Конспект индивидуального занятия с ребенком с интеллектуальной недостаточностью по лексической теме «Овощи»
Конспект индивидуального занятия с ребенком с интеллектуальной недостаточностью по лексической теме «Овощи»
Цель: Закрепление и расширение представлений ребенка об овощах.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
-активизировать в речи ребенка названия овощей и ввести в речь обобщающее понятие «овощи»;
- закреплять названия основных цветов (красный, желтый, зеленый);
- учить составлять предложения по аналогии.
Коррекционно-развивающие:
-развивать мелкую моторику посредством пальчиковой игры, конструктивной деятельности;
- развивать речевое дыхание посредством дыхательной гимнастики.
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать чувство сострадания, желание помогать.
Оборудование: игрушка заяц, корзинка, муляжи и картинки овощей, маска паровозика, бумажные цветы, бабочка из бумаги на ниточке, счетные палочки.
Ход занятия
I Организационный момент
Приветствие.
Логопед: Машенька, покажи, где твои ручки? Давай поиграем!
Здравствуйте глазки! (показывает пальчиками глаза)
Здравствуйте ушки! (показывает уши)
Здравствуйте щечки! (дотрагивается ладошками о щеки)
Здравствуй носик! (показывает нос)
Здравствуйте губки! (показывает поцелуй)
Здравствуй, Машенька! (гладит по голове)
II Основная часть
1. Активизация словаря по теме «Овощи»
Дидактическая игра: «Чудесная корзинка»
Логопед (показывает зайца): К нам прискакал зайчик и принес корзинку. Машенька, посмотри, какая красивая корзинка. Что же в ней?
Ребенок достает овощи по одному и называет их: это морковка, это помидор, это огурец, это капуста….
Логопед: Огурец какой?
Ребенок: Зеленый.
Логопед: Помидор какой?
Ребенок: Красный.
Логопед: Перец какой?
Ребенок: Желтый… и т.д.
Логопед: Еще зайчик принес картинки с изображением овощей. Я буду показывать картинку, а ты будешь находить такой же овощ.
2. Употребление предложений из трех слов.
Дидактическая игра: «Покорми Зайчика»
Логопед: Маша, зайчик проголодался. Давай его покормим.
Ребенок берет по одному овощу и «предлагает» их зайчику: «На, зайчик, морковку», «На, зайчик, капусту» и т.д.
3. Развитие мелкой моторики.
Пальчиковая игра «Овощи»
У нашей Машеньки (складывает ладони корзиночкой)
Овощи в корзиночке.
Вот пузатый кабачок
Уложился на бочок, (загибает мизинец)
Вкусную морковку (загибает безымянный палец)
Уложила Маша ловко.
Помидор, огурец. (загибает средний и указатель палец)
Наша Маша молодец! (показывает большой палец)
4.Подвижная игра: «Паровоз»
Логопед (надевает на голову ребенка маску паровозика): А теперь Маша превратилась в паровозик! (подводит к зеркалу) Посмотри какой ты красивый настоящий паровозик! Поехали!
Ребенок и взрослый идут по группе, делая круговые движения локтями, сопровождая звуковой имитацией.
Загудел паровоз,
И вагончики повез
Чох! Чох! Чух! Чух!
Я далеко укачу: Ту-ту-у-у...
5. Дыхательная гимнастика
Логопед: Маша, посмотри, мы приехали на полянку. Какой красивый цветок! Давай понюхаем! (упражнение «Понюхай цветок»).
Вот прилетела на цветок бабочка! Давай ее сдуем с цветка! (сдувает губами бабочку)
6. Конструктивная деятельность.
Логопед (показывает на зайчика): Зайчик сидит и грустит! У него нет домика. Маша, давай построим зайчику домик из палочек.
Ребенок по образцу логопеда выкладывает домик из счетных палочек.
Логопед: Молодец, Маша, теперь у зайчика есть домик и он не будет больше грустить! Зайке стало весело, давай и мы повеселимся вместе с ним.
7. Подвижно-музыкальная игра «По лесной лужайке»
По лесной лужайке
Поскакали зайки.
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки!
(прыжки на двух ногах)
Сели зайчики в кружок,
Роют лапкой корешок.
Вот какие зайки.
Зайки-побегайки.
(ребенок присаживается на корточки и гребет руками по полу)
Вот бежит лисичка,
Рыжая сестричка.
Ищет – где же зайки,
Зайки-побегайки.
(прячется, закрывая ладонями лицо)
III Итог занятия
Логопед: Маша, кто сегодня приходил к нам в гости?
Ребенок: Зайчик.
Логопед: Что зайчик нам принес?
Ребенок: Овощи.
Логопед: Назови их.
Ребенок: перечисляет.
Логопед: Зайчику пора обратно в лес, давай попрощаемся с ним.
Ребенок: До свидания, зайчик!