12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Суворова Анна Александровна120
4

Дидактическая таблица в решении задач по теме "Растворы"

Дидактическая таблица в решении задач по теме «Растворы»

Суворова Анна Александровна,

учитель химии МКОУ СОШ №2 п.Жигалово

Решение задач по теме «Растворы» имеет большую практическую значимость: подкормка растений минеральными удобрениями, консервирование овощей и салатов, приготовление растворов штукатурки, затирки, бетона и т.д.

Знания и умения, полученные на уроках химии, пригодятся в жизни, особенно тем, кто желает связать свою жизнь с агрохимией, медициной, строительством, да и просто с химией в быту.

Выделяют различные типы решения задач:

Решение задач на упаривание растворов

Решение задач на концентрирование растворов (добавление вещества)

Решение задач на разбавление растворов

Решение задач на смешивание растворов

Существуют различные способы, с помощью которых можно решать такие задачи:

- математический способ, с помощью пропорций;

- алгебраический способ, через использование формул;

- правило креста.

Но многие из них громоздки, сложны в решении. Для упрощения решения задач мне удалось разработать дидактическую таблицу.

                                          Что такое дидактическая таблица?

   Это таблица, в которой заложен способ действий через использование формул. Рассмотрим это на примерах решения типовых задач по теме «Растворы» с использованием формулы:


         w=

 m (р.в.)                  

/m (р-ра)  *100% ,

где w - массовая доля растворённого вещества,

m (р.в. ) – масса растворённого вещества (г),

m (р-ра) – масса раствора (г).

Из общей формулы можно вывести две рабочие формулы:

m (р.в.)= m(р-ра) *w

m (р-ра) = m (р.в.)/w


Создаём таблицу, в котором первый столбец - w, второй столбец - m (р-ра), третий столбец- m (р.в. ). И всегда так!


w

m (р-ра)

(г)

m (р.в. )

(г)










Как работает дидактическая таблица?

(Инструкция по работе)

1.Если по условию задачи известны массовая доля растворённого вещества, масса раствора, и нужно найти массу растворённого вещества, то двигаясь по таблице слева направо, мы первый столбец умножаем на второй и получаем искомое значение, т.е. используем первую рабочую формулу.

2.Если по условию задачи известны масса растворённого вещества, массовая доля и нужно найти массу раствора, то двигаясь по таблице справа налево, мы третий столбец делим на первый и получаем необходимое значение, т.е. используем вторую рабочую формулу.

Рассмотрим на примерах.

Решение задач на упаривание растворов

Необходимо помнить, что масса раствора уменьшается, так как при упаривании вода испаряется.

Задача 1. Сколько граммов воды надо испарить из 800 г 15%-го раствора вещества, чтобы увеличить его массовую долю на 5%?

Решение:

Распределяем данные задачи по столбцам. Увеличить массовую долю на 5, значит получить 20% раствор (0,2).


W

m (р-ра)

(г)

m (р.в. )

(г)

Первоначальный

раствор

0,15

800


Новый раствор

0,2



Используя инструкцию №1, получаем 120г растворённого вещества. В новом растворе масса растворённого вещества  сохраняется, поэтому переносим в третью строку.


W

m (р-ра)

(г)

m (р.в. )

(г)

Первоначальный

раствор

0,15

800

120

Новый раствор

0,2


120

Используя инструкцию №2, мы 120/0,2 получаем 600г и заносим полученный результат в третью строку, второй столбец.


W

m (р-ра)

(г)

m (р.в. )

(г)

Первоначальный

раствор

0,15

800

120

Новый раствор

0,2

600

120

Находим массу воды, которую надо испарить. Для этого от массы первоначального раствора отнимаем массу нового раствора. 800-600=200г.


W

m (р-ра)

(г)

m (р.в. )

(г)

Первоначальный

раствор

0,15

800

120

Новый раствор

0,2

600

120

Ответ: 200г


Решение задач на концентрирование растворов (добавление вещества)

Необходимо помнить, что при добавлении вещества масса растворённого вещества и масса раствора увеличиваются.

