Диагностика словаря исторических терминов и понятий на уроках истории в 7-м классе в коррекционной школе VIII вида
«Коррекционная работа по обогащению словаря исторических терминов на уроках истории с обучающимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»
Войнова А.Ю., учитель истории
МБОУ «Школа-интернат № 8»,
г. Саяногорск
Известно, что для детей с недоразвитием интеллекта характерен скудный словарный запас. В общеобразовательной школе тоже существует такая же проблема, поэтому тема может быть актуальна и для педагогов общеобразовательной школы.
Бедность словарного запаса у обучающихся и трудности усвоения ими исторических терминов требуют тщательной работы на уроке.
Цель, которую я ставлю в работе с обучающимися - формирование активного словаря исторических терминов в ходе каждого этапа урока.
Задачи:
1. Выявление уровня сформированности у обучающихся активного словаря исторических терминов.
2. Система заданий, направленных на обогащение активного словаря исторических терминов у обучающихся.
Учитывая, что нарушения внимания приводят к смешению фактов, их хронологической перестановки, на каждом уроке уделяю внимание конкретизации и трактовке понятий, фактов, установлению причинно-следственных связей. Наиболее успешно это достигается за счёт применения приёмов сравнения, сопоставления, анализа, обобщения исторического материала.
Словарный запас детей с нарушением интеллекта отличается бедностью и не дифференцированностью. В связи с нарушениями в развитии психических процессов детям требуется более длительное время обучения и специальный подход.
Нарушения последовательности логического высказывания обучающихся приводят к тому, что они не могут воспринимать исторический материал в большом объеме.
Обогащение активного словаря на уроках истории у детей с нарушением интеллекта является одним из условий успешного обучения, повышения уровня информированности.
Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний исторического словаря. При этом надо подходить к формированию знаний с учётом психофизического развития типологических и индивидуальных особенностей учеников.
Активный и пассивный исторический словарь обучающихся формируется за счёт многократного, вариативного повторения новых терминов. Знакомство с историческими понятиями происходит через сообщение термина, определение понятия, упражнения в использовании нового понятия, оперирование новым понятием. Основными приёмами работы с понятиями могут служить сравнение понятий по существенным признакам, различные средства наглядности, позволяющие создать целостную картину об изучаемом понятии, уточнение и закрепление понятия.
Все упражнения, направленные на развитие активного исторического словаря необходимо применять отдельными этапами в структуре уроков истории:
- Упражнения, способствующие развитию умения объяснять значения исторических терминов.
- Упражнения, направленные на формирование уровня понимания детьми лексических значений исторического словаря.
- Упражнения, способствующие развитию умения называть обобщенные исторические понятия.
- Упражнения, способствующие развитию умения, правильно и точно употреблять исторические термины, понятия.
1. Упражнения, способствующие развитию умения объяснять значения
исторических терминов.
Изучение нового материала по теме: «Новгородское вече»
Деятельность учителя:
проводим словарную работу:
НОВГОРОДСКОЕ ВЕЧЕ , ПОСАДНИК, ТЫСЯЦКИЙ, АРХИЕПИСКОП
Задание: рассмотрите систему управления и найдите в тексте учебника абзацы, рассказывающие о посаднике, тысяцком, архиепископе.
Узнаем: - чем занимался посадник?
- чем занимался тысяцкий?
- чем занимался архиепископ?
Деятельность обучающихся:
Участвуют в разборе новых слов. Записывают схему в тетрадь.
Правители Новгорода
Посадник Архиепископ Тысяцкий Князя приглашали
новгородцы как военного
руководителя
Задание.
1. Рассмотрите в учебнике схему управления и распределите обязанности должностных лиц Новгорода:
п осадник управление населением города, судом
а рхиепископ надзор над летописаниями
т ысяцкий глава городского ополчения
князь управление казной и внешними связями
2. Упражнения, направленные на формирование уровня понимания детьми лексических значений исторического словаря, нацеленные на формирование и отработку различных речевых умений: самостоятельно формулировать и отвечать на поставленные вопросы, уметь конструировать фразы (от простых предложений до сложных);
2. Повторение материала по теме: «Обычаи восточных славян»
Деятельность учителя:
На карточках заполните пропущенные слова, словами, подходящими по смыслу.
Деятельность обучающихся:
Выполняют задания на карточках.
Каждая женщина умела ………….. пряжу,……………. одежду.
Мужчины…………….сети для рыбной ловли,………….земледельческие инструменты,…………посуду из дерева.
Самыми уважаемыми мастерами были…………….и……………… .
3. Повторение пройденного материала.
Задание:
Учитель показывает на карточках начало слова, а ученики показывают карточку с его продолжением. Побеждает ученик, который быстрее других поднимет карточку с правильным ответом. Возможна работа с карточками в подгруппах.
Исто - рия 2. Бо - рона
Му - зей Паш - ня
Кур -ган Рог - атина
Архео - логи Жат - ва ( и т. д.)
