Дидактическое пособие "Коробка педагога-психолога"
Аннотация
Область использования технологии очень широка. Это профилактика и коррекция деструктивных, негативных эмоциональных состояний, переутомлений всех участников образовательного процесса (педагогов, обучающихся, детей с ОВЗ). Работа с разнообразными сенсорными материалами способствует расширению сенсорного опыта у детей младшего школьного возраста (в т.ч. с ОВЗ), облегчает протекание адаптационного периода у детей (начало посещения ДОУ, обучения в школе, смена ОУ). Занятия по данной технологии можно включать в работу с педагогами для погружения в ресурсное состояние, профилактики эмоционального выгорания.
Психологическое здоровье - фундамент жизнеспособности человека, его внутреннего благополучия и конкурентности в мире, поэтому обучение способам его укрепления и сохранения - очень важная задача. Технология «Коробка спокойствия» учит ребенка или взрослого, пришедшего на занятие с психологом, конкретным адаптивным навыкам и умениям. Это простые навыки, которые помогают ему в реальной жизни: осознавать своё самочувствие в настоящем моменте, признавать, что нуждаешься в поддержке или паузе, знать способы скорой помощи в напряженные моменты и уметь их применять для гармонизации внутреннего состояния.
Цель
Задачи
Ход занятия
Этап 1. Установление контакта (5 минут). На данном этапе происходит прояснение ситуации, разговор о событиях, чувствах, их принятие. Психолог просит описать тревожащую или раздражающую ситуацию, спрашивает о чувствах в настоящий момент, как они проявляются в теле.
Этап 2. Самооценка состояния - входная (3 минуты): работа с экраном самооценки.
Психолог предлагает ребёнку оценить своё состояние по трём параметрам в зависимости от степени выраженности симптомов, проявлений от 0 до 10:
Самочувствие (от «я чувствую себя плохо, я дрожу, я напряжен, мне трудно дышать, я чувствую боль» - до «я чувствую себя хорошо, я расслаблен, моё дыхание спокойное, у меня ничего не болит»);
Активность (от «мне ничего не хочется, я вялый, мне всё равно, я устал» - до «я возбужден, я не могу успокоиться, мне трудно усидеть на месте, мне хочется кидать предметы, кричать, драться»);
Настроение (от «я печальный, грустный, я мрачный, злой, я расстроен, я обижен, мне хочется плакать» - до «у меня хорошее настроение, я веселый, я спокойный, мне хорошо»).
Этап 3. Работа с коробкой (15 минут): этап самостоятельного поиска, игры, расслабления.
Инструкция для ребенка: «Перед тобой коробка - в ней собраны разнообразные предметы, которые могут помочь тебе отвлечься, расслабиться и успокоиться. Ты можешь брать любые предметы, трогать их, рассматривать, слушать, нюхать, а некоторые даже пробовать на вкус.
Прислушайся к себе - чего тебе больше всего хочется сейчас, что тебе нужно, чтобы почувствовать себя лучше, отдохнуть и справиться с плохими чувствами? Если хочешь, ты можешь играть молча и побыть один, а если захочешь - я буду играть с тобой, и мы сможем делиться своими впечатлениями».
Приёмы активизации ребёнка, вопросы для концентрации его на целях работы:
- Что ты чувствуешь, когда у тебя в руках данный предмет?
- Каков он на ощупь? Как он звучит? Тебе нравится?
- Что он тебе напоминает?
- Зачем ты сейчас делаешь данное действие? Чего ты хочешь достичь? Тебе удаётся?
- Что тебе сейчас больше всего хочется сделать?
- Как с помощью данных предметов можно выразить твои чувства и желания (злость, обиду, гнев, печаль, желание выплеснуть негатив, получить поддержку или побыть одному)
- Вспомни ситуацию из своей жизни, когда ты был счастлив, спокоен, расслаблен. Что ты чувствовал, что тебя окружало? Выбери 3 предмета, которые напоминают тебе то состояние.
Этап 4. Самооценка состояния - итоговая (3 минуты): работа с экраном самооценки.
Этап 5. Рефлексия (3 минуты): проговаривание, обсуждение с ребенком - что в его состоянии изменилось, что именно помогло, что можно использовать в повседневной жизни в ситуации стресса.
