12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шишкина Маргарита Юрьевна264

Номинация: Всероссийский педагогический конкурс для педагогов дополнительного образования на лучшую разработку сценария «Квест для детей»


Игра – квест для детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии «Путешествие в лес»

(5 – 7 лет)


Автор-разработчик: Шишкина Маргарита Юрьевна,

учитель-дефектолог.


Пояснительная записка


В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих какие-либо нарушения в развитии. Им необходимо создавать определенные условия, использовать специальные приемы и методы. Каждое занятие и мероприятие для детей требует тщательной подготовки, особенно если это дети с нарушениями в развитии. Данная методическая разработка составлена для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи и интеллекта. Все задания направлены на развитие познавательных процессов, речи, эмоционально-двигательной сферы.

Главная проблема ребенка с нарушениями в развитии – это неумение контактировать со сверстниками и взрослыми, трудности в передвижении и ограниченность познавательных интересов. Особую роль для развития и воспитания детей дошкольного возраста играют различного рода занятия, мероприятия, где дети могут общаться друг с другом, применять свои знания и проявлять себя творчески. Одним из видов игровой технологии является квест, который с легкостью позволяет вовлечь детей в разнообразные виды деятельности, помогает коммуникации детей и взрослых, развивает самостоятельность, индивидуальность и поисковую активность детей, способствует совместной деятельности детей и взрослых.

Игра – квест «Путешествие в лес» разработана для детей старшего (подготовительного) дошкольного возраста. Идея игры проста – группа детей, перемещаясь по залу, делает остановки, на которых выполняют различные задания. Выполнив одно задание, дети получают картинку от Лесовичка, которая необходима для обозначения точки на карте, где была остановка.

На каждой остановке дети должны выполнить определенные задания по данной теме. В игре участвуют 6-7 детей и два взрослых (2 специалиста – логопед и дефектолог, которые работают с детьми), остальные могут быть активными зрителями.

Программное содержание игры соответствует возрасту и развитию детей данной группы (Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи», Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина). Задачи сформулированы с учетом образовательных областей («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»). Время мероприятия соответствует санитарно-гигиеническим требованиям – 35 минут, есть наличие музыкального сопровождения и необходимого оборудования для выполнения заданий.

Всё мероприятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. В вводной части используется сюрпризный момент, когда появляется хозяин леса – Лесовичок, который проводит прогулку по лесу. В основной части игры дети путешествовали по лесу и выполняли задания по определенным темам, получая за это картинку, которую помещали на карту Путешествий. В заключительной части дети заканчивают оформление карты, прощаются с Лесовичком и подводят итог всего путешествия.




Сценарий игры для детей дошкольного возраста


Цель: закрепление знаний детей о лесе, лесных обитателях и растениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- расширение знаний детей о лесе, животных и растениях леса;

- закрепление правил поведения в лесу через игру;

- развитие речевой деятельности; активизация словаря по лексической теме «Лес. Лесные обитатели».

Коррекционно-развивающие:

- развитие зрительного, слухового, тактильно-двигательного восприятия, внимания, творческого воображения;

- формирование грамматического строя речи: обучение правильному употреблению в речи предложно-падежных конструкций, образование притяжательных прилагательных.

- закрепление умения составлять предложения по плану-схеме.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитание бережного отношения к природе.

Предварительная работа: беседы по теме «Лес. Лесные обитатели», работа с картинным материалом, просмотр презентаций по данной теме.

Оборудование: макеты деревьев и цветов, на передней стене зала находится карта с обозначением маршрута путешествия с остановками, полянка (на картонной основе нарисован квадрат, разделенный на 9 частей, на которых расположены цветы трех цветов и три пустых места, в которые нужно поместить отдельные фигурки цветов) с цветами и отдельные цветы каждого цвета, картинки грибов, корзинка, ширма для «теневого» театра, фонарик, контуры животных, цветные изображения животных, карточка с буквой Л, маски зверят (заяц, волк, медведь, белка) для подвижной игры, мягкие модули для сидения, задачки с кукушками в картинках, коробка или баночка, фигурки насекомых (бабочка, божья коровка, стрекоза, жук, гусеница, муравей), цветные карандаши или фломастеры, овальные листочки с именами для портретов, карта с обозначением маршрута.

