Дидактический материал к урокам литературного чтения для 2 класса по УМК "Школа России"

0
0
Материал опубликован 27 September в группе

t1759001782aa.png



ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ ЛИТЕРАТУРНО ЧТЕНИЯ ДЛЯ 2 КЛАССА









ГАЛАНЦЕВА А.Н.



2025, г. Бор — Литературное чтение — 2 класс







t1759001782aa.png





t1759001782ab.gif


2025















Основная цель данного пособия – развитие у детей любви к чтению, формирование устойчивого интереса к литературе. Мы стремимся не просто научить детей читать, но и научить их понимать прочитанное, анализировать поступки героев, выражать свои мысли и чувства.



В материале представлены разнообразные задания и упражнения, направленные на развитие различных аспектов читательской компетенции: от техники чтения до понимания художественного текста. Здесь вы найдете упражнения на развитие внимания и памяти, словарную работу, игры и викторины по прочитанным произведениям.






t1759001782ac.jpg
















t1759001782ad.png







Разделы









О нашей Родине

Фольклор (устное народное творчество)

Звуки и краски родной природы в разные времена года (осень)

Русские писатели

О братьях наших меньших

Люблю природу русскую. Зима.

Писатели детям

Я и мои друзья

Люблю природу русскую. Весна.

И в шутку и всерьез

Литература зарубежных стран



Цели:






Дидактический материал по данным разделам целью углубления знаний учащихся о родной стране, её культуре и природе, а также развития их коммуникативных навыков и творческого мышления. Дидактический материал включает в себя разнообразные задания, направленные на работу с текстом, иллюстрациями и др.


Основная задача дидактического материала – научить ребенка воспринимать литературу как искусство слова, различать жанры (сказка, рассказ, стихотворение), понимать основную мысль произведения, выделять главных и второстепенных героев, представлять описываемые события в своем воображении. Важно, чтобы задания были направлены на развитие речи, обогащение словарного запаса и формирование умения выражать свои мысли устно и письменно.




О нашей Родине


Составь ассоциативный ряд.

Какие слова приходят тебе на ум, когда ты слышишь слово "Родина"? Запиши их. (Например: дом, семья, лес, река, друзья, флаг).

"Собери" пословицу.

Соедини части пословиц о Родине. Объясни, как ты их понимаешь.

Родина – мать, …

Где родился, …

Нет в мире краше, …

… умей за неё постоять.

… там и пригодился.

… Родины нашей.

"Живая картина".

Представь, что ты художник. Какую картину ты бы нарисовал на тему "Моя Родина"? Опиши словами, что бы на ней было изображено. Какие краски ты бы использовал? Почему?

Найди слова.

Прочитай стихотворение (учитель выбирает подходящее по теме стихотворение). Выпиши из него слова, которые помогают тебе представить образ Родины. Объясни свой выбор.

Вопрос-ответ.

Что для тебя значит слово "Родина"?

Что делает твою Родину особенной?

Что ты можешь сделать, чтобы твоя Родина стала еще лучше?

Творческое задание.

Напиши небольшой рассказ или стихотворение о своей Родине. Можно рассказать о любимом месте, о людях, которые там живут, или о чем-то другом, что связано с этим понятием.



Разговор с Родиной:


Если бы у вас была возможность поговорить с Родиной, что бы вы ей сказали?

О чем бы спросили?


Напишите небольшое письмо, адресованное вашей Родине

t1759001782ae.jpg

































Упражнение

Описание


Пример ответа/Выполнение

1. "Моя Родина – это…"

Закончите предложения, отражающие ваше понимание Родины.


Моя Родина – это место, где я вырос. Моя Родина – это моя семья. Моя Родина – это березы за окном.

2. "Что я вижу, слышу, чувствую…"

Опишите ощущения, связанные с Родиной.


Вижу - бескрайние поля пшеницы; слышу - пение птиц в лесу; чувствую - тепло домашнего очага.

3. "Пейзаж моей Родины"

Нарисуйте (или опишите словами) любимый уголок природы.


Рисунок березовой рощи с грибами. Описание: Ровные стволы берез, золотые листья, мягкий мох под ногами, запах прелых листьев и грибов.

4. "Люди моей Родины"

Опишите людей, которых вы считаете частью своей Родины.


Моя бабушка, которая печет самые вкусные пироги. Мой учитель, который учит меня новому. Мой друг, с которым мы играем во дворе.

5. "Пословицы о Родине"

Объясните смысл пословиц о Родине (например, "Родина – мать, умей за нее постоять").


"Родина – мать, умей за нее постоять" означает, что Родину нужно любить и защищать от врагов.

6 "Письмо Родине"

Напишите короткое письмо, выражая свою любовь и благодарность.


Здравствуй, моя Родина! Я люблю тебя за твои леса, реки, поля и за добрых людей. Спасибо тебе за то, что я здесь живу!

Заполни таблицу.


Фольклор (устное народное творчество)


Юные сказители

Задание:


Каждому ученику предлагается придумать продолжение к известной сказке или сочинить новую сказку на основе фольклорных мотивов (волшебство, испытания, помощь животных).


Совет: Используйте образные выражения, эпитеты, сравнения, характерные для устного народного творчества.



