«Дидактическая игра «Угадай слово». Чтение стихотворений о весне». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

«Дидактическая игра «Угадай слово». Чтение стихотворений о весне». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Цель: продолжать приобщать детей к поэзии.
Задачи:
Образовательные:
упражнять в образовании однокоренных слов, в том числе глаголов с приставками;
учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи;
показать напевность языка стихотворений;
учить определять и высказывать свои чувства, возникающие при прослушивание стихотворений о весне.
Развивающие:
развивать связную речь;
развивать монологическую форму речи;
развивать мышление, память.
Воспитательные:
воспитывать умение не перебивать взрослых и детей;
воспитывать заботливое отношение к близким людям;
воспитывать интерес к русской поэзии развивать внимание и творческое воображение.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Оборудование: картинки «Весна», карточки для игры «Весна – хорошо, весна – плохо».
Содержание организованной образовательной деятельности
1.Организационный момент
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
2.Основная часть
Методические приемы
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какую коробку я нашла в нашей группе. Интересно, что в ней? Давайте посмотрим? (Ответы детей)
Воспитатель открывает коробку.
Воспитатель: Здесь загадки! Вы любите отгадывать загадки? (Ответы детей)
Дни погожие не редки,
Греются на солнце ветки.
И, как маленькие точки,
На ветвях набухли. (Почки)
Бегу я как по лесенке
По камушкам звеня
Издалека по песенке
Узнаете меня (Ручей)
Растаял снежок, ожил лужок
Что появилась (Проталинка)
Из-под снега вышел друг
И весной запахло вдруг (Подснежник)
За окном звенит она
И поет: «Пришла весна»!
А холодные сосульки
Превратила она в струйки.
Слышно с крыши «Шлеп, шлеп, шлеп!»
Это маленький потоп. (Весенняя капель)
Что за тонкие иголки
Зеленеют на пригорке?
Это, выросши едва,
К солнцу тянется. (Трава)
Гнездышко из веток —
Для любимых деток.
Кто те детки-сорванцы?
Дружно просят есть. (Птенцы)
Воспитатель: Ребята, о каком времени года шла речь в этих загадках? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, все отгаданные нами загадки о весне.
Воспитатель: Назовите приметы весны? (Солнце высоко; светит ярче; день становится длиннее; небо голубое, ясное; появляются прогалины; снег чернеет и тает; звенит капель; набухают почки, появляются первые листочки; возвращаются перелетные птицы; появляются первоцветы).
Физкультминутка «Капель»
Кап-кап! Я капель!
У меня в апреле
На весеннем тепле
Капельки поспели.
Кап-кап на скамью,
Детям на игрушки.
Кап-кап-кап! Воробью
Прямо на макушку.
Игра «Весенние слова»
Цель: упражнять в подборе определений к существительным.
-Зимой небо какое? (Ясное, хмурое, низкое, тяжёлое, холодное, мрачное)
-Весной небо какое? (Голубое, яркое, чистое, весеннее, высокое, весёлое, ясное)
-Весной солнце какое? (Яркое, лучистое, тёплое, ласковое)
-Травка весной какая? (Молодая, зелёная, первая, нежная, душистая)
Воспитатель: Мы сегодня познакомимся со стихотворениями о весне. А кто пишет стихи? (Ответы детей)
Агния Барто «Апрель»
Верба, верба, верба,
Верба зацвела.
Это значит, — верно,
Что весна пришла
Это значит — верно,
Что зиме конец.
Самый, самый первый
Засвистел скворец.
Засвистел в скворечне:
Ну, теперь я здешний.
Но весне не верьте,
Слышен ветра свист.
Ветер, ветер, ветер
По дорогам вертит
Прошлогодний лист.
Все апрелю шутки!
Сельский детский сад
Утром скинул шубки,
В полдень — снегопад.
Но не так уж скверно
Обстоят дела,
Если верба, верба -
Верба зацвела.
Воспитатель: Ребята, а о чем это стихотворение? (Ответы детей)
Тютчев Федор «Весенние воды»
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..»
Воспитатель: На дворе весна! Месяц – Апрель! Весна радует нас после зимних холодов.
Воспитатель: Послушайте, еще одно стихотворение о весне С. Маршака «Апрель».
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
Воспитатель: О каком весеннем месяце говорится в стихотворении? (Ответы детей)
А какие ещё весенние месяцы вы знаете? (Ответы детей)
Чтобы запомнить месяцы весны поиграем в игру.
Народная игра «Идет матушка Весна»
Два ребенка берут друг друга за обе руки и поднимают их вверх. Это – «ворота». Остальные дети берутся за руки, как в хороводе. Все играющие проходят под воротами и говорят такие слова:
Отворяйте ворота
Идет матушка Весна!
Первым март прошел,
Всех детей провел!
А за ним апрель
Отворил нам дверь!
А за ним и май, сколько хочешь гуляй,
Сколько хочешь гуляй, только не зевай!
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем в игру «Угадай слово».
Игра «Угадай слово».
Воспитатель: Я задумала слово, а вот какое это как раз у меня и надо выяснить, задавая мне разные вопросы.
-Это живое?
-Да.
-Это растение?
-Нет.
-Это птица?
-Да.
-Дикая?
-Нет.
-Домашняя?
-Да.
-Утром всех будит?
-Да.
-Петух?
-Да
Игра «Весна – хорошо, весна – плохо»
Дети рассматривают карточки. И подбирают что весной хорошего, а что плохого.
3.Заключительная часть
Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.
Воспитатель: Что делали на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: С какими стихотворениями познакомились? (Ответы детей)
Воспитатель: Кто пишет стихи? (Ответы детей)
Воспитатель: Каких поэтов вы знаете? (Ответы детей)
Воспитатель: Что нового узнали? (Ответы детей)
Рефлексия.
Воспитатель: Вам понравилось занятие? (Ответы детей)
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: Что было сложным? (Ответы детей)