Урок литературного чтения во 2 классе по УМК «Школа 2100»

9
5
Материал опубликован 1 July 2019 в группе

Автор публикации: Антропова Мария Александровна

Место работы: МБОУ «СОШ № 24»

Название населённого пункта: г. Сарапул, УР

Занимаемая должность: учитель начальных классов

 

 

Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе

по программе "Школа 2100"

"Смешная история" ( А. Милн "Винни - Пух, глава 3)

Этот урок был посвящён знакомству с творчеством  Алана Милна. Большое значение имела работа  над содержанием сказки и работа над техникой чтения.

        Формы организации познавательной деятельности – индивидуальная,  групповая, коллективная.

        На этом уроке старалась показать все виды чтения, которые использую постоянно: выборочное, парами, хоровое, приём «Живые магнитофоны».  

 

Цель: познакомить с содержанием и главными героями произведения Алана Милна «Винни – Пух и все – все-все»

 

Задачи: 1) вызвать интерес к содержанию и героям произведения;

2) познакомить с творчеством и произведениями Алана Милна;

3) формировать навык правильного, осознанного выразительного чтения;

4) развивать внимание к авторскому слову в художественном тексте;

5) воспитывать интерес к предмету, любовь к книгам.

 

Планируемые результаты УУД:

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике ;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать прочитанное

 

 

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

 

 

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

учиться работать по предложенному учителем плану

учиться осуществлять познавательную и личностную рефлексию

 

 

Личностные УУД:

оценивать поступки героев, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанного произведения, к их поступкам.

 

Предметные результаты:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

подробно и выборочно пересказывать текст;

размышлять о характере и поступках героя;

относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Оборудование и материалы: таймер, компьютер, проектор, весёлая музыка для физминутки, книга А. Милна «Винни – Пух и все-все-все», тексты со скороговорками, картинки с изображением главных героев сказки (разрезаны на части, как пазлы); портреты Алана Милна и Бориса Заходера, игрушки мышата Тиша и Глаша.

 

Ход урока:

Психологический настрой и мотивация к учебной деятельности.

Кто улыбкою жизнь встречает,

Кто улыбкой урок начинает,

Тот – как солнце всех согревает,

Тот – улыбкой зло побеждает.

 

Именно так начинает свою книгу «Улыбка моя, где ты? великий педагог Ш. А. Амонашвили

Ребята, улыбнитесь друг другу, а теперь подарите свои милые улыбки мне. Я тоже хочу подарить каждому из вас свою улыбку, ловите…

Пусть улыбка помогает нам в работе.

 

Актуализация знаний.

Беседа:

- Ребята, кто напомнит название раздела нашего учебника, над которым мы работаем? ( «Сказочные человечки»)

- С какими необычными сказочными человечками мы успели познакомиться, читая произведения раздела? ( мумми – тролли, гномы, хоббит)

- Благодаря творчеству какой писательницы мы узнали о мумми – троллях? ( финская писательница Туве Янссон)

- Как называется её книга?

- Какой автор подарил миру чудесную фантастическую повесть о хоббите? ( Дж. Толкиен)

 

Чуть позже на уроке мы продолжим знакомство с удивительными сказочными человечками, а сейчас проведём речевую разминку, поупражняемся в чтении.

 

Речевая разминка (развитие дыхания, артикуляционного аппарата)

  1. Потренируем внимание и память.

(Сначала ребята работают в паре, собирают текст скороговорки, затем проверяем, оцениваем работу и повторяем хором)

Старались гномики, строили домики…

  1. Теперь потренируемся произносить эту скороговорку на выдохе, считаем домики…

(Делаем глубокий вдох, на выдохе начинаем произносить скороговорку, «считая домики»: 8, 12, 15)

Старались гномики, строили домики : раз – домик, два – домик, три – домик…

  1. Оценивание: кто доволен своей работой – погладьте себя по головке;

поблагодарите своих одноклассников – похлопайте в ладоши.

  1. А сейчас потренируемся в произношении скороговорок ( у каждого ребенка на парте лист с текстом скороговорки, скороговорки пронумерованы, задание дифференцирую). Мышата Тиша и Глаша станут нашими слушателями и «подружатся» с теми ребятами, кто победит в нашем соревновании.

- Вспомним правила работы над скороговорками.

- Потренируйтесь вполголоса произносить скороговорку, сначала медленно, затем увеличивая темп. Следите за чёткостью и правильностью произношения. На работу ( подготовку) 30 секунд.

- Начнем соревнование. Слушаем друг друга внимательно, выберем лучших. Начинаем с № … ( ребенок читает скороговорку, все слушают. По окончании чтения , ребёнок называет следующий номер и т.д.)

