Дидактическая таблица в решении задач по теме «Растворы»
Дидактическая таблица в решении задач по теме «Растворы»
Суворова Анна Александровна,
учитель химии МКОУ СОШ №2 п.Жигалово
Решение задач по теме «Растворы» имеет большую практическую значимость: подкормка растений минеральными удобрениями, консервирование овощей и салатов, приготовление растворов штукатурки, затирки, бетона и т.д.
Знания и умения, полученные на уроках химии, пригодятся в жизни, особенно тем, кто желает связать свою жизнь с агрохимией, медициной, строительством, да и просто с химией в быту.
Выделяют различные типы решения задач:
Решение задач на упаривание растворов
Решение задач на концентрирование растворов (добавление вещества)
Решение задач на разбавление растворов
Решение задач на смешивание растворов
Существуют различные способы, с помощью которых можно решать такие задачи:
- математический способ, с помощью пропорций;
- алгебраический способ, через использование формул;
- правило креста.
Но многие из них громоздки, сложны в решении. Для упрощения решения задач мне удалось разработать дидактическую таблицу.
Что такое дидактическая таблица?
Это таблица, в которой заложен способ действий через использование формул. Рассмотрим это на примерах решения типовых задач по теме «Растворы» с использованием формулы:
w= | m (р.в.) | где w - массовая доля растворённого вещества, m (р.в. ) – масса растворённого вещества (г), m (р-ра) – масса раствора (г). Из общей формулы можно вывести две рабочие формулы: m (р.в.)= m(р-ра) *w m (р-ра) = m (р.в.)/w Создаём таблицу, в котором первый столбец - w, второй столбец - m (р-ра), третий столбец- m (р.в. ). И всегда так! | ||
w | m (р-ра) (г) | m (р.в. ) (г) | ||
Как работает дидактическая таблица?
(Инструкция по работе)
1.Если по условию задачи известны массовая доля растворённого вещества, масса раствора, и нужно найти массу растворённого вещества, то двигаясь по таблице слева направо, мы первый столбец умножаем на второй и получаем искомое значение, т.е. используем первую рабочую формулу.
2.Если по условию задачи известны масса растворённого вещества, массовая доля и нужно найти массу раствора, то двигаясь по таблице справа налево, мы третий столбец делим на первый и получаем необходимое значение, т.е. используем вторую рабочую формулу.
Рассмотрим на примерах.
Решение задач на упаривание растворов
Необходимо помнить, что масса раствора уменьшается, так как при упаривании вода испаряется.
Задача 1. Сколько граммов воды надо испарить из 800 г 15%-го раствора вещества, чтобы увеличить его массовую долю на 5%?
Решение:
Распределяем данные задачи по столбцам. Увеличить массовую долю на 5, значит получить 20% раствор (0,2).
W | m (р-ра) (г) | m (р.в. ) (г) | |
Первоначальный раствор | 0,15 | 800 | |
Новый раствор | 0,2 |
Используя инструкцию №1, получаем 120г растворённого вещества. В новом растворе масса растворённого вещества сохраняется, поэтому переносим в третью строку.
W | m (р-ра) (г) | m (р.в. ) (г) | |
Первоначальный раствор | 0,15 | 800 | 120 |
Новый раствор | 0,2 | 120 |
Используя инструкцию №2, мы 120/0,2 получаем 600г и заносим полученный результат в третью строку, второй столбец.
W | m (р-ра) (г) | m (р.в. ) (г) | |
Первоначальный раствор | 0,15 | 800 | 120 |
Новый раствор | 0,2 | 600 | 120 |
Находим массу воды, которую надо испарить. Для этого от массы первоначального раствора отнимаем массу нового раствора. 800-600=200г.
W | m (р-ра) (г) | m (р.в. ) (г) | |
Первоначальный раствор | 0,15 | 800 | 120 |
Новый раствор | 0,2 | 600 | 120 |
Ответ: 200г
Решение задач на концентрирование растворов (добавление вещества)
Необходимо помнить, что при добавлении вещества масса растворённого вещества и масса раствора увеличиваются.