Сказочные приключения:


"Перепутанные сказки": Смешайте персонажей из разных сказок и дайте детям задание придумать новую историю, в которой они встретятся.


Например, Колобок встречает Бабу Ягу.


"Сказочный детектив": Спрячьте какой-нибудь предмет, фигурирующий в известной сказке (например, золотое яичко). Дети должны, отгадывая загадки и решая ребусы, найти его.



Загадки – разминка для ума:


"Загадка наоборот": Дети придумывают загадки друг для друга. Самая интересная и сложная загадка становится победителем.


"Загадка в картинках": Нарисуйте загадку, чтобы ее смогли отгадать даже те, кто еще плохо читает.


Загадай друга": Каждый ученик придумывает загадку про своего одноклассника, используя фольклорные образы и сравнения.


Пословица к ситуации


Разыграйте небольшие сценки из жизни и предложите детям подобрать подходящую пословицу, которая отражает суть происходящего.


"Пословица в картинках": Предложите детям нарисовать иллюстрации к пословицам. Это помогает визуализировать абстрактные понятия и лучше их запомнить.


Интерактивная таблица знаний


Чтобы увлекательное путешествие в мир фольклора стало еще более запоминающимся, предлагаем воспользоваться интерактивной таблицей. Она не только систематизирует знания, но и станет основой для разнообразных заданий, пробуждающих интерес к устному народному творчеству.


Элемент фольклора

Описание

Примеры для исследования

Задание для юного фольклориста

Сказки

Удивительные истории о добре и зле, волшебстве и приключениях, передаваемые из уст в уста.

"Гуси-лебеди", "Снегурочка", "Василиса «Каша из топора"

Нарисовать любимого сказочного героя и описать его характер. Сравнить сказку, прочитанную в книге, с мультфильмом, выделив различия.

Пословицы и поговорки

Краткие, мудрые изречения, отражающие народный опыт и наблюдения.

"Что посеешь, то и пожнешь", "Не имей сто рублей, а имей сто друзей", "Слово – серебро, молчание – золото"

Подобрать к пословице ситуацию из жизни. Придумать свою поговорку, отражающую современную реальность.

Загадки

Умные вопросы, требующие находчивости и наблюдательности.

"Два кольца, два конца, посередине гвоздик" (ножницы), "Летом спит, зимой ест, мягким голосом поет" (печка)

Составить свою загадку о предмете или явлении, используя метафоры и сравнения. Провести викторину загадок в классе.

Песни, частушки, потешки

Ритмичные произведения устного творчества, передающие настроение и традиции народа.

"Во поле береза стояла", "Барыня-сударыня", "Сорока-ворона"

Выучить наизусть любимую частушку и исполнить ее. Придумать свою потешку о забавном событии.

Таблица для юных исследователей


Привет, ребята! Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие по миру сказок. Сказки – это настоящие сокровища, полные волшебства, добра и мудрости. Давайте вместе разгадаем их секреты!


Наша волшебная таблица поможет нам в этом!

Что мы узнаем?

Интересные задания

Что нам поможет?

Герои сказок

1. "Кто есть кто?" Нарисуй любимого сказочного героя и напиши, как его зовут и из какой он сказки.
2.
"Злой или добрый?" Раздели героев на две группы: добрых и злых. Объясни, почему ты так решил.

Твоя фантазия, карандаши, краски, фломастеры.

Волшебные предметы

1. "Волшебный сундучок" Придумай свой собственный волшебный предмет. Как он выглядит? Что он умеет делать? Нарисуй его!
2.
"Найди и опиши" Вспомни сказки, где есть волшебные предметы (например, волшебная палочка, зеркальце, сапоги-скороходы). Опиши один из них.

Твоя фантазия, бумага, карандаши.

Сюжет сказки

1. "Начало, середина, конец" Выбери любимую сказку и расскажи ее по частям: что было в начале, что происходило потом, и чем все закончилось.
2.
"Сказка наоборот" Попробуй придумать, как могла бы закончиться сказка, если бы герои поступили по-другому.

Твоя память, твоя фантазия.

Мораль сказки (чему учит сказка)

1. "Урок для меня" Какую важную мысль ты узнал из сказки? Чему она тебя научила? Напиши или нарисуй это.
2.
"Добрые дела" Придумай, как ты можешь применить урок из сказки в своей жизни.

Твоя мудрость, твоя наблюдательность.

Разные виды сказок

1. "Моя любимая сказка" Расскажи, какая сказка тебе нравится больше всего и почему.
2.
"Сказки народов мира" Попроси родителей или учителя рассказать тебе сказку другого народа. Чем она отличается от русских народных сказок?

Книги со сказками, рассказы взросл





Игра "Волшебный Сундучок Сказок"

Цель игры: Развивать воображение, творческое мышление, умение работать с текстом и создавать собственные истории на основе фольклорных мотивов.

Что нам понадобится:

"Волшебный Сундучок": Это может быть любая красивая коробка, мешочек или даже просто корзинка.

Карточки с "волшебными словами": Напишите на небольших листочках бумаги разные слова, связанные с фольклором. Вот несколько примеров:

Герои: Баба-Яга, Иван-царевич, Василиса Прекрасная, Серый Волк, Колобок, Лиса, Заяц, Медведь, Змей Горыныч.

