Дидактический материал для индивидуального логопедического занятия с ребенком с РАС старшего дошкольного возраста по лексической теме «Космос"
Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучший дидактический материал в работе с детьми, имеющими особенности в развитии
Ладонкина Елизавета Валентиновна, учитель-логопед
Пояснительная записка.
Прилагаемый дидактический материал состоит из трех пособий для индивидуального занятия в рамках лексической темы «Космос»:
Визуальное расписание в космической тематике (приложение №1).
Цель: создание для ребенка с РАС комфортной и предсказуемой ситуации на занятии в игровой форме.
Описание: визуальное расписание состоит из двух полос с пустыми ячейками. Две полосы нужно распечатать, заламинировать и склеить. В центр ячеек приклеить липучки для приклеивания карточек с элементами занятия (карточки с элементами логопедического занятия прилагаются). Внизу под ячейками есть пустые места – туда приклеиваются липучки, вырезается космический корабль (прилагается) и приклеивается по мере выполнения заданий под карточками. Либо можно убирать сделанные карточки и приклеивать корабль на место выполненного задания. Кораблик нужен для сюжетного момента – педагог и ребенок отправляются в путешествие, а расписание – это путь, который пролетит корабль к конечной цели.
Карточки для игры с фонариком «Что прячется за звездами» (приложение №2).
Цель: активизация речи ребенка, стимулирования называния картинок словами в игровой форме.
Описание: пособие состоит из 16 карточек 8 карточек с картинками и 8 одинаковых картинок со звездами. Карточки с картинками вырезаются, приклеиваются лицевой стороной к тыльной стороне картинок со звездами. Так, чтобы рисунок карточки просвечивал сквозь «обложку». Можно карточки заламинировать или сразу пользоваться. Нужно взять фонарик и показать ребенку, как проявляется картинка – посветить фонариком с обратной стороны. Предложить ребенку самому посветить фонариком и увидеть картинку. Затем спросить: «что это?». Игра проводится после заданий по усвоению лексического материала, чтобы ребенок мог ответить на вопрос. Если затрудняется с называнием сложных слов («космонавт») – можно проговаривать по слогам. Если трудно выговорить два слова («Космический корабль»), можно дать возможность договорить слово «корабль», а космический произнесет педагог.
Игра помогает переключить и заинтересовать ребенка, стимулирует название картинок, превращая скучное задание в веселую игру.
Речевой материал: Луна, Земля, планета, космонавт, ракета, космическая станция, летающая тарелка (или НЛО), космический корабль.
Игра на развитие грамматической стороны речи «Один – много в космосе» (приложение №3).
Цель: развитие понимания значений разных форм слова и обучение изменению окончаний слов в соответствии с его значением.
Описание: игра состоит из основы для сортировки понятий «один – много» и отдельных картинок. Основу и картинки необходимо вырезать, можно ламинировать или играть сразу. Если ламинировать, можно приклеить липучки на основу и картинки. Либо не приклеивать и просто накладывать вырезанные картинки. Скачала нужно ознакомить ребенка с основой – куда класть один предмет, а куда – несколько. Для этого берем одиночную картинку, называем «это ракета», показываем на поле «один» и символ «один», кладем на это поле. Затем берем несколько ракет, называем «ракеты» и показываем символ «много». Следующую картинку даем ребенку. Называем один предмет сами или спрашиваем «что это?» - «ракета». Даем следующую картинку с множественным числом и не называем, спрашиваем «а это?» и делаем паузу, чтобы ребенок мог назвать. Если ребенок не может называть словами, игра будет способствовать пониманию грамматических конструкций – ребенок будет находить картинки, которые называет педагог.
Речевой материал: ракета – ракеты, звезда – звезды, космонавт – космонавты, станция – станции, спутник-спутники, планета – планеты.
Приложение: дидактические материалы по теме "Космос"PDF / 1.58 Мб