Задача 2. К 180г 8%–го раствора хлорида натрия добавили 20г хлорида натрия. Определите массовую долю хлорида натрия в образовавшемся растворе.
W | m (р-ра) (г) | m (р.в. ) (г) | |
Первоначальный раствор | 0,08 | 180 | 14,4 |
Добавили вещество | 20 | 20 | |
Новый раствор | 0,172 | 200 | 34,4 |
Ответ: 0,172 или 17,2%
Решение задач на разбавление растворов
Необходимо помнить, что при добавлении воды масса раствора увеличивается, а масса растворённого вещества не меняется.
Задача 3. К 200 г 15%–го раствора хлорида натрия добавили 40 г воды. Определите массовую долю соли в полученном растворе.
W | m (р-ра) (г) | m (р.в. ) (г) | |
Первоначальный раствор | 0,15 | 200 | 30 |
Добавили воду | 40 | ||
Новый раствор | 0,125 | 240 | 30 |
Ответ: 0,125 или 12,5%
Решение задач на смешивание растворов
Необходимо помнить, что при смешивании растворов складываются массы растворов и массы растворённых веществ.
Задача 4. Определите массовую долю сульфата натрия в растворе, полученном сливанием 120 г 10%–го раствора Na2SO4 и 200г 4%–го раствора того же вещества.
W | m (р-ра) (г) | m (р.в. ) (г) | |
1-й раствор | 0,1 | 120 | 12 |
2-й раствор | 0,04 | 200 | 8 |
Новый раствор | 0,0625 | 320 | 20 |
Ответ: 0,0625 или 6,25%
Решение задач на приготовление растворов
Задача 5.Определите, сколько нужно взять растворов соли 60%-й и 10%-й концентраций для приготовления 300 г раствора 25%-й концентрации.
W | m (р-ра) (г) | m (р.в. ) (г) | |
1-й раствор | 0,6 | х | 0,6х |
2-й раствор | 0,1 | у | 0,1у |
Новый раствор | 0,25 | 300 | 0,6х+0.1у |
Получаем систему уравнений:
х + у = 300
0,6х +0,1у/300 = 0.25
х=90г
у= 210г
Ответ: 90г; 210г
Проверка:
W | m (р-ра) (г) | m (р.в. ) (г) |
0,6 | 90 | 54 |
0,1 | 210 | 21 |
0,25 | 300 | 75 |
75/300=0.25
Задача 6. 3%-ный раствор пероксида водорода H2O2 используется в медицине как дезинфицирующее средство для промывания ран. В аптеку поступил 30%-ный раствор H2O2, называемый пергидроль. Как молодому фармацевту приготовить 2 кг 3%-ного раствора H2O2, исходя из пергидроля?
W | m (р-ра) (г) | m (р.в. ) (г) | |
Новый раствор | 0,03 | 2000 | 60 |
Пергидроль | 0.3 | 200 | 60 |
Масса воды | 2000- 200= 1800 |
Ответ: масса пергидроля – 60г, масса воды – 1800г
Задача 7. Бабушке при консервировании необходим маринад, для приготовления которого нужно 350 г девятипроцентного уксуса. Бабушка купила в гастрономе 70%-ный уксус (уксусная кислота). Сколько грамм уксусной кислоты и воды нужно взять, чтобы приготовить нужный раствор?
W | m (р-ра) (г) | m (р.в. ) (г) | |
9% раствор | 0,09 | 350 | 31,5 |
Уксусная кислота | 0,7 | 45 | 31,5 |
Масса воды | 350-45= 305 |
Ответ: 45г, 305г
Эффективность использования дидактической таблицы
при решении задач по теме «Растворы»
1. Учащиеся создают таблицу, в которой указывают характеристики растворов: массовую долю растворённого вещества (процентную концентрацию), массу раствора и массу растворённого вещества.
2. Таблица помогает понять условие задачи: распределяя данные по столбцам и строкам, учащиеся представляют происходящий процесс, видят зависимость между данными и искомой величиной.
3. Сокращается время на решение задачи.
Задачи использованы из Он-лайн школа Фоксфорд:
https://foxford.ru/wiki/himiya/reshenie-zadach-s-izmeneniem-kontsentratsii-rastvorov