Места: Лес, Избушка на курьих ножках, Тридевятое царство, Речка-быстрянка, Пещера, Поляна.

Предметы: Волшебная палочка, Золотое яичко, Скатерть-самобранка, Живая вода, Метла, Ковер-самолет, Клубочек.

Действия/События: Заколдовал, Помог, Спас, Потерялся, Нашел, Превратился, Загадал желание, Отправился в путь.

Листы бумаги и карандаши/фломастеры для каждого ученика или пары учеников.

Как играть:

Знакомство с сундучком: Учитель показывает детям "Волшебный Сундучок" и объясняет, что в нем спрятаны самые настоящие "волшебные слова" из старинных сказок.

Вытягиваем слова: Каждый ученик (или пара учеников) по очереди вытягивает из сундучка 2-3 карточки. Например, можно вытянуть: "Баба-Яга", "Лес", "Волшебная палочка".

Придумываем историю: Теперь самое интересное! Дети должны, используя вытянутые слова, придумать короткую сказку или эпизод из сказки.

Задание может быть таким: "Придумайте, что случилось с Бабой-Ягой в лесу, когда она нашла волшебную палочку?"

Или: "Как Иван-царевич, заблудившись в лесу, встретил Лису, которая дала ему клубочек?"

Рисуем и рассказываем: После того, как история придумана, дети могут нарисовать иллюстрацию к своей сказке. Затем каждый ученик (или пара) рассказывает свою придуманную историю классу.

Варианты усложнения и разнообразия:

Больше слов: Вытягивать 4-5 карточек для более сложных историй.

Загадки: Вместо слов можно использовать загадки про сказочных героев или предметы. Отгадав загадку, ученик получает "ключ" к своей истории.

Продолжи сказку: Учитель начинает сказку, а ученики по очереди добавляют по одному предложению, используя вытянутые слова.

"Что было дальше?": Учитель читает начало известной сказки, а затем предлагает детям, используя вытянутые слова

t1759001782af.png

t1759001782ag.png


3. Звуки и краски родной природы в разные времена года (осень)



1. Разминка для ума: Игры и задания на внимательность

"Осенний листопад слов": На доске или карточках написаны слова, связанные с осенью (листопад, дождь, гриб, туман, ветер, урожай, желтый, красный и т.д.). Задача: быстро найти и назвать слова, которые описывают звуки осени, а затем - слова, которые описывают цвета.

"Найди лишнее": Предлагаются группы слов, в каждой из которых одно слово не относится к теме "Осень". Например:

Лист, дождь, солнце, гриб.

Желтый, красный, синий, оранжевый.

Ветер, листопад, жара, туман.

"Осенние загадки": Загадываем загадки про осенние явления, деревья, животных. Например:

Пришла без красок и без кисти, перекрасила все листья. (Осень)

Сидит – зеленеет, падает – желтеет, лежит – чернеет. (Лист)

2. Слушаем и чувствуем: Упражнения на развитие слухового восприятия

"Звуки осени": Включаем аудиозаписи с осенними звуками (шум дождя, шелест листьев, крик птиц, вой ветра). Задача: определить, какие звуки слышны, и описать свои ощущения. Можно попросить детей закрыть глаза и представить себе осенний лес.

"Осенняя мелодия": Предлагаем детям прослушать музыкальные отрывки, передающие настроение осени (например, "Октябрь" из цикла "Времена года" Чайковского). Задача: описать, какие чувства вызывает музыка, какие картины возникают в воображении.

"Осенний диктант": Читаем короткие предложения, описывающие осенние звуки. Задача: записать их под диктовку. Например: "Шуршат под ногами опавшие листья." "Стучит дождь по крыше."

3. Читаем и анализируем: Работа с текстами

Чтение стихов и рассказов об осени: Выбираем произведения известных авторов (Пушкин, Тютчев, Есенин, Паустовский и др.) и современных детских писателей.

Анализ текста: После чтения обсуждаем:

Какие краски использует автор для описания осени?

Какие звуки осени упоминаются в тексте?

Какие чувства вызывает у вас это произведение?

Какие слова и выражения помогают автору создать яркий образ осени?

Выразительное чтение: Учимся читать стихи и рассказы об осени с выражением, передавая настроение и чувства автора.

4. Творим сами: Задания на развитие речи и воображения

"Осенний синквейн": Составляем синквейн на тему "Осень". Напоминаем правила:

1 строка – одно слово, существительное (тема).

2 строка – два слова, прилагательные (описание темы).

3 строка – три слова, глаголы (действие, связанное с темой).

4 строка – фраза из четырех слов (отношение к теме).

5 строка – одно слово, существительное (синоним к теме).

"Осенняя сказка": Придумываем и рассказываем сказку о приключениях осеннего листочка, грибочка, капельки дождя и т.д.