4. Упражнения, способствующие развитию умения называть обобщённые исторические понятия.
Этап урока: «Роды и племена восточных славян и их старейшины»
Деятельность учителя: Найдите правильный ответ и подчеркните.
Работа с карточками.
1) Что такое род?
- коллектив родственников, вышедших из одной семьи;
- народное собрание;
- несколько племён.
2) Что такое племя?
- несколько родственников, живущих вместе;
- несколько родов, живущих на одной территории, говорящих на одном языке;
- княжеское войско
3) Что такое вече?
- торговая площадь;
- княжеское войско;
- народное собрание.
Система практических работ, применяемых в процессе изучения истории, обеспечивает школьникам приобретение и закрепление необходимых знаний, умений и навыков, активизирует все виды деятельности обучающихся на уроке, способствует развитию практических умений и коррекции психических процессов.
Для выявления уровня словарного запаса проводилась работа по методикам и специально разработанному анкетированию. В ходе работы использовала методики Власовой Г.В., Чиркиной Г.В., Т.И. Власенко. Дмитриевой Л.И. Данные методики были переработаны для обучающихся с нарушением интеллекта. Все методики были составлены исходя из программного материала.
1. Методика «Объяснение значений слов» (по методике Т.А. Власовой).
Цель: обследование словарного состава.
Инструкция: ответь, что это обозначает?
Столица это – …главный город страны;
Россияне это -…жители России;
Граница это -…линия, которая отделяет территорию нашей страны от
территории других стран;
Президент это -…глава нашего государства и т.д.
2.Методика «Твои ассоциации к слову»
Цель – определение уровня понимания детьми лексических значений исторического словаря.
Инструкция: подбери слово, которое ассоциируется со словом
- Ратник - … воин;
- Дружина - … княжеское войско;
- Оборона - … защита;
- Секира - … боевой топор;
- Копье - … метательное оружие, с металлическим наконечником.
3.Методика «Назови, одним словом» по методике Т.И. Власенко.
Цель: Определение обобщённых понятий.
Инструкция: скажи, как можно назвать одним словом
Материальный предмет, которому придана форма человека или животного.
(Идол).
2) Доминирующее положение женщины в обществе, семье. (Матриархат).
3) Высший этап развития человечества (Цивилизация) и т.д.
4.Методика «Найди правильный ответ и подчеркни его»
Цель: определить уровень сформированности активного словаря исторических терминов.
Инструкция: К каждому вопросу предложено три ответа, один из которых правильный. Выбрать правильный ответ.
1. | Люди, которые изучают прошлое человечества по раскопкам. | Археологии | историки | предки |
2. | Объединение людей, которые всем пользовались сообща. | ) с семья | община | племя |
3. | Самый старый, мудрый и уважаемый член общины. | князь | президент | Старей-шина |
4. | Место, где жили славяне | деревня | поселение | город |
и т.д.
Целенаправленная коррекционная работа с использованием разработанной системы упражнений дидактических игр и методических рекомендаций даёт положительные результаты.
Одним из основных направлений в работе это поиск путей и способов интеграции детей с ограниченными возможностями в культуру на базе личностного развития. Осуществляется это на различных мероприятиях, которые стали традиционными в школе: «Доброе слово, что ясный день» - посвященное Дню пожилого человека; Спортивный поединок «Ученики, учителя-все мы спортивная семья»; Спортивный праздник-парад с учениками других школ города; концертные программы для родителей «Жить в добром мире» и т.д.
Поисковая работа и содействие с обществом ветеранов Великой Отечественной войны ещё одно из направлений внеурочной деятельности. В эту деятельность мы вовлекаем всех своих учеников, так как считаем, что воспитать гражданина, человека можно только воздействуя на его нравственные качества, формируя чувство патриотизма и национальной гордости за свое Отечество. Ученики ежегодно принимают участие в митинге, посвященном Дню Победы, возлагают цветы у Вечного огня, устраивают совместные встречи. Тематика этих встреч различная:
- Выступление ветеранов на уроках истории, по теме «Воспоминания о боевых действиях во время войны»;
- мероприятия с участием ветеранов ВОВ «Давным-давно была война», «Встреча трех поколений»; «Мы дети, внуки, правнуки Победы», «Песни в солдатской шинели»;
- поэтические часы по теме: «Дорогой наш человек», «Война вошла в мальчишество моё» и т.д.
Другое, не менее важное направление – изучение истории и культуры родного края, сравнение быта хакасов и русских, посещение краеведческих музеев г.Абакана, г.Минусинска, г.Саяногорска, Государственного мемориального музея-заповедника «Сибирская ссылка В.И.Ленина» в с.Шушенское, дружеские встречи с ребятами Аскизской коррекционной школы.
Патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем его мире, об истории и традициях своего народа.
Общаясь с другими детьми, ребёнок с проблемами в развитии чувствует себя таким же полноправным участником. Конечно, таким детям требуется больше внимания и помощи со стороны педагогов.