровня понимания детьми лексических значений исторического словаря.

Инструкция: подбери слово, которое ассоциируется со словом

- Ратник - … воин;

- Дружина - … княжеское войско;

- Оборона - … защита;

- Секира - … боевой топор;

- Копье - … метательное оружие, с металлическим наконечником.


3.Методика «Назови, одним словом» по методике Т.И. Власенко.

Цель: Определение обобщённых понятий.

Инструкция: скажи, как можно назвать одним словом

Материальный предмет, которому придана форма человека или животного.

(Идол).

2) Доминирующее положение женщины в обществе, семье. (Матриархат).

3) Высший этап развития человечества (Цивилизация) и т.д.


4.Методика «Найди правильный ответ и подчеркни его»

Цель: определить уровень сформированности активного словаря исторических терминов.

Инструкция: К каждому вопросу предложено три ответа, один из которых правильный. Выбрать правильный ответ.


1.

Люди, которые изучают прошлое человечества по раскопкам.

Археологии


историки


предки

2.

Объединение людей, которые всем пользовались сообща.

) с

семья

община


племя


3.

Самый старый, мудрый и уважаемый член общины.

князь

президент


Старей-шина

4.

Место, где жили славяне

деревня

поселение

город

и т.д.

Целенаправленная коррекционная работа с использованием разработанной системы упражнений дидактических игр и методических рекомендаций даёт положительные результаты.

Одним из основных направлений в работе это поиск путей и способов интеграции детей с ограниченными возможностями в культуру на базе личностного развития. Осуществляется это на различных мероприятиях, которые стали традиционными в школе: «Доброе слово, что ясный день» - посвященное Дню пожилого человека; Спортивный поединок «Ученики, учителя-все мы спортивная семья»; Спортивный праздник-парад с учениками других школ города; концертные программы для родителей «Жить в добром мире» и т.д.

Поисковая работа и содействие с обществом ветеранов Великой Отечественной войны ещё одно из направлений внеурочной деятельности. В эту деятельность мы вовлекаем всех своих учеников, так как считаем, что воспитать гражданина, человека можно только воздействуя на его нравственные качества, формируя чувство патриотизма и национальной гордости за свое Отечество. Ученики ежегодно принимают участие в митинге, посвященном Дню Победы, возлагают цветы у Вечного огня, устраивают совместные встречи. Тематика этих встреч различная:

- Выступление ветеранов на уроках истории, по теме «Воспоминания о боевых действиях во время войны»;

- мероприятия с участием ветеранов ВОВ «Давным-давно была война», «Встреча трех поколений»; «Мы дети, внуки, правнуки Победы», «Песни в солдатской шинели»;

- поэтические часы по теме: «Дорогой наш человек», «Война вошла в мальчишество моё» и т.д.

Другое, не менее важное направление – изучение истории и культуры родного края, сравнение быта хакасов и русских, посещение краеведческих музеев г.Абакана, г.Минусинска, г.Саяногорска, Государственного мемориального музея-заповедника «Сибирская ссылка В.И.Ленина» в с.Шушенское, дружеские встречи с ребятами Аскизской коррекционной школы.

Патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем его мире, об истории и традициях своего народа.

Общаясь с другими детьми, ребёнок с проблемами в развитии чувствует себя таким же полноправным участником. Конечно, таким детям требуется больше внимания и помощи со стороны педагогов.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.