"Осенний рисунок словами": Описываем словами осенний пейзаж, используя как можно больше прилагательных и глаголов, передающих цвет, звук и движение.







































КРОССВОРД


В. Берестов «Хитрые грибы»


По вертикали:

3.Место, где растут грибы. (Лес)

5.Что надевают на ноги, идя в лес? (Сапоги)


По горизонтали:


1. То, что росло на земле в лесу. (Трава)

2.Куда спрятались грибы от мальчика? (Под листок)

4. Кто главный герой стихотворения? (Мальчик)

6.Что обычно кладут в корзинку, кроме грибов? (Ягоды)

7.Чем мальчик резал грибы? (Ножик)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





 


















Таблица для рисования по стихотворениям Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» и К. Бальмонта «Поспевает брусника…»


Элемент Рисунка

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

К. Бальмонт «Поспевает брусника…»

Общая картина

Спокойный осенний пейзаж, тишина, ясность

Яркий, сочный осенний лес, динамика

Небо

Чистое, лазурное, "лучезарны вечера"

Серое, "небо сердится", предчувствие ненастья

Земля

Отдыхающая, "праздная земля", убранное поле

Покрытая мхом, ягодами брусники, грибами

Деревья

"Тонкий волос паутины", "воздух чист и пуст"

Пышные, возможно, березы с желтеющей листвой, ели

Цвета

Светлые, прозрачные: голубой, золотой, серебряный

Насыщенные, контрастные: красный (брусника), зеленый (мох), серый (небо)

Движение

Неторопливое течение времени, момент покоя

Ветер, колыхание веток, падающие листья

Дополнительные детали

Паутина, паук, улетевшие птицы (намек)

Грибы, лесные ягоды, может быть, животное (белка, ежик)

Впечатление

Гармония, умиротворение, тихая радость

Яркость, полнота жизни, предчувствие перемен

Звуки (представить)

Тишина, жужжание насекомых, шелест паутины

Шум ветра, хруст веток под ногами, возможно, крик птицы

Запах (представить)

Запах сухой травы, увядающих листьев

Запах прелой листвы, грибов, ягод



















А. Толстой «Осень», С. Есенин «Закружилась листва…»

I. Погружение в мир поэзии.

Ознакомление: Внимательно прочитайте стихотворение А. Толстого «Осень»:

"Осень! Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят, Лишь вдали красуются, там, на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин."

Ознакомление: Внимательно прочитайте стихотворение С. Есенина «Закружилась листва…»:

"Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду."

II. Анализ и сопоставление.

Таблица сравнения: Заполните таблицу, чтобы выделить общие черты и различия в стихотворениях.

Характеристика

А. Толстой «Осень»

С. Есенин «Закружилась листва…»

Преобладающее настроение



Цветовая гамма



Основные образы



Движение



Использование сравнений



Вопросы для размышления:

Какое чувство вызывает у вас каждое стихотворение? Почему?

Какие слова кажутся вам самыми яркими и запоминающимися?

В чем, на ваш взгляд, главное отличие этих двух стихотворений об осени?

Какое из стихотворений ближе вам лично? Объясните свой выбор.

III. Творческое задание.

Визуализация: Представьте себя художником. Какую бы картину вы написали под впечатлением от одного из этих стихотворений? Опишите словами свои замысел, цвета, детали. Объясните, какое настроение вы хотите передать зрителю.

Рифма: Попробуйте сочинить несколько строк в стиле одного из поэтов. О чем вы хотели бы рассказать в своем стихотворении об осени?










4.Русские писатели


1. Блиц-опрос "Узнай писателя":


Я написал(а) рассказ о мальчике и воробье. Кто я? (Ответ: Л.Н. Толстой)

Я писал стихи о природе, которые легко запоминаются. Кто я? (Ответ: А.С. Пушкин)

В моих рассказах часто встречаются животные. Кто я? (Ответ: В.В. Бианки)

Я сочинял басни, в которых высмеивал человеческие пороки, используя образы животных. Кто я? (Ответ: И.А. Крылов)

Я писал рассказы о животных, например, "Лисичкин хлеб" (Ответ: М.М. Пришвин).


2. Соедини автора и произведение


Автор

Произведение

Л.Н. Толстой

"У лукоморья дуб зеленый…""

А.С. Пушкин

Первая охота"

В.В. Бианки

"Филиппок"



Игра "Найди лишнее слово":


В каждом ряду найдите лишнее слово, которое не относится к творчеству или биографии писателя:

А.С. Пушкин, стихи, сказки, няня, осень, басни.

Л.Н. Толстой, рассказы, Морозко, басни, Филиппок.

В.В. Бианки, природа, животные, скороговорки.










t1759001782ah.png












































t1759001782ai.png


t1759001782aj.png

t1759001782ak.pngБИОГРАФИИ (КРАТКО). ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ.










t1759001782al.png













5. О братьях наших меньших



Задания к стихотворению И. Пивоваровой «Жила-была собака»

Творческое задание: нарисуйте иллюстрацию к стихотворению, передав характер и внешность собаки. Опишите свой рисунок 5-7 предложениями.

Аналитическое задание: найдите в тексте все эпитеты, которыми автор описывает собаку. Как они помогают создать образ животного?

Сравнительный анализ: сравните описание собаки в начале и в конце стихотворения. Как меняется её образ? Почему?

Задания по произведению «Кошкин щенок»


Проектные задания:

Создайте книжку-малышку по мотивам сказки.

Подготовьте инсценировку отрывка из произведения.


Задания к рассказу М. Пришвина «Ребята и утята»

Нарисуйте иллюстрацию к самому напряжённому моменту рассказа.

