12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гвоздков Виктор Борисович5771
Россия, Московская обл., Ногинск
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»
7

Статья на тему «Личностно-ориентированный подход в обучении»

Муниципальное бюджетное,  общеобразовательное учреждение.

Ногинская  специальная  (коррекционная) школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 

ШМО УЧИТЕЛЕЙ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Статья на тему:

Личностно-ориентированный подход в обучении

 

Учитель: Гвоздков Виктор Борисович.( столярное дело)

 

Ногинск.

 

2018

Не будет лишним заметить и то, что в настоящее время существует немало белых пятен в изучении возможностей и условий применения личностно-ориентированного подхода в педагогической практике. Очень важно систематизировать уже накопленные исследователями и практиками знания о данном подходе и на их основе попытаться расширить границы его использования в деятельности педагогов. Если при анализе средств педагогической деятельности воспользоваться методом классификации, то личностно-ориентированный подход окажется в одном ряду с возрастным, индивидуальным, коммуникативным, системным и другими подходами.

Личностно-ориентированное образование включает в себя практически те же структурные элементы, что и социально-ориентированное образование: цели, задачи, содержание, технологии, контроль, оценку, но смысл и вектор образовательного движения всегда иной – не к ученику, а от него.

Традиционно считается, что знания ученик может получать только извне – от учителя, из учебника и т. д. Поэтому традиционное образование обязательно включает так называемую передачу знаний.

Личностно-ориентированный подход строится по-другому, поскольку предполагает возможность создания знаний самим учеником, т. е. знания не передаются ему для заучивания в готовом виде, а конструируются, добываются, генерируются им в собственной деятельности.

Поэтому если образовательная система предполагает и, более того, планирует выход ученика за внешне заданные ориентиры – цели, задачи, содержание, темпы образования, то такая система личностно и творчески ориентирована. И наоборот, если успех обучения определяется тем, насколько близки результаты ученика к заранее заданным, то такая образовательная система не личностная и не творческая, какие бы ориентиры она не декларировала. Например, если школьные зачеты и экзамены не проверяют и не оценивают личностную образовательную продукцию учеников, а проверяют только стандартный и общий для всех минимум знаний и умений, личностно-ориентированной такую систему назвать нельзя.

Личностно-ориентированное обучение нельзя отождествлять с индивидуализацией обучения. Под индивидуализацией понимается такой тип построения образовательного процесса, при котором сохраняются и усиливаются различия в обучении учеников и происходит развитие любых сторон (черт, свойств, качеств) индивидуального опыта.

 

Главным отличием личностно-ориентированного образования от индивидуализации являются следующие позиции:

1.целенаправленное развитие личности;

2.индивидуализация через средства учения, а не только обучения;

3.обеспечение широкого спектра позиций и ролей в ходе познания внутреннего и внешнего миров;

4.передача управления учением «в руки ученика»;

5.многоуровневая рефлексия (введено автором) учеником его опыта, в особенности познавательных стратегий, а не отдельных учебных действий и результатов;

6.развитие и оптимизация познавательных стратегий ученика;

7.самообучение, саморазвитие, самореализация;

внутрисубъектность образовательных технологий.

 

Индивидуализация обучения и личностно-ориентированное образование взаимно проникают друг в друга, но все же являются не тождественными понятиями.

Индивидуализация обучения выступает фундаментом построения личностно-ориентированного образования.

Если рассмотреть основную дидактическую схему личностно-ориентированного обучения «деятельность учителя – деятельность ученика», важно отметить, что не всякое взаимодействие является субъект - субъектным.

Субъекта в деятельности отличают следующие критерии:

1.самостоятельное выдвижение цели и критериев ее реализации;

2.возможность выбирать средства деятельности и планировать  ход ее осуществления;

3.самостоятельность осуществления деятельности;

4.возможность корректировки деятельности;

5.получение индивидуального (а нередко и авторского) результата деятельности.

 

Литература:

Кабардин О.Ф. Личностно-ориентированные основы развития познавательных способностей учащихся в современной школе [Электронный ресурс] / О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина, Г.В. Любимова // Личностно-ориентированный учебник физики для общеобразовательной школы: коллектив. монография. – М.: ИНИМ РАО, 2010. – Ч. III. – 4 п.л. (рукопись). – URL:http://inim- rao.ru .

Толстых Н.Н. Формирование личности как становление субъекта развития [Текст] // Вопросы психологии. – 2008. – № 5.

Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентиро-ванного обучения [Текст] Вопросы психологии. – 1995. – № 2.

Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования [Текст] / И.С. Якиманская. – М. : Сентябрь, 2000. – 453 с.

Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И.С. Якиманская. – М. : Просвещение, 1996. – 352 с.

Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.