12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Геннадьевна Кудрявцева513
Высшее дефектологическое образование. Работаю учителем-логопедом в общеобразовательной школе. Обожаю свою работу. Люблю чувствовать удовлетворённость от положительных результатов в работе с детьми. С увлечением ищу новые технологии в работе.
Россия, Новосибирская обл., город Барабинск

Дидактическое логопедическое пособие «Рома играет»

Кудрявцева Елена Геннадьевна,

учитель-логопед МБОУ СОШ №93

Барабинского района Новосибирской области.

Пояснительная записка

Каждый год в школу поступают дети, имеющие нарушения звукопроизношения. Когда звук поставлен, необходимо его автоматизировать. Этап автоматизации звука самый продолжительный и сложный процесс. Чтобы закрепление звука «р» было развивающим, продуктивным, интересным мной придумано пособие «Рома играет».

Дидактическое логопедическое многофункциональное пособие «Рома играет» по теме: «Автоматизация звука «р» в словах, словосочетаниях».

Разработанное логопедическое дидактическое пособие «Рома играет» предназначено для применения на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях с детьми с нарушениями звуковой стороны речи на этапе автоматизации поставленного звука «р».

Логопедическое пособие «Рома играет» могут использовать в своей работе учителя-логопеды, дефектологи, воспитатели, учителя начальных классов.

Данное логопедическое пособие состоит из:

- картинки с изображением мальчика с кубиками (картинка взята из интернета и распечатана на принтере);

- карточек – схем слов для определения места звука в начале, в середине и в конце слова,

- квадратов – кубиков с картинками со звуком «р»: грузовик, ворона, гора, краски, радуга, шар, топор, ручка, роза, рыба, жираф, корова, тигр,

- карточек с цифрами 1, 2, 3, 4, 5,

- треугольников – крыш синего цвета.

t1604152081aa.jpg



Цель дидактического пособия «Рома играет» - автоматизация звука «р» в словах, словосочетаниях.

Задачи:

-закреплять правильное произношение звука «р» в словах и словосочетаниях,
-развивать слуховое внимание и восприятие,

-развивать навыки словообразования и словоизменения,
-закреплять умения звукового анализа слов,
-активизировать речь учащихся,
-развивать мышление, зрительную память, пространственные представления,
-воспитывать положительный эмоциональный настрой и познавательный интерес,
-воспитывать самоконтроль за речью.

Возрастная категория.

Данное пособие можно использовать в работе с дошкольниками подготовительной к школе группе и для детей младшего школьного возраста.

Инструкция по использованию пособия

Данное пособие можно использовать на каждом занятии как самостоятельное индивидуальное занятие, с применением физминуток между игровыми заданиями или включать в занятие один из вариантов задания, в зависимости от цели и задач занятия, индивидуальных особенностей ребёнка.

Количество игроков: 1 – 2 ребёнка.

Сюжет может быть придуман логопедом на своё усмотрение. Можно предложить ребёнку дать имя мальчику с закрепляемым звуком. Попросить помочь Роме или вместе с ним поиграть, ведь дети в любом возрасте любят играть.

Предлагаю Вашему вниманию игровые задания с данным дидактическим пособием.

Игровое задание «Рома играет – кубики разбирает».

Содержание:

- Назови предметы на кубиках.

- Положи слева от Ромы кубики с предметами, отвечающими на вопрос Кто?

- Положи справа от Ромы кубики с предметами, отвечающими на вопрос Что?

- Назови обобщающее слово для предметов слева. (живые)

- Назови обобщающее слово для предметов справа. (неживые)

t1604152081ab.jpg

- Сейчас я буду прятать кубики, а тебе нужно назвать, какой картинки нет.

Ребёнок закрывает глаза, логопед убирает один кубик.

Например:

- Кого нет? Ребёнок говорит: нет коровы.

t1604152081ac.jpg

- Чего нет? Нет красок. Аналогичная работа проводится с несколькими кубиками. Необходимо следить, чтобы ребёнок правильно проговаривал слова в родительном падеже.

t1604152081ad.jpg



Игровое задание «Рома играет – башни собирает».

Вариант 1. «Рома играет – место звука определяет».

Содержание:

Перед ребёнком лежат кубики.

- Построй слева башенку из кубиков со звуком «р» в начале слова. Ребёнок называет предмет на кубике и определяет место звука «р» в слове. Размещает под крышу слева картинки с заданным звуком в начале слова.