Придумайте диалог между уткой-мамой и утятами после их возвращения домой.

Напишите письмо от имени утят ребятам, в котором они благодарят их за доброту.

ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ

Элемент таблицы

Описание

Пример из текста

Главные герои

Мальчик и утята

"Я стал наблюдать за ними, как они копошились."

Место действия

Деревня, река, лес

"…на берегу речки, в тихом местечке."

Время года

Весна/Лето

"Солнце пригревало, и зелень была сочной."

Сюжет

Наблюдение мальчика за утятами, их взрослением и приключениями.

"Сначала они были совсем крошечные, а потом стали подрастать…"

Основные события

Утята учатся плавать, искать еду, прятаться от опасности. Взаимодействие мальчика с природой.

"Один раз я видел лису неподалеку, но они успели спрятаться."

Тема произведения

Любовь к природе, забота о животных, наблюдение за жизнью дикой природы.

"Я понял, что природа – это целый мир, и в нем все взаимосвязано."

Идея произведения

Важность бережного отношения к природе и ко всему живому.

"…и решил, что буду всегда защищать этот маленький уголок природы."

Язык и стиль

Простой, поэтичный, образный. Описания природы переданы с любовью и вниманием к деталям.

"Вода блестела на солнце,


ТАБЛИЦУ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ РАЗБОРА ДРУГИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.



























6.Люблю природу русскую. Зима.


Таблица образов и ощущений в стихотворении И.А. Бунина "Первый снег":


Элемент стихотворения

Чувство/образ

Описание

Словесные ассоциации

Настроение в целом

Умиротворение, тихая радость

Лирический герой наблюдает за первым снегом, испытывая чувство покоя и очарования.

Безмолвие, притихшая земля, мягкость прикосновения.

Визуальные образы

Белый цвет, легкость, чистота

Снег предстает как символ обновления и преображения природы.

Пушистый ковер, серебристое мерцание, кружевные узоры на стекле.

Эмоциональный отклик

Воспоминания, надежда

Первый снег пробуждает в душе лирического героя светлые воспоминания и надежду на лучшее.

Тепло домашнего очага, радость предстоящих праздников, вера в чудо.

Связь с природой

Единство, гармония

Лирический герой ощущает себя частью природы, восхищаясь ее красотой и величием.

Дыхание зимы, тихий шепот ветра, хрупкость снежинки.

Итог

Надежда, очищение

После наблюдения за первым снегом, лирический герой чувствует себя обновленным и полным надежд.

Новая страница, чистое полотно, начало зимней ска










Таблица образов и ощущений в стихотворении К.Д. Бальмонта «Снежинка»

Элемент стихотворения

Образ/Ощущение

Описание

Цитата

Движение Снежинки

Легкость, полет, танец

Снежинка предстает как эфемерное, танцующее создание, кружащееся в воздухе.

«Легкий пух, кружится в воздухе, / Льет на землю свой нежный свет.»

Внешний вид Снежинки

Чистота, белизна, хрупкость

Подчеркивается ее кристальная чистота и недолговечность, ее уязвимость перед земными стихиями.

«Белый блеск, луч серебристый, / Тает в руках, как миг чудесный.»

Мир вокруг Снежинки

Заколдованность, тишина, тайна

Зимний мир воспринимается как сказочное пространство, наполненное тихими звуками и ожиданием чуда.

«Все молчит, все спит кругом, / Лишь снег тихо так летит.»

Смерть Снежинки

Неизбежность, быстротечность

Напоминание о скоротечности красоты и жизни, о бренности всего сущего.

«Но вот упала на землю, / Растаяла, словно сон.»

Общее впечатление

Меланхолия, грусть, восхищение

Стихотворение вызывает смешанные чувства – восхищение красотой и грусть о ее недолговечности.



















СКОРОЧТЕНИЕ: «Первый снег» Аким


Зеркальный текст


и сукВ тееми нО !генс йывреП !генс йывреП хапал ан сёнирП ток мортУ

ябер У ,йывоН ,йикгёЛ ,ястижурк нО !генс йывреП !генс йывреП ,хапаз

нО ,йовотсом аН ьтилетссаР йывохуп коталП лепсу нО ,йоволог дан т

ьнечО ,орокс ,тичанЗ — ,ераноф ан лунрокирП ,аробаз ьлодВ теелеб

к ьтиортс авонС тедуб онжом ,тичанЗ ,корог С икзалас тятелоП орокс

!еровд оВ ьтсопер


Текст c переставленными буквами


Утром кот Пинрёс на лаапх Превый снге! Пыеврй сген!

Он иемет Вкус и зпаха, Првеый сгне! Перывй сегн!

Он ктясружи, Лгёкий, Ноыйв, У реябт над говйлоо,

Он упсел Патолк пвыуохй Ртаселисть

На мсвойото, Он беелет Вдоль збарао,

Пркинорул на фонаер, — Зчаитн, соокр,

Онечь сорко Потелят сакзлаи

С гкоор, Заинтч, множо бдует

Сонва срттиоь кростпеь Во
























Мнемотехеника. Дорисуй эпизоды из стихотворения «Белая береза».

t1759001782am.png


t1759001782an.gift1759001782an.gift1759001782an.gif






t1759001782ao.png


7.Писатели детям

t1759001782ap.gif

Корней Чуковский: Волшебник слов и историй

"Федорино горе"

Представьте, что вы – Федора. Что бы вы сказали своим сбежавшим вещам, чтобы они вернулись? Напишите короткое письмо-призыв.

