Предварительный просмотр презентации
Комплекс игр для развития саморегуляции у ребенка с ЗПР
Этапы саморегуляции: Принятие и осмысление правил игры. Соблюдение правил до конца игры. Самоконтроль по ходу игры. Самоконтроль при подведении итогов игры.
Игры по развитию самоконтроля в зависимости от этапа его формирования: «Принятие и осмысление правил игры»: «Знакомство» Дети встают в круг. Психолог предлагает им, передавая друг другу мяч, здороваться и называть свое имя, например: «Здравствуйте, я - Саша» или «Здравствуйте, меня зовут...». 2. «Вдох-выдох» Сначала сделаем спокойный глубокий вдох носом - выдох (3 цикла). А сейчас напрягите всё своё тело, расслабьтесь. (Далее поочерёдно напрягаем и расслабляем левую руку, правую руку, шею, спину, живот, левую ногу, правую ногу.)
3. «Эхо» Играющие встают в круг. Первый игрок называет свое имя и показывает любое движение (поворот, хлопок в ладоши, прыжок и т.п.). Все дети хором три раза повторяют имя и движение, стараясь произносить с той же интонацией, что и первый игрок. Затем следующий ребенок называет свое имя и показывает движение, все повторяют, и т.д., пока все дети не назовут свои имена. 4. «Поменяйся местами» Дети становятся в круг. Учитель предлагает поменяться местами тем детям, у кого есть что-нибудь одинаковое: светлые волосы, белые футболки, домашние животные и т.п. Например, инструктор говорит: «Пусть поменяются местами те, у кого есть велосипед». Дети меняются местами и т.д. Игра проводится 3-4 минуты.
«Соблюдение правил до конца игры»: 5. Разрезные картинки Воспитатель просит детей сложить части картинок весенних цветов в одно целое. Детям необходимо найти и сложить вместе картинки одного цветка. Далее воспитатель побуждает детей к называнию полученного цветка. По завершению игры педагог с детьми закрепляет названия цветов. 6. Подбери пару ведущий раздает детям карточки, дети раскладывают их перед собой и начинают подбирать пары, подходящие по смыслу.
7. «Прогулка в лес» Детей приглашают прогуляться в воображаемый лес. Дети повторяют движения воспитателя: идут тихо, на цыпочках, чтобы не разбудить медведя, перешагивают через валежник, боком движутся по узкой дорожке, вокруг которой растет крапива, осторожно ступают по шаткому мостику, перекинутому через ручеек, прыгают по кочкам в болоте, наклоняются, собирая грибы и цветы, тянутся вверх за орехами и пр. 8. «Самолеты» Дети сидят на корточках далеко друг от друга – «самолеты на аэродроме». Педагог говорит: - Самолеты загудели, загудели, загудели, поднялись и полетели. Дети гудят вначале тихо, потом все громче, поднимаются и начинают бегать по залу, разведя руки в стороны. - Полетели, полетели и сели. Дети садятся на корточки, ждут команды воспитателя. Так делается несколько раз.
Самоконтроль по ходу игры: 9. «Ловкие пальцы» По классу рассыпаются мелкие предметы: кусочки от резиновых ковриков, фломастеры, шарики, пластмассовые пробки и т.п. Играющие собирают их. Когда все предметы собраны, играющие садятся на пол, и каждый раскладывает из того, что он собрал, какую-нибудь композицию (дома, цветы, корабли, лес и т.д.). 10. «Мышеловка» играющие делятся на две неравные команды, большая образует круг – «мышеловку», остальные – мыши. Ах, как мыши надоели, Все погрызли, все поели. Берегитесь же плутовки, Доберемся мы до вас. Вот расставим мышеловки, Переловим всех сейчас! Затем дети опускают руки вниз, и «мыши» оставшиеся в кругу встают в круг и мышеловка увеличивается.
11. Будь внимателен Преподаватель предлагает детям выполнить все движения, которые он называет, но сам при этом может показывать совершенно другие движения. Например, преподаватель говорит: «Руки в стороны!», в сам поднимает руки вверх и т.д. Игра проводится 2-3 минуты. Ее можно проводить как в кругу, так и в любом другом построении. 12. Сова С помощью считалки выбирается водящий - «сова». Остальные дети будут изображать мышек или птичек. По команде педагога «День» «сова» садится в «гнездо» (обруч, лежащий на полу) и закрывает глаза, а дети начинают бегать по залу. Когда педагог произносит: «Ночь», дети приседают и замирают, а «сова» отправляется на охоту. Она высматривает тех, кто шевелится или смеется, и «уносит» их к себе в «гнездо».
«Самоконтроль при подведении итогов игры»: 13. «Светофор» Дети кладут руки на плечи друг другу, ходят по залу и гудят, изображая автобус. педагог, изображая светофор, показывает «автобусу» круги разного цвета. При показе красного круга дети должны остановиться, желтого - «гудеть» и маршировать на месте, зеленого - продолжать движение. По окончании упражнения педагог говорит: - А теперь каждый из вас будет водителем собственного автомобиля. Внимательно следите за сигналами светофора и выполняйте правила дорожного движения. Дети, изображая автомобилистов, движутся по залу и следят за сигналами «светофора». За нарушение правил дорожного движения можно «ставить автомобиль на стоянку» - сажать ребенка на стульчик. 14. «Запрещенное движение» Водящий объясняет, что все ребята должны повторять движения, которые он будет показывать, кроме одного, - «запрещенного», скажем обхвата руками головы или прыжка. Водящий совершает различные движения руками, ногами, головой, корпусом. Улучив подходящий момент, показывает неожиданно «запрещенное» движение. Кто его повторит или даже только попытается повторить, тот считается нарушившим правила игры и должен выйти из игры.
15. «Замри» Дети двигаются и прыгают в такт музыке (или под хлопки водящего). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны замереть в той позе, на которую прекратилось сопровождение. Если кому-то это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка. И так до тех пор, пока не останется один участник. 16. «Охотник и пастух» Отбирать и помещать на фланелеграфе только те картинки, которые нужны охотнику или пастуху. Кто раньше отберет все картинки, тот и выигрывает.