- Построй справа башенку из кубиков со звуком «р» в конце слова. Ребёнок выбирает и строит башню с картинками, в названии которых звук «р» в конце слова.

t1604152081ae.jpg

- Ответь на вопросы.

Какая роза? (роза красная, роза красивая)

Какой топор? (топор острый, топор тяжёлый)

Какая радуга? (радуга разноцветная, радуга яркая)

Какой шар? (шар жёлтый, шар лёгкий)

Какой тигр? (тигр зубастый, тигр быстрый)

Какая рыба? (рыба быстрая, рыба морская, рыба речная)



Вариант 2. «Рома играет - слоги считает».

Содержание:

Перед ребёнком лежат кубики.

- Построй башню с цифрой 3. Выбери картинки, в которых три слога. (Ребёнок берёт кубик с картинкой, делит слово на слоги и строит башню с картинками, в названии которых три слога).

- Построй башню с цифрой 2. Выбери картинки, в которых 2 слога. (Ребёнок выбирает и кладёт под крышу с цифрой 2 картинки, в названии которых 2 слога).

t1604152081af.jpg

Дополнительное задание.

- Послушай слова, подумай и скажи какое слово лишнее: РОЗА, РЫБА, ТОПОР. Почему? (ребёнок – топор, звук «р» в конце слова). Если дети затрудняются, то обращаем их внимание на место звука в слове.

- Послушай и назови лишнее слово: радуга, ворона, корова. (радуга)

- Послушай слова, назови лишнее слово: рыба, грузовик, корова. (грузовик – это неживой предмет, отвечает на вопрос Что?)

- Назови лишнее слово: ворона, радуга, топор. (ворона – это живой предмет, отвечает на вопрос Кто?)



Игровое задание «Рома играет – пирамиду собирает».

Вариант 1.

Содержание:

Перед ребёнком лежат кубики с картинками.

Ребёнок должен назвать предметы на кубиках, разделить слова на слоги и построить пирамиду. Нижний ряд с цифрой 3 – три слога, средний ряд с цифрой 2 – два слога, верхний ряд с цифрой 1 – один слог.

t1604152081ag.jpg

- Ответь предложением на вопрос: «Что построил Рома?» (Рома построил пирамиду.)

- Из чего Рома построил пирамиду? (Рома построил пирамиду из кубиков.)

- Вспомни, из чего состоит предложение? (из слов)

- Измени слова по образцу:

Шар – шары

Далее ребёнок выполняет задание сам.

Топор –

Рыба –

Ворона –

Корова –

Радуга –



Вариант 2.

Содержание:

Задание усложняется.

Нужно построить пирамиду, в соответствии со схемами справа. Схема слова, в которой указано место закрепляемого звука и цифра, обозначающая количество кубиков – картинок с данной схемой.

t1604152081ah.jpg

Затем логопед просит ребёнка сравнить жирафа и корову.

- Назови, что общего у жирафа и коровы?

- Чем отличаются жираф и корова?

Логопед предлагает сравнить рысь и корову.

-Назови, что общего и чем отличается корова от рыси?



Игровое задание «Рома играет – по схемам пирамиду собирает».

Содержание:

Ребёнок называет предметы на кубиках. Определяет место звука «р» в слове, соотносит со схемой и закрывает кубиком схему слова.

t1604152081ai.jpg

Постепенно ребёнок закрывает схемы слов кубиками с картинками.

t1604152081aj.jpg

В результате получается большая пирамида.

t1604152081ak.jpg

Далее ребёнку даётся дополнительное задание.

- Назови, что между шаром и ручкой?

- Что слева от тигра?

- Кто справа от рыбы?

- Что слева от топора?

- Кто справа от розы?

- Что слева от грузовика?

- Кто справа от рыбы и слева от горы? И т.д.

Ребёнок может называть просто слово, а может отвечать словосочетанием: справа корова, слева гора. А может отвечать предложением: Слева от топора – гора. И т.д.



Таким образом, дидактическое логопедическое пособие «Рома играет» позволяет логопеду проводить занятия с детьми в занимательной форме и достигать положительных результатов в развитии речи учащихся.

Спасибо за внимание!











Дата проведения: с 10 сентября по 10 декабря
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Вагапова Айгуль Рафаиловна, 31.10.20 в 21:21 1Ответить Пожаловаться
Елена Геннадьевна очень интересная и занимательная игра!!!
Елена Геннадьевна Кудрявцева, 03.11.20 в 11:44 0Ответить Пожаловаться
Спасибо Айгуль Рафаиловна за Вашу оценку моей работы.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.