А теперь представьте, что вы – одна из сбежавших вещей (например, ложка или чашка). Почему вы решили убежать от Федоры? Напишите от ее имени.

Вспомните, какие предметы убежали от Федоры. Нарисуйте их, как вы их себе представляете.

Почему, по вашему мнению, вещи решили убежать? Что Федора делала не так?

"Путаница"

Представьте, что вы попали в мир "Путаницы". Какие смешные и необычные вещи вы бы там увидели? Опишите их.

Если бы вы могли поменять местами двух героев из "Путаницы" (например, козу и собаку), кого бы вы выбрали и почему?

Сочините свою собственную "путаницу" – короткий стишок, где все перепутано.

Какие животные встретились вам в стихотворении "Путаница"? Перечислите их.

"Радость"

Что принесло радость героям стихотворения?

Расскажите о своей самой большой радости. Что вас так сильно обрадовало?

Нарисуйте то, что приносит вам радость.

Почему, на ваш взгляд, важно испытывать радость?

t1759001782ap.gif

Сергей Михалков: О дружбе и характере

"Мой щенок"

Опишите своего воображаемого щенка. Какой он породы? Какой у него характер? Что он любит делать?

Если бы ваш щенок что-то натворил, как бы вы с ним поступили? Объясните.

Нарисуйте своего щенка.

Какие качества вы цените в друзьях (и в щенках)?

"Сила воли"

Что такое "сила воли" простыми словами? Приведите пример из жизни (своей или из рассказа).

Представьте, что вам очень хочется съесть что-то вкусное, но мама сказала подождать. Как вы проявите силу воли?

Напишите короткую историю о том, как кто-то проявил силу воли.

Почему, по вашему мнению, сила воли важна в жизни?

t1759001782ap.gif

Агния Барто: Стихи для маленьких и больших

"Веревочка"

Представьте, что вы – девочка, которая прыгает через веревочку. Опишите свои ощущения.

Какие еще игры с веревочкой вы знаете?

Нарисуйте девочку, прыгающую через веревочку.

Почему эта игра называется "Веревочка"?

"Мы не заметили жука"

Как вы думаете, почему ребята не заметили жука?

Что могло случиться с жуком, если его не заметили?

Представьте, что вы – тот самый жук. Что бы вы почувствовали?

Нарисуйте жука, которого могли бы не заметить.

"Шла вчера по садовой"

Кого встретила девочка на садовой?

Что делала эта встречающаяся?

Представьте, что вы встретили кого-то необычного на улице. Кто это был бы и что бы вы сделали?

Нарисуйте встречу девочки с тем, кого она увидела на садовой.

t1759001782ap.gif

Николай Носов: Смешные истории и находчивые герои

"Живая шляпа"

Представьте, что вы – один из мальчиков, которые увидели "живую шляпу". Что бы вы почувствовали?

Как вы думаете, почему шляпа "ожила"? Придумайте свою версию.

Нарисуйте, как выглядела "живая шляпа".

Какие еще предметы, по вашему мнению, могут "ожить" в смешной истории?








8.Я и мои друзья.
Задание 1. «Волшебная мастерская» (по рассказу В. Осеевой «Волшебное слово»)

Цель: Понять силу вежливых слов и научиться их применять.

«Сундучок с волшебством»:
Давайте представим, что у нас есть волшебный сундучок, как у старичка из рассказа. Что мы в него положим? На маленьких карточках (или вырезанных из бумаги «драгоценных камнях») дети пишут или рисуют «волшебные слова»:
спасибо, пожалуйста, извините, доброе утро, будьте здоровы. Затем все вместе складывают их в красивую коробочку.

Вопрос для обсуждения: Почему эти слова названы волшебными? Как они помогли Павлику? А вам они когда-нибудь помогали?

«Сыграем в театр»:
Разделите класс на пары. Одна пара разыгрывает сценку, как Павлик грубо просит краски у сестры. Другая пара показывает, как он просит вежливо, с «волшебным словом».

Вопрос для обсуждения: Какая сценка вам понравилась больше? Почему? Что чувствовала Лена в первом и во втором случае?

t1759001782ap.gif

Задание 2. «Детективы хороших дел» (по рассказам В. Осеевой «Хорошее» и «Почему?»)

Цель: Научиться видеть хорошие поступки и понимать мотивы своих и чужих действий.

«Карта хороших дел»:
На большом листе ватмана нарисуем «Карту нашего класса». Каждый раз, когда кто-то сделает что-то хорошее (помог соседу, убрал за кем-то, поделился), он может приклеить на карту маленький стикер-звёздочку. В конце недели посмотрим, как много добра мы сделали вместе!

Вопрос для обсуждения (по рассказу «Хорошее»): Юра очень хотел сделать что-то хорошее. Почему у него не получилось? Что бы вы ему посоветовали? Хорошее дело — это то, о чём думаешь, или то, что делаешь?