Технические средства обучения: компьютер или ноутбук, мультимедиа, экран для просмотра презентации, запись сказочной музыки на выход Лесовичка, запись веселой музыки для игры, записи птичьего пения, записи голосов птиц (петух, утка, кукушка, гусь), спокойная музыка «Звуки леса».


Ход игры

В зале присутствуют дети из дошкольных групп детского сада компенсирующего вида. Группа детей, которые будут принимать участие в путешествии, вместе с дефектологом заходят в зал. В передней части зала находится карта маршрута путешествия по лесу с остановками. По залу расставлены макеты деревьев, цветы на подставках. Установлена ширма для теневого театра. В роли Лесовичка выступает взрослый (логопед).

Вводная часть.

Дефектолог:

- Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Здравствуйте дети и взрослые! Вы хотите побывать в лесу? Я приглашаю вас отправиться с нами в лесное путешествие. Сейчас я познакомлю вас с нашими путешественниками. Ребята, давайте все вместе скажем громко, как зовут каждого из вас. Готовы? (дети произносят свои имена громким голосом) А теперь произнесем наши имена тихим голосом. Готовы? (произносят имена тихим голосом). Гости познакомились с нашими путешественниками. А готовы ли наши путешественники? (ответы детей)

- Это мы сейчас проверим. Мы пойдем в лес. А что такое лес? (ответы детей). Кото и что можно увидеть в лесу? (ответы детей) Знаете ли вы правила поведения в лесу?

Дети: Нужно надеть специальную одежду – панамку, куртку, штаны, сапоги.

Нельзя разжигать костер без взрослых, огонь опасен для обитателей леса.

Нельзя бросать мусор, загрязнять природу, это дом для зверей и птиц.

Нельзя шуметь в лесу, кричать. Это пугает лесных жителей.

Нельзя забирать животных из леса домой, они погибнут.

Не причинять вред животным.

Нельзя ломать ветки кустарников и деревьев.

Дефектолог:

- Молодцы, ребята, знаете как вести себя в лесу. А можно ли идти в лес одному? (ответы детей) Не боитесь заблудиться?

Дети: В лес можно идти только с взрослыми. Одному можно заблудиться.

Чтобы не потеряться, надо взять с собой телефон для связи с родственниками.

Из леса нужно вернуться до наступления темноты.

Нельзя уходить далеко вглубь леса.

Дефектолог:

- Молодцы, ребята, знаете правила поведения в лесу. Теперь мы может идти на прогулку в лес, но нам нужен помощник. А знаете, кто хорошо знает лес, кто его хозяин? (ответы детей) Я хочу представить вам необычного гостя.

(звучит музыка, выходит Лесовичок)

- Познакомьтесь, это идет Лесовичок – хозяин леса.

Лесовичок:

- Здравствуйте, ребята. Я приглашаю вас на прогулку в мой лес. Вы узнаете и увидите много интересного. Правда, для этого нужно выполнить ряд заданий, которые я вам приготовил. Вы готовы преодолеть трудности? (ответы детей)

- Во время пути мы будем делать остановки, на которых нужно выполнять задания. За каждое правильно выполненное задание, вы будете получать картинку, которые будут нужны для составления карты нашего путешествия.


II. Основная часть.

1остановка «Цветочная полянка»

Дефектолог:

- Ну, что, ребята, готовы отправиться в путь? (ответы детей) Тогда вы должны запомнить правила: всё внимательно слушать, запоминать и помогать друг другу.

