Диагностика уровней сформированности гражданско-патриотических качеств и эстетической воспитанности в рамках Долгосрочного социального проекта «Память храним!»

Диагностика уровней сформированности гражданско-патриотических качеств и эстетической воспитанности
в рамках Долгосрочного социального проекта «Память храним!»
Аннотация проекта
Долгосрочный сетевой социальный проект «Память храним!» решает задачи исторического просвещения молодого поколения, формирования у молодежи высоких нравственных ценностей, помощи в установлении прочного духовного стержня. Этот стержень, эту опору дает историческая память, делая молодых людей настоящими гражданами новой России.
Проект представляет собой завершающую стадию разрабатываемой в течение многих лет темы совместных проектов музейной и театральной педагогик.
Продолжительность реализации проекта
Проект является долгосрочным и реализуется с 2022 /2023 учебного года
Целевая аудитория:
- обучающиеся МБОУ Лицей «Созвездие» №131 г.о. Самара;
- обучающиеся МБОУ Гимназия «Перспектива» г.о. Самара
Содержание опыта, ориентированного на формирование базовых национальных ценностей
Разработанные диагностические программы (для школьников старших и младших классов) и карты диагностики сформированности таких базовых национальных ценностей, как гражданственность, патриотизм и эстетическая воспитанность, помогают конкретизировать цели воспитания гражданственности и патриотизма, определить тактику и стратегию работы, позволяют подойти дифференцированно к обучающимся с разными уровнями сформированности гражданственности, обеспечивая индивидуальный подход к каждому из них, свидетельствуют об актуальности проекта.
Описание проблемы, на решение которой направлен проект:
Результаты диагностических программ определения уровня сформированности гражданского и патриотического сознания, гражданских и патриотических чувств, гражданского поведения и активности, а также уровня эстетической воспитанности обучающихся выявили проблему воспитания гражданина новой России (социальная характеристика) - хранителя исторической памяти (качественная характеристика).
С целью повышения уровня сформированности гражданско-патриотических качеств и эстетической воспитанности на формирующем этапе работы в воспитательный процесс вводится специально разработанный Проект «Память храним!» в создании целостной образовательной среды, учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику воспитательного процесса. Реализация проекта позволяет осуществлять воспитательную работу на основе деятельностного подхода и принципах системности и непрерывности.
Критерии эффективности реализации проекта
Педагогический мониторинг включает в себя традиционные формы контроля - текущий, тематический, итоговый. Для характеристики каждого показателя разработаны критерии по четырем уровням дополнительного образования в соответствии со следующей моделью: первый уровень – подготовительный; второй уровень – начальный; третий уровень – освоения; четвертый уровень – совершенствования. Обучающихся, согласно стандартам, тестируют дважды в год. Отслеживаются не только знания, как раньше, но и личностные, метапредметные результаты (обучающиеся должны говорить, делать, самостоятельно организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими). Результаты оценки сравниваются не со стандартом, а с исходными возможностями, что позволяет планировать дальнейшую индивидуальную работу с обучающимися по формированию основ социального проектирования.
Исходя из цели по воспитанию гражданина новой России – хранителя исторической памяти, показателем эффективности воспитательного процесса выступают следующие критерии и средства:
№ п.п. | Критерии | Показатели | Диагностические средства |
1 | Гражданская активность Инициативность | Степень участия в делах, проявления инициативы при организации дел, формирующейся гражданственности | - Метод включенного наблюдения; - «Ты - гражданином быть обязан». Метод ранжирования (методика М. Рокича) |
2 | Сформированность патриотических качеств обучающихся | Уровень осознания понятия патриотизма | - «Патриотизм и как я его понимаю». Сочинение. Эссе. (Методика Л.М. Фридман) |
3 | Сформированность коллектива, психологическая атмосфера в коллективе, межличностное общение | Уровень сформированности коллектива | - Какой у нас коллектив (методика А.Н. Лутошкина) - Психологическая атмосфера в коллективе (методика Л. Г. Жедуновой); - Метод незаконченных предложений (в модификации автора); - (по Райгородской «Социальная дистанция») |
4 | Социальная адаптированность | Степень простоты установления социальных контактов | - Методика для изучения социализированности личности обучающегося (разработана М.И. Рожковым); |
5 | Выявление мотивов участия в делах коллектива | Мотив | - Методика «Выявления мотивов участия обучающихся в делах коллективов» (модифицированный вариант методики О. В. Лишина) |
6 | Творческая, социальная активность, творческий потенциал, личностный рост обучающихся, самооценка | Уровень творческой и социальной активности, личностного роста обучающихся | - Участие в конкурсах; - Метод включенного наблюдения; - Диагностика уровня творческой активности обучающихся (Методика М. И. Рожкова, Ю. С. Тюнникова, Б. С. Алишева, Л. А. Воловича); - Диагностика личностного роста обучающихся Д.В. Григорьева, П.В. Степанова |
7 | Удовлетворенность родителей воспитательным процессом | Уровень удовлетворенности родителей воспитательным процессом | - Анкетирование. Анкета «Воспитание гражданина» - Комплексная методика изучения удовлетворенности родителей воспитательным процессом (разработана А.А. Андреевым) |
8 | Исследование межличностных отношений обучающегося с родителями | Характер межличностных отношений обучающегося с родителями | - Тесты и анкеты для родителей; - Проективный тест «Рисунок семьи»; - Исследование межличностных отношений обучающегося с родителями (Методика А.И. Захарова) |
Физическая развитость | Состояние здоровья | Статистический анализ количества пропусков по состоянию здоровья Анкетирование |
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- активизация работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности,
- позитивная гармонизация детско-родительских отношений;
- повышение уровня гражданской культуры участников проекта.