«Следствие ведут знатоки»:
Вспомним рассказ «Почему?». Мальчик разбил чашку и сначала испугался, а потом мама его похвалила. Почему? Давайте разберёмся!

Игра «Цепочка мыслей»: Дети по очереди продолжают фразу: «Мальчик сначала испугался, потому что...», «Потом он решил сказать правду, потому что...», «Мама его обняла, потому что...». Это поможет понять, что честность важнее разбитой чашки.

t1759001782ap.gif

Задание 3. «Рецепт от обиды» (по произведениям Ю. Ермолаевой «Два пирожных» и В. Мошковской «Я ушел в свою обиду»)

Цель: Научиться справляться с обидой и понимать, как важно делиться.

«Весы справедливости»:
Нарисуем на доске весы. На одну чашу «положим» чувства старшей сестры Наташи (из рассказа «Два пирожных»), когда мама её хвалила. На другую — её чувства, когда она съела оба пирожных.

Вопрос для обсуждения: Какая чаша перевесила — радость от похвалы или стыд за свой поступок? Почему одно пирожное показалось ей невкусным? Как бы вы поступили на её месте?

«Где живёт обида?»:
Прочитаем стихотворение «Я ушел в свою обиду». Давайте пофантазируем: где эта «обида» находится? Как она выглядит?





t1759001782aq.png

9. Люблю природу русскую. Весна


1. "Весенние голоса": Создаем звуковую палитру

Произведения: Ф. Тютчев "Весенние воды", С. Дрожжин "Весенние воды", А. Плещеев "Весна".

Задание: Представьте, что вы – композитор, которому нужно передать звуки весны, описанные в этих стихотворениях.

Шаг 1: Внимательно прочитайте каждое стихотворение, выделяя слова и фразы, связанные со звуками. Что вы слышите? (Шум ручьев, пение птиц, звон капели, шелест ветра, журчание воды и т.д.)

Шаг 2: Разделите звуки на группы:

Громкие и энергичные: (например, "буйный", "звонкий", "грохочет")

Тихие и нежные: (например, "шепчет", "журчит", "капель")

Звуки живой природы: (пение птиц, голоса животных)

Шаг 3: Попробуйте "озвучить" стихотворения. Вы можете:

Нарисовать звуковую карту: Используйте разные цвета и формы, чтобы изобразить интенсивность и характер звуков.

Создать плейлист: Подберите музыкальные композиции или звуки природы, которые, по вашему мнению, соответствуют настроению каждого стихотворения.

Написать короткий рассказ-звукопись: Опишите, как вы представляете себе звуковой мир весны, используя слова из стихотворений и свои собственные ассоциации.

Вопросы для размышления:

Какие звуки весны кажутся вам самыми яркими и запоминающимися?

Как авторы используют звуки, чтобы передать свое отношение к весне?

Можно ли сказать, что звуки весны в стихотворениях Тютчева и Дрожжина похожи? Чем они отличаются?

"Цветочная мозаика" по стихотворению А. Блока "На лугу"

Александр Блок в своем стихотворении "На лугу" рисует яркую картину весеннего луга, наполненного цветами.

Задание:

Визуализация: Представьте себе луг, описанный Блоком. Какие цветы вы видите? Какие цвета преобладают?

Творческое задание:

Вариант 1 (для художников): Нарисуйте или создайте коллаж, изображающий весенний луг по мотивам стихотворения. Постарайтесь передать настроение и атмосферу, которую создает Блок.

Вариант 2 (для писателей): Напишите небольшое продолжение стихотворения, добавив новые детали или описав, что происходит на лугу дальше. Может быть, на луг прилетели птицы, или появился какой-то новый, невиданный цветок?

Вариант 3 (для исследователей): Попробуйте узнать, какие именно цветы упоминаются или подразумеваются в стихотворении. Поищите информацию о весенних цветах средней полосы России.

t1759001782ap.gif

2. "Эхо раскаяния" по стихотворению Э. Мошковской "Я маму свою обидел"

Это стихотворение – не только о весне, но и о важности добрых отношений с близкими. Весеннее пробуждение природы может стать поводом для пробуждения и в нашей душе.

Задание:

Эмоциональное погружение: Прочитайте стихотворение несколько раз, стараясь почувствовать эмоции лирического героя. Какие чувства он испытывает?

Творческое задание:

Вариант 1 (для сопереживающих): Представьте себя на месте героя. Что бы вы сделали, чтобы исправить свою ошибку? Напишите письмо маме от имени героя, где он просит прощения.

Вариант 2 (для наблюдателей): Подумайте, как весенняя природа может помочь герою почувствовать раскаяние и желание исправиться. Может быть, пение птиц напоминает ему о чем-то добром, или яркое солнце заставляет задуматься о том, что нужно ценить каждый момент? Напишите небольшой рассказ или эссе на эту тему.

Вариант 3 (для аналитиков): Обсудите с друзьями или близкими: почему важно просить прощения? Как весна может повлиять на наше отношение к людям?

t1759001782ap.gif

3. "Белая береза – символ весны" по рассказу Б. Васильева "Белая береза"

Борис Васильев в своем рассказе показывает, как красота природы, в данном случае – белая береза, может стать источником вдохновения и надежды.

Задание:

Образное мышление: Какое впечатление производит на вас белая береза, описанная Васильевым? Какие ассоциации она вызывает?

