Диагностика уровней сформированности гражданско-патриотических качеств и эстетической воспитанности в рамках Долгосрочного социального проекта «Память храним!»

17
0
Материал опубликован 26 May в группе

Диагностика уровней сформированности гражданско-патриотических качеств и эстетической воспитанности

в рамках Долгосрочного социального проекта «Память храним!»


t1748258458aa.jpg


Аннотация проекта

Долгосрочный сетевой социальный проект «Память храним!» решает задачи исторического просвещения молодого поколения, формирования у молодежи высоких нравственных ценностей, помощи в установлении прочного духовного стержня. Этот стержень, эту опору дает историческая память, делая молодых людей настоящими гражданами новой России.

Проект представляет собой завершающую стадию разрабатываемой в течение многих лет темы совместных проектов музейной и театральной педагогик.


Продолжительность реализации проекта

Проект является долгосрочным и реализуется с 2022 /2023 учебного года

Целевая аудитория:

- обучающиеся МБОУ Лицей «Созвездие» №131 г.о. Самара;

- обучающиеся МБОУ Гимназия «Перспектива» г.о. Самара


Содержание опыта, ориентированного на формирование базовых национальных ценностей

Разработанные диагностические программы (для школьников старших и младших классов) и карты диагностики сформи­рованности таких базовых национальных ценностей, как гражданственность, патриотизм и эстетическая воспитанность, помогают конкретизировать цели воспитания гражданственности и патриотизма, определить тактику и стратегию работы, позволяют подойти дифференцированно к обучающимся с разными уровнями сформированности гражданственности, обеспечивая индивидуальный подход к каждому из них, свидетельствуют об актуальности проекта.

Описание проблемы, на решение которой направлен проект:

Результаты диагностических программ определения уровня сформированности гражданского и патриотического сознания, гражданских и патриотических чувств, гражданского поведения и активности, а также уровня эстетической воспитанности обучающихся выявили проблему воспитания гражданина новой России (социальная характеристика) - хранителя исторической памяти (качественная характеристика).

С целью повышения уровня сформированности гражданско-патриотических качеств и эстетической воспитанности на формирующем этапе работы в воспитательный процесс вводится специально разработанный Проект «Память храним!» в создании целостной образовательной среды, учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику воспитательного процесса. Реализация проекта позволяет осуществлять воспитательную работу на основе деятельностного подхода и принципах системности и непрерывности.


Критерии эффективности реализации проекта

Педагогический мониторинг включает в себя традиционные формы контроля - текущий, тематический, итоговый. Для характеристики каждого показателя разработаны критерии по четырем уровням дополнительного образования в соответствии со следующей моделью: первый уровень – подготовительный; второй уровень – начальный; третий уровень – освоения; четвертый уровень – совершенствования. Обучающихся, согласно стандартам, тестируют дважды в год. Отслеживаются не только знания, как раньше, но и личностные, метапредметные результаты (обучающиеся должны говорить, делать, самостоятельно организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими). Результаты оценки сравниваются не со стандартом, а с исходными возможностями, что позволяет планировать дальнейшую индивидуальную работу с обучающимися по формированию основ социального проектирования.

Исходя из цели по воспитанию гражданина новой Россиихранителя исторической памяти, показателем эффективности воспитательного процесса выступают следующие критерии и средства:


п.п.

Критерии

Показатели

Диагностические средства

1

Гражданская активность Инициативность

Степень участия в делах, проявления инициативы при организации дел, формирующейся гражданственности

- Метод включенного наблюдения;

- «Ты - гражданином быть обязан». Метод ранжирования (методика М. Рокича)

2

Сформированность патриотических качеств обучающихся

Уровень осознания понятия патриотизма

- «Патриотизм и как я его понимаю». Сочинение. Эссе. (Методика Л.М. Фридман)

3

Сформированность коллектива, психологическая атмосфера в коллективе, межличностное общение

Уровень сформированности коллектива

- Какой у нас коллектив (методика А.Н. Лутошкина)

- Психологическая атмосфера в коллективе (методика Л. Г. Жедуновой);

- Метод незаконченных предложений (в модификации автора);

- (по Райгородской «Социальная дистанция»)

4

Социальная адаптированность

Степень простоты установления социальных контактов

- Методика для изучения социализированности личности обучающегося (разработана М.И. Рожковым);

5

Выявление мотивов участия в делах коллектива

Мотив

- Методика «Выявления мотивов участия обучающихся в делах коллективов» (модифицированный вариант методики О. В. Лишина)

6

Творческая, социальная активность, творческий потенциал, личностный рост обучающихся, самооценка

Уровень творческой и социальной активности, личностного роста обучающихся

- Участие в конкурсах;

- Метод включенного наблюдения;

- Диагностика уровня творческой активности обучающихся (Методика М. И. Рожкова, Ю. С. Тюнникова, Б. С. Алишева, Л. А. Воловича);

- Диагностика личностного роста обучающихся Д.В. Григорьева, П.В. Степанова

7

Удовлетворенность родителей воспитательным процессом


Уровень удовлетворенности родителей воспитательным процессом

- Анкетирование. Анкета «Воспитание гражданина»

- Комплексная методика изучения удовлетворенности родителей воспитательным процессом (разработана А.А. Андреевым)

8

Исследование межличностных отношений обучающегося с родителями

Характер межличностных отношений обучающегося с родителями

- Тесты и анкеты для родителей;

- Проективный тест «Рисунок семьи»;

- Исследование межличностных отношений обучающегося с родителями (Методика А.И. Захарова)


Физическая развитость

Состояние здоровья

Статистический анализ количества пропусков по состоянию здоровья

Анкетирование


Ожидаемые результаты реализации проекта:

- активизация работы по гражданско-патриотическому воспитанию;

- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;

-  вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности,

- позитивная гармонизация детско-родительских отношений;

- повышение уровня гражданской культуры участников проекта.


