«Дидактические игры в обучении детей основам математики».
11
«Дидактические игры в обучении детей основам математики».
Цель самообразования по теме: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.
Задачи самообразования по теме:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.
активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
Актуальность
Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных ФГОС ДО.
Основная цель - не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всесторонне развитие детей.
Умение ориентироваться в математических связей и овладение соответствующими действиями позволяет формировать наглядно – образное мышление дошкольников и создавать предпосылки для развития их умственной деятельности в целом.
Не менее важно в этом возрасте развитие самостоятельности мышления, мыслительных операций анализа, сравнения, пространственного воображения.
У детей должны быть воспитаны: устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими и стремление самостоятельно их приобретать. Овладев логическими операциями, старший дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будет приносит радость и удовлетворение.
Изучив литературу по формированию у дошкольников элементарных математических представлений, учитывая, что игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста, пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи.
Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и являются дидактическая игра. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени. Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений. Предлагаю вашему вниманию игры, которые я сделала сама, они интересны детям и имеют большую эффективность.
Работая по данной теме, мною был оборудован уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, создан центр познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал.
Игры на количество и счет
Игра с прищепками
Цель: закрепление знаний цифр, порядковый счет.
Ход игры: Ребенку предлагаешь собрать урожай, например груш: Сколько груш ты собрал? Покажи мне цифру и т. д.
«Собери цветочки»
Возраст 5-6 лет
Цель: закрепить состав чисел 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Оборудование: лепестки с примерами на состав чисел 5, 6, 7, 8, 9, 10, серединки с цифрами 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Методика проведения:
Воспитатель предлагает детям собрать красивые цветы. На столах раскладывает серединки цветов, карточки-лепестки раздаются детям. По сигналу дети должны найти нужную серединку и собрать цветок. Побеждает та команда, которая правильно и быстро соберет свою ромашку.
«Саночки»
Возраст 5-6 лет
Цель: закрепить умение различать соседей числа.
Методика проведения:
Воспитатель предлагает отправиться на зимнюю прогулку на саночках. Дети по желанию выбирают себе любые карточки: кто с числами, кто с саночками. После этого воспитатель выстраивает детей в две шеренги: с саночками в одну, а с цифрами в другую. Обращает внимание, чтобы саночки поехали: нужно найти своего седока. Дети внимательно рассматривают свои карточки и ищут свою пару: ребенка с карточкой пропущенного числа. Нашедшие друг друга образуют саночки и ждут всех детей. Как только все встают парами, отправляются по группе на зимнюю прогулку, сделав кружок, раскладывают карточки снова на столе и игра продолжается.
Игра может проводиться до трех раз.
«Отгадайте цифру»
Ход: на карточку надевается ткань, ребенок обследует цифру кончиками пальцев и на ощупь отгадывает цифру (тактильные ощущения, мелкая моторика)
Можно не говорить цифру, а выполнить столько действии, сколько обозначает данная цифра.
"Геометрическая фигура. Форма"
«Продолжи ряд»
Ход: Ребенку предлагаешь собрать бусы, или пройти дорожку, используя эту закономерность (закрепление цвета, формы, развитие мышления, мелкой моторики).
«Забавные фигуры»
Цель игры: упражнять детей в выкладывании изображений из геометрических фигур используя схемы.
Ход игры. Детям предлагают схемы и геометрические фигуры для выкладывания изображений. Начала ребенок прямо на схеме выкладывает изображение, а потом уже отдельно.
«На что похоже»
Ход игры: разложить карточки с изображением различных предметов и ребенок пусть внимательно посмотрит, на какие геометрические фигуры из предложенных они похожи.
«Сравни и запомни»
Ход игры: Игроки должны рассмотреть свою табличку, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки. (закрепление представлении о геометрических фигурах, умение осуществлять зрительно – мыслительный анализ расположения фигур.
«Спрячь птичек»
Ход игры: помогите птичкам спрятаться в своих домиках.
Разнообразные упражнения и задания.
Лэпбук
считаем вместе до 10
больше меньше равно
соседи числа
магазин «Игрушек»
состав числа
закрашиваем точки
игра «Карта сокровищ»
В заключение можно сделать следующие вывод: использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста способствует развитию познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников, что является одним из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого, это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
Шкавро Светлана Анатольевна