 

Подведём итоги. Поблагодарим друг друга за работу ( приём сингапурской методики «Отличная работа»)

- Как думаете, кто победил, к кому сегодня ( на парту) отправится Тиша? А Глаша?

 

Определение темы урока. Физминутка – игра.

- Теперь я предлагаю вам , ребята, немного поиграть. Перед вами лежат пазлы – части картинки ( на картинках изображения героев сказки Милна. Чтобы детям удобнее было выполнить задание, картинки лучше распечатать на цветной бумаге разных цветов).

- Какова ваша задача? ( дети сами определяют задачу: собраться в группы и собрать пазл – картинку)

( Включаю музыку. Дети собираются в группы, выполняют задание).

 

Проверим. Ребята, скажите, что у вас получилось. ( Кролик, Сова, Иа-иа, Пятачок, Винни- Пух, Кристофер Робин)

- Кому знакомы эти герои? Что вы о них знаете? ( Верно, это герои одной книги «Винни – Пух и все-все-все»)

- Предлагаю отправиться вместе с этими героями в новую сказку. Готовы?

 

Работа с текстом ( по учебнику)

  1. До чтения:

- Прочитайте название сказки, Ф.И. автора.

Интересный факт: у писателя был сын Кристофер. Именно он и стал одним из главных героев сказки. Сказка написана в 1926 году.

 

- А кто пересказал эту сказку для русского читателя? ( Б. Заходер)

Заходер перевёл историю про Винни – Пуха с английского языка в 1960 году. С тех пор книга много раз переиздавалась и полюбилась детям.

 

- Всю ли сказку мы будем читать? ( только 3-ю часть)

 

- Прочитайте название главы, рассмотрите иллюстрацию и предположите, о чём пойдёт речь.

( Дети высказывают свои мнения)

 

  1. Чтение текста

Кто же этот таинственный Бука, и как на него надо охотиться, мы сейчас узнаем. Читать будем помогая друг другу: начну я, затем хором, затем используем приём «Живые магнитофоны» ( учитель проходит по классу, задевает за плечо ребенка – «включает магнитофон», затем «выключает» и так далее), в завершении – самостоятельное жужжащее чтение. Следим за чтением друг друга внимательно.

 

  1. После чтения:

Беседа:

- Было ли вам страшно за Винни- Пуха и Пятачка? В какой момент?

- С каким настроением вы читали эту главу, поделитесь.

- Что вам показалось самым смешным? Почему?

- Поработаем с иллюстрациями ( в учебнике). Посмотрим, кто в нашем классе самый внимательный читатель. Выборочное чтение ( рассматривают иллюстрацию, находят и читают соответствующий фрагмент в тексте).

- Кто из героев вам больше симпатичен? Почему?

 

Итоги. Рефлексия.

(отвечают на вопросы друг другу в парах)

- С каким произведением познакомились?

- Кто автор?

- Кто перевёл сказку на русский язык?

 

- А сейчас закройте глаза, вспомните всю работу, которую выполняли в ходе урока …

- Закончите предложения ( на слайде):

1) Сегодня на уроке у меня получилось…

2) На следующем уроке я хотел(а) бы над этим произведением поработать так…

 

Домашнее задание:

перечитать главу ( всем)

( на выбор) :

- подготовить на выразительное чтение самый смешной эпизод главы ;

- нарисовать портрет понравившегося героя

- составить синквейн про героя сказки «Винни – Пух и все-все-все»

 

 

Список литературы:

Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Уроки чтения по книге “Маленькая дверь в большой мир” (2 класс). Методические рекомендации для учителя. Изд.2-е, дополненное / / Серия “Свободный ум”. – М.: “Баласс”, 2012, 208 с.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Маленькая дверь в большой мир. Книга для чтения во 2-м классе в 2-х ч. Ч. 1. – М.: “Баласс”, 2012. – 208 с., илл. (Серия “Свободный ум”).

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по чтению к учебнику “Маленькая дверь в большой мир”. 2-й класс. – М.:“Баласс”, 2012. – 64 с. (Серия “Свободный ум”)

Технические средства:

ноутбук;

презентация к уроку.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Мария Александровна, большое спасибо за урок. Все продумано, показали разные виды чтения, формы работы. Кое-что взяла себе на заметку. Спасибо, что делитесь с коллегами.

2 August 2019

Лилия Вильевна, очень приятно. Удачи Вам!

2 August 2019

Спасибо, очень интересный урок!

4 August 2019

Благодарю за высокую оценку моей работы, Елена Фёдоровна!

4 August 2019

Спасибо за интересный ресурс, Мария Александровна! Беру в избранное!!!

4 August 2019