План реализации проекта

Инновационная работа рассчитана на 3 года


п.п

Этапы и сроки

Содержание этапа

Результаты

1.

Диагностический этап Продолжительность: сентябрь 2022 -май 2023 года


Поиск и коррекция инновационных технологий воспитания с учетом личностно значимой модели образования. Изучение современных технологий новаторов. Определение стратегии и тактики деятельности. Разработка методологических основ обеспечения и формирования базы для инновационной работы, диагностика уровня сформированности гражданско-патриотического самосознания обучающихся, выявление инновационного потенциала Проекта; разработка и утверждение направлений его развития. Разработка подпроектов по направлениям. Разработка системы организации самоуправления

Разработана модель организации работы актива Совета сетевого Проекта

Разработаны подпроекты по направлениям.

Составление плана мероприятий по реализации Проекта

2.

Практический этап Продолжительность: октябрь 2023 года – февраль 2024 года.


Разработка и апробация инновационных форм патриотической работы, формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, хорошей физической формы, достижений в исполнительской деятельности. Апробация и использование в работе личностно-ориентированных технологий воспитания, социальной и психолого-педагогической поддержки личности обучающегося в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей. Осуществление опытно-педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательной системы гражданско-патриотической направленности. Отслеживание внутренних процессов, анализ состояния.

Активное участие в мероприятиях по всем направлениям проекта

Высокие достижения обучающихся в социально-значимой и исполнительской деятельности

Расширение внутреннего и внешнего партнерства.

Активное участие в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсных мероприятиях патриотической тематики

Освещение хода и результатов мероприятий в рамках проекта в СМИ Оформление интернет-страницы сетевого Проекта.

3.

Заключительный этап

Продолжительность: сентябрь 2024 -май 2025 года


Обобщение результатов, выводы, итоговая диагностика. Обработка и интерпретация данных за 3 года. Соотношение результатов реализации Проекта с поставленными целью и задачами. Проведение коррекции затруднений в реализации проекта. Прогнозирование следующих вариантов развития Проекта.


Обмен опытом работы с образовательными учреждениями района, города, работающими по

проблеме гражданско-патриотического воспитания, участие в работе конференций, семинаров. Оформление интернет-страницы сетевого Проекта.

Освещение хода и результатов мероприятий в рамках проекта в СМИ


Оценка эффективности Проекта:

Эффективность проекта оцениваются по:

- широте охвата аудитории участников проекта;

- призовым местам за участие в конкурсах патриотической направленности и конференциях различного уровня;

- по развитию компетентностей обучающихся


Анализ результатов опытно-экспериментальной работы проведен на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы в марте 2024-2025 учебного года – все обучающиеся показали достаточно высокий уровень сформированности гражданско-патриотических качеств и эстетической воспитанности.


Деятельность по проведению мероприятий в рамках проекта высоко оценена на разных уровнях и отмечена благодарственными письмами Всероссийской акции «Старость в радость», Самарского Центра развития добровольчества, Самарского Дворца ветеранов, Центра социализации молодежи, ветеранов пионерского и комсомольского движений Советского района, Ветеранов Вооруженных сил.

За годы реализации проект неоднократно занимал призовые места во Всероссийских и областных конкурсах социальных проектов.


Выводы

Проект направлен на формирование духовно-нравственных ценностей, воспитание социальной активности личности, реализации патриотически качеств обучающихся в конкретном социально значимом деле; отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина новой России – хранителя исторической памяти, патриота с активной жизненной позицией, развитого интеллектуально и физически.

Проект имеет положительную динамику процесса воспитания на протяжении трех лет, способствует реальным достижениям обучающихся в научно-исследовательской, социально-значимой, исполнительской деятельностях.

Конечным результатом реализации проекта должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающегося, как основа личности гражданина России, определяемого как современный национальный воспитательный идеал.


Список используемых источников:


1. Алиева, А. С. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников: методология, теория, практика : монография / А. С. Алиева. – Махачкала : ДГПУ, 2023. – 295 с. – ISBN 978-5-88045-297-2. – URL: https://e.lanbook.com/book/406949 (дата обращения: 16.09.2024). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей. – Текст : электронный.

2. Лушников, И.Д. Л87 Системная методика изучения патриотического воспитания: методические рекомендации / И.Д. Лушников; Департамент образования Вологод. обл., Вологод. ин-т развития образования. – Вологда: ВИРО, 2024. – 64 с. (Серия «Современное патриотическое воспитание учащихся общеобразовательной школы на ценностной основе»; вып. 1). ISBN 978-5-87590-417-2;

3. Манина, Л.И. Диагностика патриотического воспитания младших школьников: проблема разработки критериев [Текст] / Л.И. Манина // Вестник Тамбовского университета. – 2018. – №7. – С. 285-288.


v1748258592.jpg





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.