Этап 6. Эмоциональная поддержка, завершение контакта, прощание (1 минута).
Приложения
1.Тактильные ладошки
Игры «с ладошками»:
1. «Волшебный мешочек». Ладошки складываются в непрозрачный мешочек. Ребенок засовывает ручку в него и описывает найденную «ладошку» или ищет нужную ладошку по заданию.
2. Пользуясь пособием, можно выучить названия пальчиков и закрепить понятия «левая» и «правая». Взрослый закрывает любой пальчик на «ручке», ребенок говорит, как называется спрятанный пальчик.
3. Ладошки можно закрывать парами (наподобие лото – закрывать одинаковые ладошки или по цвету, или по составу материала, или по фактуре).
4. Ребенок вытягивает любую «ладошку» и называет те предметы, которые он знает из такого материала или такой фактуры.
Обучающие и развивающие возможности пособия:
– развитие тактильной чувствительности кожного покрова ладоней и подушечек пальцев ребенка;
– развитие тонкой пальцевой моторики;
– развитие внимания, наблюдательности, памяти;
– развитие словаря свойств и качеств, признаков, а также развитие связной речи;
– развитие пространственных представлений;
– развитие математических представлений и счетных умений;
– развитие умения действовать по образцу, по заданному условию, самостоятельно.
2. «Собери картинку»
Цель дидактической игры «Собери картинку» – научить дошкольников визуально сравнивать, правильно соединять детали в единое целое, определять форму и расцветку изображенных объектов.
Задачи:
обучение умению определять форму и цвет предметов;
обучение навыку правильного составления объекта из частей;
формирование способности соотносить представленный образ с реальным целостным объектом;
развитие моторики пальцев, обучение навыку выполнения действий руками;
развитие памяти, способности анализировать, сопоставлять, логически мыслить;
воспитание стремления к познанию, усидчивости, нацеленности на результат;
формирование интереса к самостоятельному выполнению работы.
Ход игры
Обучающемуся воспитатель раздает разрезанные карточки, предлагает внимательно рассмотреть каждую часть, составить изображение.
На первом этапе игры дети составляют изображение, накладывая части на картинку-образец. Дальше педагог усложняет задачу: убирает образец, теперь игроки должны сложить картинку без зрительной подсказки. Также задание можно усложнить, поменяв изображение на более сложное, детализированное.
3.«Найди предмет такого же цвета»
Цели: формировать у детей интерес к игре с цветом. Учить ориентироваться на цвет и запоминать его, активизировать внимание, стимулировать активное употребление знакомых названий цвета. Закреплять умение соотносить объекты по цвету, группировать однородные по цвету объекты вокруг образца.
Материал. Раздаточный: карточки перечисленных цвета.
Ход работы. У детей карточка красного (синего, желтого, зеленого) цвета. Определив, какого цвета карточка, дети подходят к столу, на котором вперемешку лежат карточки предметов таких же цветов. Педагог предлагает детям, у которых карточки красного цвета, выбрать все предметы красного цвета, если синего цвета - то все предметы синего цвета и т.д.
4. Игровые упражнения мышечной релаксации по методике Э. Джекобсона для детей дошкольного возраста.
При выполнении упражнений необходимо соблюдать следующий принцип: все упражнения с напряжением выполняются на вдохе, а все упражнения на расслабление выполняются на выдохе.
Для выполнения упражнений необходимо принять удобную позу: сидя или лежа.
Каждое упражнение выполняется дважды.
Комплекс релаксационных упражнений
(по Джекобсону – детский вариант)
Комментарий. Проводится сидя на стуле с закрытыми глазами. Акцент делается на контрасте между состоянием напряжения и расслаблением.
Тревожных детей необходимо обучать способам снятия мышечного и эмоционального напряжения. Эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица и шеи. Кроме того, им свойственно зажатие мышц живота. Чтобы помочь детям снизить напряжение, можно научить их выполнять релаксационные упражнения.
5. Дидактическая игра "Божьи коровки"
Цель: формировать умение соотносить количество предметов с числом и цифрой.