Задача 2. К  180г 8%–го раствора хлорида натрия добавили  20г хлорида натрия. Определите массовую долю хлорида натрия в образовавшемся растворе.


W

m (р-ра)

(г)

m (р.в. )

(г)

Первоначальный

раствор

0,08

180

14,4

Добавили вещество


20

20

Новый раствор

0,172

200

34,4

Ответ: 0,172 или 17,2%

Решение задач на разбавление растворов

Необходимо помнить, что при добавлении воды масса раствора увеличивается, а масса растворённого вещества не меняется.

Задача 3. К 200 г 15%–го раствора хлорида натрия добавили 40 г воды. Определите массовую долю соли в полученном растворе.


W

m (р-ра)

(г)

m (р.в. )

(г)

Первоначальный

раствор

0,15

200

30

Добавили воду


40


Новый раствор

0,125

240

30

Ответ: 0,125 или 12,5%

Решение задач на смешивание растворов

Необходимо помнить, что при смешивании растворов складываются массы растворов и массы растворённых веществ.

Задача 4. Определите массовую долю сульфата натрия в растворе, полученном сливанием 120 г 10%–го раствора Na2SO4 и  200г 4%–го раствора того же вещества.


W


m (р-ра)


(г)


m (р.в. )


(г)


1-й раствор

0,1

120

12

2-й раствор

0,04

200

8

Новый раствор

0,0625

320

20

Ответ: 0,0625 или 6,25%

Решение задач на приготовление растворов

Задача 5.Определите, сколько нужно взять растворов соли 60%-й и 10%-й концентраций для приготовления 300 г раствора 25%-й концентрации.


W

m (р-ра)

(г)

m (р.в. )

(г)

1-й раствор

0,6

х

0,6х

2-й раствор

0,1

у

0,1у

Новый раствор

0,25

300

0,6х+0.1у

Получаем систему уравнений:

х + у = 300

             0,6х +0,1у/300 = 0.25

х=90г

у= 210г

Ответ: 90г; 210г

Проверка:

W

m (р-ра)

(г)

m (р.в. )

(г)

0,6

90

54

0,1

210

21

0,25

300

75

75/300=0.25

Задача 6. 3%-ный раствор пероксида водорода H2O2 используется в медицине как дезинфицирующее средство для промывания ран. В аптеку поступил 30%-ный раствор H2O2, называемый пергидроль. Как молодому фармацевту приготовить 2 кг 3%-ного раствора H2O2, исходя из пергидроля?



W

m (р-ра)

(г)

m (р.в. )

(г)

Новый раствор

0,03

2000

60

Пергидроль

0.3

200

60

Масса воды


2000- 200= 1800


Ответ: масса пергидроля – 60г, масса воды – 1800г

  Задача 7. Бабушке при консервировании необходим маринад, для приготовления которого нужно 350 г девятипроцентного уксуса. Бабушка купила в гастрономе 70%-ный уксус (уксусная кислота). Сколько грамм уксусной кислоты и воды нужно взять, чтобы приготовить нужный раствор?


W

m (р-ра)

(г)

m (р.в. )

(г)

9% раствор

0,09

350

31,5

Уксусная кислота

0,7

45

31,5

Масса воды


350-45= 305


Ответ: 45г, 305г

Эффективность использования дидактической таблицы

при решении задач по теме «Растворы»

1. Учащиеся создают таблицу, в которой указывают характеристики растворов: массовую долю растворённого вещества (процентную концентрацию), массу раствора и массу растворённого вещества.

2. Таблица помогает понять условие задачи: распределяя данные по столбцам и строкам, учащиеся представляют происходящий процесс, видят зависимость между данными и искомой величиной.

3. Сокращается время на решение задачи.


Задачи использованы из Он-лайн школа Фоксфорд:

https://foxford.ru/wiki/himiya/reshenie-zadach-s-izmeneniem-kontsentratsii-rastvorov

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.