План реализации проекта
Инновационная работа рассчитана на 3 года
№ п.п | Этапы и сроки | Содержание этапа | Результаты |
1. | Диагностический этап Продолжительность: сентябрь 2022 -май 2023 года | Поиск и коррекция инновационных технологий воспитания с учетом личностно значимой модели образования. Изучение современных технологий новаторов. Определение стратегии и тактики деятельности. Разработка методологических основ обеспечения и формирования базы для инновационной работы, диагностика уровня сформированности гражданско-патриотического самосознания обучающихся, выявление инновационного потенциала Проекта; разработка и утверждение направлений его развития. Разработка подпроектов по направлениям. Разработка системы организации самоуправления | Разработана модель организации работы актива Совета сетевого Проекта Разработаны подпроекты по направлениям. Составление плана мероприятий по реализации Проекта |
2. | Практический этап Продолжительность: октябрь 2023 года – февраль 2024 года. | Разработка и апробация инновационных форм патриотической работы, формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, хорошей физической формы, достижений в исполнительской деятельности. Апробация и использование в работе личностно-ориентированных технологий воспитания, социальной и психолого-педагогической поддержки личности обучающегося в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей. Осуществление опытно-педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательной системы гражданско-патриотической направленности. Отслеживание внутренних процессов, анализ состояния. | Активное участие в мероприятиях по всем направлениям проекта Высокие достижения обучающихся в социально-значимой и исполнительской деятельности Расширение внутреннего и внешнего партнерства. Активное участие в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсных мероприятиях патриотической тематики Освещение хода и результатов мероприятий в рамках проекта в СМИ Оформление интернет-страницы сетевого Проекта. |
3. | Заключительный этап Продолжительность: сентябрь 2024 -май 2025 года | Обобщение результатов, выводы, итоговая диагностика. Обработка и интерпретация данных за 3 года. Соотношение результатов реализации Проекта с поставленными целью и задачами. Проведение коррекции затруднений в реализации проекта. Прогнозирование следующих вариантов развития Проекта. | Обмен опытом работы с образовательными учреждениями района, города, работающими по проблеме гражданско-патриотического воспитания, участие в работе конференций, семинаров. Оформление интернет-страницы сетевого Проекта. Освещение хода и результатов мероприятий в рамках проекта в СМИ |
Оценка эффективности Проекта:
Эффективность проекта оцениваются по:
- широте охвата аудитории участников проекта;
- призовым местам за участие в конкурсах патриотической направленности и конференциях различного уровня;
- по развитию компетентностей обучающихся
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы проведен на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы в марте 2024-2025 учебного года – все обучающиеся показали достаточно высокий уровень сформированности гражданско-патриотических качеств и эстетической воспитанности.
Деятельность по проведению мероприятий в рамках проекта высоко оценена на разных уровнях и отмечена благодарственными письмами Всероссийской акции «Старость в радость», Самарского Центра развития добровольчества, Самарского Дворца ветеранов, Центра социализации молодежи, ветеранов пионерского и комсомольского движений Советского района, Ветеранов Вооруженных сил.
За годы реализации проект неоднократно занимал призовые места во Всероссийских и областных конкурсах социальных проектов.
Выводы
Проект направлен на формирование духовно-нравственных ценностей, воспитание социальной активности личности, реализации патриотически качеств обучающихся в конкретном социально значимом деле; отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина новой России – хранителя исторической памяти, патриота с активной жизненной позицией, развитого интеллектуально и физически.
Проект имеет положительную динамику процесса воспитания на протяжении трех лет, способствует реальным достижениям обучающихся в научно-исследовательской, социально-значимой, исполнительской деятельностях.
Конечным результатом реализации проекта должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающегося, как основа личности гражданина России, определяемого как современный национальный воспитательный идеал.
Список используемых источников:
1. Алиева, А. С. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников: методология, теория, практика : монография / А. С. Алиева. – Махачкала : ДГПУ, 2023. – 295 с. – ISBN 978-5-88045-297-2. – URL: https://e.lanbook.com/book/406949 (дата обращения: 16.09.2024). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей. – Текст : электронный.
2. Лушников, И.Д. Л87 Системная методика изучения патриотического воспитания: методические рекомендации / И.Д. Лушников; Департамент образования Вологод. обл., Вологод. ин-т развития образования. – Вологда: ВИРО, 2024. – 64 с. (Серия «Современное патриотическое воспитание учащихся общеобразовательной школы на ценностной основе»; вып. 1). ISBN 978-5-87590-417-2;
3. Манина, Л.И. Диагностика патриотического воспитания младших школьников: проблема разработки критериев [Текст] / Л.И. Манина // Вестник Тамбовского университета. – 2018. – №7. – С. 285-288.
