Статья на тему «Дифференцированный подход в обучении младших школьников»

0
1
Материал опубликован 29 November 2020

ДИФФЕРЕНИЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Домашенко А.К.,

учитель начальных классов Красногорбатской СОШ,

Селивановского района, Владимирской области


DIFFERENTIATED APPROACH IN PRIMARY SCHOOL EDUCATION (FROM EXPERIENCE)

Domashenko A.K.,

the teacher of initial classes SOSH Krasnokabatskoe,

Selivanovsky district, Vladimir region

В настоящее время главной идеей гуманизации современного образования является личностно-ориентированный подход. В связи с этим возникает проблема пересмотра организационного, содержательного и управленческого компонентов образовательного процесса с точки зрения их влияния на развитие личности, повышения качества образования.

Важным аспектом реализации этой стратегии является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности.

Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности. Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться.

Одним из средств реализации индивидуального подхода к детям является дифференцированный подход. Дифференцированным считается такой учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся.

Один из наиболее актуальных вопросов сегодняшнего дня – качественное усвоение программного материала всеми учащимися. Самостоятельное выполнение задания – самый надежный показатель качества знаний, умений и навыков.

При разработке вопроса об индивидуализации и дифференциации процесса обучения в начальной школе я исходила из основных направлений, по которым идет процесс совершенствования обучения в последние годы:

усиление практической направленности учебно-воспитательного процесса;

управление не только содержательной, но и операционной стороной учебной деятельности;

формирование системы знаний и умений на основе усвоения учащимися связей между понятиями, умениями;

воспитание в процессе обучения;

системный подход к обучению;

формирование умения учиться.

Дифференцированный подход предполагает использование на уроках и домашних заданиях многоуровневых заданий, которые составляются учителем с учетом знаний и способностей детей. Суть дифференцированного подхода заключается не в облегчении содержания материала, а в поиске более простого для ученика способа достижения конечной цели, то есть самостоятельно выполнить задание.

Таким образом, основная цель дифференцированного подхода в обучении - учет индивидуальных различий в способностях учащихся, обеспечение каждому из них оптимальных условий для формирования познавательной деятельности в процессе обучения.

В настоящее время дифференцированное обучение подразделяют на внутреннюю и внешнюю форму. Внешняя форма характеризуется формированием гомогенных (однородных) классов. Внутренняя дифференциация применяется в гетерогенных (неоднородных или разноуровневых) классах, где обычно имеют место три уровня – высокий, средний и низкий степени обучаемости.

Осуществляя дифференциацию, учитель должен руководствоваться следующими требованиями: создавать благоприятную атмосферу, мотивировать обучающихся на положительный обучающий процесс.

Индивидуальный подход к детям при организаций учебной деятельности реализуется через задания разного объема, разной степени трудности, разной степени оказания помощи, опосредованной инструкциями. При этом я, как педагог, учитываю и особенности, свойственные детям разных типологических групп, и особенности общего речевого развития, памяти, интересы детей, а также продвижение ребенка в овладении программным материалом.

Дифференцированный подход возможно осуществлять на различных этапах урока. Систематическое соблюдение индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся позволяет добиться повышения качества знаний детей, уровня их умений и навыков.

Применение разноуровневых заданий помогает поддержать интерес к изучению учебных предметов. Но их использование ни в какой мере не должно вести к расслоению детского общества по уровню способностей. При дифференцированном подходе к детям значительно повышается уровень усвоения знаний, достигаются определенные положительные успехи в работе. У всех учащихся появляется уверенность в своих силах, они не испытывают затруднений при решении новых задач, в которых встречаются новые незнакомые ситуации. Все это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, при этом возникает положительная мотивация в процессе учения.

Желание учиться формируется в процессе успешной работы над материалом, поэтому важно организовать индивидуальную помощь таким образом, чтобы ученик постоянно чувствовал свое продвижение вперед; объем и трудность заданий следует увеличивать постепенно. Работая с детьми, стремлюсь так управлять их деятельностью, чтобы каждый почувствовал окрыляющую силу успеха. Успех в труде – первостепенное условие становления личности человека. Ребенок, если его усилия не увенчаются успехом, начинает терять веру в свои возможности. Как показывает опыт, часто даже незначительное продвижение вперед окрыляет учащихся, побуждает их работать интенсивнее доступность задания укрепляет веру ребенка в свои силы, ставит его в ситуацию успеха, поддерживает познавательный интерес.

В условиях осуществления дифференцированного обучения домашняя работа является органическим продолжением классной работы и осуществляет адресную функцию. Разноуровневое домашнее задание способствует выработке самоконтроля, ответственности, трудолюбия и других личностных качеств, которые в свою очередь влияют и на формирование гностических (познавательных) качеств ученика.

Итак, разработка дифференцированных заданий как на уроке, так и дома основана на систематическом изучении трудностей, которые испытывают учащиеся в усвоении материала, изучении пробелов в их знаниях, глубоком анализе их текущих самостоятельных работ, четкой классификации ошибок. Непременно должны учитываться и недостатки в развитии отдельных учеников: неустойчивое внимание, замедленный темп работы, уровень развития речи и другие. Главное в этой работе – систематическое наблюдение за учебной деятельностью учащихся.


Список литературы

1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? [Текст] / М.М. Безруких, С.П. Ефимова.- М.: Просвещение, 1991. - 1 с.

2. Блейзер Г.Д. Дифференциация обучения — условие гуманизации и демократизации образования. / Г.Д. Блейзер // Вечерняя средняя школа. -1991. № 5.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Непонятно, кто автор статьи: Таня или Домашенко А.К.?

29 November 2020