Задачи:
Закреплять количественный счет от 1 до 10; продолжать знакомить с цифрами от 1 до 10; тренировать в счете (нужно правильно посчитать количество точек, не пропуская ни одну и не считая повторно).
Закрепление знания состава числа до 10 из двух меньших
Упражнять сравнивать числа в пределах 10.
Алгоритм использования.
Некоторые варианты дидактических игр:
"Сколько прилетело Божьих коровок?" (счет до 10).
"Божие коровки перепутали цифры, расставим по-порядку?" (числовой ряд).
"Божие коровки потеряли листочек, поможем их найти?" (соответствие количества цифре).
"Расставь божьи коровок по- старшинству" (порядковый счет).
"С каким номером улетела божья коровка?" (нумерация).
"Что перепутали божие коровки?" (исправляем ошибки).
"Веселые задачки с божьими коровками. " (действия сложения и вычитания).
"Кто быстрее расставит божьих коровок по листочкам. " (соревнование для старших дошкольников).
6. «Органы чувств»
Назначение: дидактическая игра, сделанная своими руками. Простая и доступная игра, которая поможет закрепить, систематизировать представление и знание детей об окружающем мире, здоровье человека. Подобранный материал способствует расширению знаний и представлений у детей об органах, и в игровой форме помогает развить монологическую речь, фантазию, мышление, систематизирует знания детей о возможностях укрепления здоровья. Дидактическая игра позволит научить детей грамотно следить за своим здоровьем.
Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста.
Задачи игры:
· закрепить знания об основных органах чувств;
· расширить словарный запас;
· развивать связную речь;
· развивать внимание.
Игра состоит из пяти больших карточек, соответствующих пяти органам чувств:
«Глаз» - зрение
«Рот» - вкусовые ощущения
«Нос» - обоняние
«Ухо» - способность слышать
«Руки» - тактильные ощущения
Нужно подобрать каждому органу чувств четыре по карточки и объяснить, почему та или иная карточка подходит к данному органу.
7. Тест цветовых предпочтений М. Люшера
Целью проведения данной методики в нашем исследовании является: диагностика эмоциональной сферы, эмоциональных состояний и динамики эмоциональных проявлений детей дошкольного возраста.
Оборудование.
Протокол для занесения результатов и обработки полученного материала.
Стимульный материал сокращенного варианта теста М. Люшера, состоит из карточек восьми цветов : 4 – основных, и 4 – дополнительных.
Основные цвета :
«1» - синий (тёмно синий). Символизирует спокойствие, удовлетворенность, нежность и привязанность.
«2» - зелёный (сине-зеленый). Символизирует настойчивость, самоуверенность, упрямство, самоуважение.
«3» - красный (желто-красный). Символизирует силу воли, активность, агрессивность, властность.
«4» - желтый (светло-желтый). Символизирует активность, стремление к общению, любознательность, веселость.
Так как четыре основных цвета символизируют основные психо-логические потребности (потребность в удовлетворенности и привя-занности, потребность в самоутверждении, потребность действовать и добиваться успеха и потребность смотреть вперед и надеяться, они имеют особое значение и должны занимать первые пять позиций.
Дополнительные цвета :
«5» - фиолетовый; «6» - коричневый; «7» - черный; «0» - серый.
Эти цвета символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, страх, огорчение. Эти цвета в норме должны стоять в индифферентной зоне или отвергаться. Но на практике часто выделяются и перемещаются к началу ряда за счет одного или нескольких основных цветов.
Процедура проведения.
При проведении исследования необходимо иметь в виду:
1. Исследование желательно проводить при дневном цвете, но не при ярком солнце.
2. Испытуемый должен выбирать те цвета, которые ему предлагаются, а не воображаемые.
3. Каждый цвет выбирается отдельно. Не разрешается сразу выбирать два или более цветов.
4. Выбор цветов осуществляется испытуемым свободно без вмешательства экспериментатора, (время не ограничивается). При трудностях с ответом экспериментатор ведет себя выжидающе.
5. В случае отказа от выбора одного цвета (все цвета нравятся одинаково, необходима стимулирующая инструкция типа: "А какой все-таки нравится больше всех?".