Лесовичок:

- Ребята, мы пойдем по лесной тропинке. Посмотрите, она у меня волшебная – из цветочков (на полу находятся макеты цветов)

- Первая остановка – «Цветочная полянка». Посмотрите, какие красивые цветы растут на этой полянке (макет цветочной полянки). Но что это? Пустые места. Кто-то сорвал цветы. Нужно исправить это. Надо посадить цветы так, чтобы в каждом ряду они были разного цвета (детям раздаются цветы разного цвета, которые необходимо разместить в места пропусков).


t1586871537aa.jpg


t1586871537ab.jpg


t1586871537aa.jpg

t1586871537ac.png

t1586871537ac.png

t1586871537ab.jpg



t1586871537aa.jpgt1586871537ab.jpgt1586871537ac.png



Дефектолог:

- Вот теперь всё в порядке, все цветы на местах. Назовите, какого цвета цветок вы «посадили» в пустые места в каждом ряду? (ответы детей).

Лесовичок:

- Как красиво стало вокруг. Спасибо вам, ребята. Вот возьмите себе цветок, который можете прикрепить на карту (Лесовичок дарит детям картинку цветка, который прикрепляется на карту).


2 остановка «Грибное место»

Лесовичок:

- Вот мы и пришли в лес. Ребята, познакомьтесь с моим лесным царством – грибным государством. Это остановка называется «Грибное место».

Дефектолог:

- А вы знаете, что такое грибы? (ответы детей)

- У грибов нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. А что есть у грибов? (ответы детей)

- Вспомните, ребята, какие бывают грибы? (ответы детей)

Лесовичок:

- Я вижу, ребята, вы знаете, что такое грибы и какие они бывают. А сумеете ли их узнать и правильно назвать? Предлагаю вам собрать грибы в корзинку (у макетов деревьев расставлены фигурки и картинки грибов, среди которых нужно собрать съедобные).

Дефектолог:

- Наша корзинка уже полна грибов. А почему вы не положили в корзину грибы, которые остались расти? (ответы детей)

Лесовичок:

- Ребята, а знаете ли вы как правильно собирать грибы? (ответы детей)

Дефектолог:

- Съедобные грибы вкусные и полезные. А расскажите, ребята, Лесовичку, что можно приготовить из грибов? (ответы детей)

Лесовичок:

- Молодцы, ребята, я вижу, что вы знаете грибы. Вот и вам грибок (Лесовичок дарит детям фигурку гриба, которую прикрепляют к карте).


t1586871537ad.png


3 остановка «Жители леса»

Лесовичок:

- Лес – это дом для животных и это место называется «Жители леса». Хотите узнать, кто живет в моем лесу? Посмотрите внимательно на «волшебный экран», если вы угадаете, кто это, то узнаете, с кем мы встретимся. Узнайте по силуэту и скажите, какое это животное. Называя животное, подбирайте к нему слова-признаки (появляются фигуры животных на экране «теневого» театр, дети называют).

Дефектолог:

- Ребята, вспомните, как называют этих животных? (ответы детей)

- Почему их называют дикими? (ответы детей)

Лесовичок:

- Вы угадали животное по контуру, а сможете ли вы отыскать их в лесу по моим подсказкам (по залу, за макетами деревьев спрятаны цветные фигурки лесных животных).

1. Б первая буква в названии этого зверька, который ловко может прыгать с ветки на ветку. Кто это?

2. Этот зверь приносит пользу лесу. В его названии первая буква В. Кто это?

3. Послушайте слова – мед, мышь, мороз, муха. Какой звук вы услышали в начале этих слов. Какого зверя нам нужно найти?

4. Какая буква похожа на цифру 3? Какого зверя нам нужно найти?

5. Посмотрите, какую букву, я показываю (карточка с буквой). Произнесите ее (Л). Какое название животного начинается на этот звук?

6. В названии этого животного всего две буквы, а первый звук можно пропеть. Кто это?

Дефектолог:

- Мы нашли всех животных, которые спрятались в лесу, по подсказкам. А давайте, ребята, расскажем Лесовичку, что мы про них знаем? Я дам вам листочки, на которых нарисованы схемы, которые помогут вам рассказать про волка (лису) и зайца.

(дети с помощью схем рассказывают о животных)

t1586871537ae.jpgt1586871537af.jpgt1586871537ag.jpg


Лесовичок:

- Молодцы, вы узнали и угадали моих животных, рассказали, что знаете о них. Я рад, что вы знаете моих лесных жителей. Вот вам от них подарок (Лесовичок дарит детям картинку животного).