Творческое задание:

Вариант 1 (для поэтов): Напишите стихотворение о белой березе, вдохновившись рассказом Васильева. Попробуйте передать ее хрупкость, чистоту и силу.

Вариант 2 (для рассказчиков): Придумайте свою историю, где белая береза играет важную роль. Может быть, она помогает герою принять важное решение, или становится свидетелем какого-то события.

Вариант 3 (для исследователей): Узнайте, почему береза так часто встречается в русской культуре







10. И в шутку и всерьез

1. "Ученый Петя"


Задание: Прочитайте рассказ о Пете, который очень любил учиться. Как вы думаете, почему он стал ученым? Напишите, какие интересные эксперименты он проводил. А теперь придумайте свой собственный эксперимент и расскажите о нем классу!

2. "Врун" Даниила Хармса


Задание: В этом произведении главный герой — врун, который постоянно рассказывает небылицы. Попробуйте придумать свою небылицу! Напишите короткий рассказ о том, что вы сделали на выходных, но добавьте в него несколько смешных и невероятных деталей.

3. "Плим" Токмаковой


Задание: В рассказе "Плим" мы встречаем необычного персонажа. Как вы думаете, что такое "Плим"? Нарисуйте его так, как вы его себе представляете, и расскажите о его приключениях.

4. "Песенки Винни Пуха"

Задание: Винни Пух — очень веселый медвежонок! Выберите одну из песенок и придумайте к ней свои собственные слова. Как бы вы описали свой день с помощью рифм?

Создай комикс по любимому произведению данного раздела

( стр.38)

t1759001782ar.png

В этом разделе дети знакомятся с произведениями, которые учат их видеть смешное в жизни, отличать добрую шутку от злой насмешки и понимать, что за весёлой историей может скрываться важная мысль.

Вот примерная структура таблицы, которую можно заполнить вместе с учениками:

Автор и название произведения

Главные герои

О чём это произведение? (кратко)

Что здесь смешного (шутка)?

Какая серьёзная мысль спрятана?

Н. Носов «Фантазёры»

Мишутка и Стасик, Игорь

Два друга соревнуются, кто придумает самую невероятную небылицу.

Смешные и нелепые выдумки мальчиков (как Мишутка плавал в море и его съела акула).

Врать нехорошо, но фантазировать и мечтать — это здорово. Важно отличать безобидную выдумку от обмана.

В. Драгунский «Тайное становится явным»

Денис Кораблёв, его мама

Мальчик не хотел есть манную кашу и вылил её за окно, попав на прохожего.

Забавно, как Денис пытался скрыть свой поступок и как нелепо это выглядело.

Любой обман всегда раскрывается. Лучше сразу сказать правду, даже если страшно.

Э. Успенский «Чебурашка» (отрывки)

Крокодил Гена, Чебурашка, старуха Шапокляк

Друзья строят Дом дружбы, а Шапокляк им мешает.

Смешные проделки Шапокляк и то, как нелепо она выглядит, когда её планы рушатся.

Нужно быть добрым, помогать друзьям и не делать пакостей другим. Зло всегда будет наказано.

И. Пивоварова «О чём думает моя голова»

Люся Синицына

Девочка постоянно отвлекается на уроках и витает в облаках, из-за чего попадает в смешные ситуации.

Её забавные мысли и мечты, которые совсем не связаны с уроком.

Важно быть внимательным и сосредоточенным на учёбе, иначе можно пропустить что-то важное.















10. Литература зарубежных стран

Для более глубокого понимания и анализа литературных произведений предлагаю использовать следующие таблицы. Они помогут структурировать мысли, выделить ключевые элементы и сопоставить разные аспекты сказок.

1. Шарль Перро, "Кот в сапогах"

Элемент анализа

Описание

Главный герой

Бедный младший сын мельника, Кот

Цель героя

Обеспечить себе и хозяину благополучие

Способы достижения цели

Хитрость, обман, предприимчивость

Конфликт

Отсутствие средств, противостояние с великаном-людоедом

Мораль

Хитрость и находчивость могут помочь добиться успеха, даже если ты не обладаешь богатством.

2. Евгений Шварц, "Красная шапочка"

Элемент анализа

Описание

Главный герой

Красная Шапочка, храбрая и находчивая девочка

Цель героя

Спасти бабушку от волка

Способы достижения цели

Смелость, сообразительность, помощь охотников

Конфликт

Волк – символ зла и обмана, угроза для беззащитных

Мораль

Нужно быть осторожным и не доверять незнакомцам, а также проявлять смелость в трудных ситуациях.

3. Ханс Кристиан Андерсен, "Огниво"

Элемент анализа

Описание

Главный герой

Солдат, добрый и смелый, но порой наивный

Цель героя

Разбогатеть и обрести счастье

Способы достижения цели

Получение огнива с волшебной силой, использование ее для вызова собак-исполнителей желаний

Конфликт

Жадность и несправедливость окружающих, испытание властью

Мораль

Нужно быть благодарным за помощь и не злоупотреблять властью, даже если она тебе дана случайно. Истинное счастье не в богатстве, а в справедливости и доброте.



t1759001782as.png








t1759001782at.png

t1759001782au.png

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.