Конспект коррекционно-развивающего занятия психолога
с ребенком с РАС 4 лет
Цель:
- формирование положительного отношения к занятиям в кабинете психолога.
Задачи:
- переживание ребенком положительных эмоций,
- эмоциональный контакт с педагогом,
- обучение ребенка новым способам взаимодействия со взрослым,
Раньше на занятиях с детьми я всегда улыбалась. Потом поняла, что ребятам нужен весь спектр эмоций. И стала актером. Иногда я веду себя слишком эмоционально, но именно в такие минуты детишки мне и открываются. Наверное, потому что в их жизни, кроме мамы, появляется еще один человек, который их понимает.
Год назад к нам в отделение поступил мальчик. Диагноз – РДА, СДВГ. Очень улыбчивый молодой человек. Любит подвижные игры. Вообще непоседлив. Моей задачей стало удержать его за столом хоть ненадолго.
В занятиях с такими детьми важно не выполнение ими инструкций, а предугадывание их потребностей. То есть на начальных этапах нам нужно научиться взаимодействовать с ребенком с диагнозом «аутизм», понять, чего же он хочет в данный момент, а в дальнейшем научится это угадывать.
Все игры на каждом занятии у нас практически похожи. Начинали мы с одного – двух пособий, которые понравились ребенку в первый день посещения моего кабинета. Это были крашеные макарошки и крышки от шампуней. Сначала мальчик просто возился в макаронах, нюхал их или перебирал крышечки от шампуней, крутил их на пальцах. Со временем, где-то раз в две-три недели я начала добавлять по одной игре в каждое занятие. Здесь всё зависит от частоты посещения психолога (у меня – раз в неделю) и того, приглянется ли на данном этапе ребенку игра или нет.
На сегодняшний день, спустя год посещений, у Вити в любимчиках уже довольно много игр.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия
Мы с Ваней обнимаемся. Именно с этого начинается каждое наше занятие. Ребенок переодевается, подходит ко мне и крепко-крепко прижимается. Пришли мы к этому ритуалу не сразу. Но в какой-то момент я поняла – вот так ему здороваться комфортнее.
2. Игра «Зверята»
В моей коллекции пособий из фетра есть игра «Зверята». С нее у нас начинается почти каждое занятие. На первых занятиях мальчик просто прикладывал этих животных к щечке, ему нравилось то тактильное ощущение, которое давал фетр.
Со временем мы постепенно усложнили игру. Теперь ребенок рассматривает зверят, кормит их (в наборе есть и еда, вырезанная из фетра). Мы ходим с ними «гулять» по столу, имитируя при этом те звуки, которые животное издает в реальности.
3. Игра «Макарошки»
С данным пособием уже придумана масса игр. В нашем отделении к покрашенным пищевой краской макаронам прилагаются еще и крышечки от шампуней разных цветов. Раньше ребенок только крутил пальцем в крышках и перебирал руками макароны, периодически их нюхая.
Сейчас же Витя складывает из крышек башню, сортирует макароны в крышечки по цвету, по форме (в наборе есть макароны-спиральки, бабочки и мелкие макароны в виде животных).
4. Игра «Стаканчики»
О т крышек для шампуня мы плавно перешли на «стаканчики» - любимую многими нейротипичными малышами игру. Они прекрасно заменяют крышки.
Потому что манипуляций с ними можно сделать гораздо больше. И башня выше. И крышечек (именно так мною и было запланировано) всего четыре. А стаканчиков 7. Поэтому со временем Ване приглянулись стаканчики. Теперь они также входят в число игр-фаворитов.
5. Игра «Кубики»
Если есть башня из крышек и стаканчиков, то почему бы не сделать ее из кубиков? Так мы и пришли к играм в кубики. Витя конечно же строил из них башню. Но ведь кубиков еще больше, чем стаканчиков. Так мы плавно перешли на сюжетные игры: строили дом, где жили фигурки от Киндер-сюрприза, строили поезд, на котором ехали зверята из фетра.
6. Игра-сортер «Четыре цвета»
Наше занятие с Витей в кабинете почти всегда заканчивается игрой-сортером, которую я назвала «Четыре цвета». Когда я начала вводить эту игру, ребенок только перебирал все детали сортера. Потом я показала (беря его же руками детальки), как их можно складывать. Постепенно Витя научился надевать все цвета сортера. Причем делает это всегда сосредоточенно, порой отталкивая мои руки (если не получается, я помогаю ребятам их руками собрать ту или иную игру).
7. Релаксация
После занятий в кабинете мы с детьми идем в игровую (сенсорную) комнату, где я провожу одно-два упражнения, после чего с ними занимается специалист сенсорной.
Витя обожает сухой бассейн. Там я делаю небольшой массаж (иногда при выключенном свете), даю ребенку отдохнуть, во время массажа рассказываю сказки-потешки в стихах (сочиняю их на ходу, так как с 14 лет увлекаюсь писательством).
Потом по желанию ребенка мы играем в шарики, перекидываем их друг другу, собираем в руки, ходим в бассейне.
8. Ритуал прощания
Прощается Витя, используя воздушный поцелуй. Этому научили родители.
Приблизительно так проходят наши занятия с Витей. Здесь нужно помнить, что каждый ребенок с РАС (как и любой другой ребенок), имея общее в поведении, многим и отличается от других детей с таким же диагнозом. Привыкание к кабинету, к специалисту у всех проходит по разному. Кто-то из детей зависает на одном пособии, кому-то хочется поиграть сразу во всё.
Наша задача – упорядочить действия ребенка, направить их в нужное русло, а главное – показать ему, что он не чужой, он – свой среди своих!
Куликова Ирина Геннадьевна
Едунова Любовь Михайловна
Горбачёва Марина Юрьевна
Едунова Любовь Михайловна