Лесовичок:

- Давайте, ребята, немного отдохнем и поиграем. Представьте, что вы – зайки, белки, мишки (дети надевают маски и выполняют движения по тексту).

На лесной лужайке

Приседали зайки,

Волки лапы поднимали,

Мишки головой качали,

Белка хвасталась обновой – (улыбаются)

Повтори движения снова!

- Отдохнули, ребята, а теперь в путь. Нас ждут новые чудеса и сюрпризы.


t1586871537ah.jpg


4 остановка «Птичьи голоса»

Дефектолог:

- В лесу так хорошо. Давайте сделаем остановку, присядем и послушаем звуки леса (звучание голосов птиц).

Лесовичок:

- Ребята, узнали, то это за звуки? (ответы детей) Да, это поют птицы. Давайте прислушаемся и попробуем угадать, кто это поет. Будьте внимательны, слушайте голоса птиц и запоминайте (звучат голоса петуха, утки, кукушки, гуся).

Дефектолог:

- Ребята, вы узнали, кто эти птицы? (ответы детей) Назовите лесную птицу, которую вы услышали? (ответы детей)

Лесовичок:

- Правильно, мои маленькие друзья, это пела кукушка. А помогите мне, ребята, посчитайте кукушек в моем лесу (задачки в картинках).

- Спасибо, ребята, всех посчитали. За вашу помощь от кукушки вам подарок. Она дарит вам картинку, которую поместим на место остановки под названием «Птичьи голоса» (дарит детям картинку кукушки).

​​​​​​​t1586871537ai.jpg

5 остановка «Милые букашки»

Дефектолог:

- Ребята, посмотрите, Лесовичок что-то принес? (ответы детей) Это, наверное, еще один сюрприз (в руках Лесовичка коробка). Ведь это место на карте называется «Милые букашки».

Лесовичок:

- Это коробка не простая, она волшебная. Вам нужно на ощупь определить, что там. Каждый из вас должен опустить руку в коробку, потрогать, назвать предмет, потом достать и показать (дети определяют на ощупь насекомое, называют и достают из коробки).

Дефектолог:

- Ребята, давайте назовем все эти предметы, одним словом (ответ детей - насекомые). Как много разных насекомых и вы всех смогли узнать. Но, чтобы они не разбежались, разлетелись и уползли, мы соберем их назад, но собирая, мы будем ласково их называть (дети выполняют действия и убирают игрушки назад в коробку).

Лесовичок:

- Все насекомые снова в моей коробочке. А вы, ребята, сможете вспомнить, каких насекомых я приносил? Попробуйте их назвать и посчитать, сколько их? (дети выполняют задание, считают перечисленных насекомых)

- Молодцы, вы справились и с этим заданием. Это вам подарок от маленьких букашек (дарит детям картинку насекомого, которую помещают на карту).


t1586871537aj.jpg


III.Заключительная часть.

Дефектолог:

- Ребята, посмотрите, мы отметили все остановки на карте, и наша прогулка подошла к концу. Вы успешно справились со всеми заданиями Лесовичка.

Лесовичок:

- Ой, ребята, какая карта у вас получилась! Вы отметили все места, где были остановки. Настоящие путешественники. Вы сделали столько много открытий. Вот, только на этой карте есть пустые места, где не хватает портретов путешественников, которые ее составили. Как же быть? (ответы детей)

Дефектолог:

- Правильно, мы нарисуем свои портреты. Занимайте места на полянке. Вот вам листочки и карандаши, нарисуйте свои портреты.

(во время рисования проводится работа с залом, где за правильные ответы дети получают картинки с лесными жителями)

Лесовичок:

- Вот теперь у вас получилась настоящая карта путешествий, которую вы можете взять с собой. А нам пора прощаться, до свидания, ребята. До новых встреч! А на память от меня вам картинки животных (Лесовичок уходит).


t1586871537ak.jpg

Дефектолог:

- Ребята, вам понравилась прогулка в лес?

- Вспомните, как назывались места остановок нашего путешествия?

- Какие задания Лесовичка вам понравились больше всего? Почему?




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.