6. Необходимо акцентировать внимание испытуемого на том, что он должен выбирать цвет, который ему нравится в настоящее время, а не вообще.
Непосредственное исследование проводится следующим образом. Стимулы желательно выкладывать в следующем порядке: "1", "5", "2", "6", "3", "7", "4", "0".
При этом необходимо иметь в виду то, что синий, черный и серый цвета при выборе не должны располагаться рядом, а основные и дополнительные стимулы раскладываются вперемешку.
Инструкция: "Посмотри внимательно на эти восемь цветов. Покажи цвет, который тебе кажется наиболее симпатичным (красивым, приятным).
После этого выбранный стимул убирается, а его номер заносится в первую клетку в бланке протокола. Далее следует вопрос: "А из оставшихся цветов, какой тебе кажется наиболее приятным?" выбранный стимул убирается, а его номер заносится во вторую клетку протокола. Данная процедура повторяется до пяти выборов.
После пяти выборов следует вопрос: "А какой из оставшихся цветов тебе более неприятен (наиболее не нравится?" Выбранный стимул убирается, а его номер заносится в последнюю клетку протокола.
Далее следует вопрос: "А какой из оставшихся двух цветов кажутся тебе более неприятным?". Номер выбранного стимула заносится в седьмую клетку, а номер оставшегося стимула в шестую клетку.
Затем процедура выбора цветов по предпочтению повторяется, результаты заносятся в протокол в строку второго выбора. Но не обязательно проводить второе тестирование. Можно интерпретировать данные и на основании однократного выбора, однако надежность интерпретации будет несколько ниже.
8. Дидактическая игра «Веселая шнуровка»
Цель: воспитывать у детей способность контролировать свои достижения (уровень развития крупной и мелкой моторики, инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, способность к волевым усилиям.
Задачи.
Образовательные:
-повышать уровень развития ребёнка;
-усиливать желание ребенка узнавать что-то новое и работать самостоятельно;
-учить анализировать, сравнивать, обобщать;
-закреплять знания о цветовой гамме.
Развивающие:
-развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь);
-развивать моторику посредством развития тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта».
Воспитывающие:
-воспитывать усидчивость, самостоятельность.
-воспитывать в процессе общения инициативность, сотрудничество.
Ход игры.
Ведущий (взрослый) предлагает детям «пришить» к одежде недостающие детали (платье, рубашка, брюки и т. д.).
Вариант игры:
1 вариант: игра проводится в присутствии взрослого;
2 вариант: игра проводится детьми самостоятельно.
Методические указания к игре:
Игра предназначена для детей младшего и среднего дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Эта игра является эффективным упражнением для развития мелкой моторики рук и сенсомоторной координации. Кроме того, она помогает ребёнку овладеть пространственным ориентированием, освоить такие категории, как «вверху – внизу», «справа – слева». Благодаря этой игре у малышей развивается глазомер, совершенствуются творческие способности, формируются навыки усидчивости, произвольного внимания, готовности руки к письму. Используя разноцветные шнурки, можно закреплять знания о цветовой гамме.
9. «Найди и обведи»
Цель:
1.развитие внимания, моторики пальцев рук, быстроты реакции, логического мышления, зрительного восприятия образа цифр;
2.формирование у детей навыка порядкового счета, умения находить и обводить заданный объект.
Задачи игры:
1.формирование элементарных математических представлений, закрепление умения узнавать и называть числа в пределах 10;
2.закрепление восприятия образа цифр от 1 до 10;
3.развитие мыслительных способностей, моторики пальцев, умения зрительно концентрироваться;
4.развитие внимания, усидчивости.
10. «Найди тень»
Цель: научить находить силуэты геометрических фигур и животных.
Задачи:
- закрепление знаний детей о животных, геометрических фигур;
- развитие внимания, усидчивости, наблюдательности, зрительной памяти, мелкой моторики, речи, логического мышления.
Ход игры:
Ведущий раздает детям карточки с заданными силуэтами. Предлагает детям рассмотреть их. Затем ведущий показывает одну из карточек с изображением животного или геометрической фигуры и называет его. Дети должны найти тень, среди имеющихся под цветных изображением нужный силуэт.