Урок русского языка для 7 класса «Дифференциация глаголов на –тся и существительных на –ца»

Пояснительная записка к презентации
Тема урока: Дифференциация глаголов на –тся и существительных на –ца
Цель: Учить правильно обозначать буквами звукосочетание [ца] на конце слов, относящихся к разным частям речи.
Задачи:
· образовательные: выявить и осмыслить разницу в написании звукосочетания [ца] на конце существительных и глаголов; учить различать неопределённую форму глагола и 3 лицо глагола, задавать вопрос к различным частям речи;
· коррекционно-развивающие: развивать кратковременную память путём выполнения упражнения на запоминание; развивать орфографическую зоркость; коррегировать мышление учащихся через использование алгоритма действий; расширять зону актуального развития ребенка, учить справляться с заданиями разной степени сложности
· воспитательные: воспитание мотивации к учению через дидактическую игру
Оборудование: Демонстрационный компьютер и видеопроектор в учебном классе
Ход урока
1. Оргмомент
взаимное приветствие;
рапорт дежурного, определение отсутствующих;
запись числа;
проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид);
2. Подготовка учащихся к усвоению нового материала
Цель – организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала. Развивать кратковременную память.
Слайд 2
Запомнить картинки.
Курица, берёза, синица, тетрадь, пшеница.
Ответить на вопросы, записать слова.
Что было третьим? (запиши ответ)
Что было последним?
Что было первым?
3. Актуализация знаний
Слайд 3
Составьте слова и запишите их в 2 столбика:
СЕ МЫ ВЕ УМ ЦА
ТСЯ ЦА ЛИ ТЬСЯ ПТИ НИ
Умница мыться
птица веселится
4. Формулировка темы урока
Проблемный вопрос:
Почему, притом, что на конце слов мы слышим [ца], слова написаны по-разному?
Задача: узнать, когда надо писать –ца, а когда –тся и ться? (задайте вопрос к словам и попытайтесь сделать вывод)
5. Изучение нового материала
Слайд 4
Работа с учебником: Стр. 226. Правило.
Составим алгоритм действий.
Слайд 5
Работа с учебником. Упражнение 298.
Определи, какими частями речи являются слова:
Хмурится курица лужица стучится волчица
кружится модница лыжница смотрится нравится
красавица торопится
Запиши слова в 2 столбика
6. Физминутка
Слайд 6
Дополнительно двигательная физминутка с применением аудиозаписи.
7. Закрепление нового материала
Слайд 7 (слайды 8-15 по гиперссылке)
Дидактическая игра «Своя игра»
Учащиеся выбирают тему задания и уровень сложности
1 уровень обученности – задания на 200 баллов,
2 уровень обученности – задания на 100 баллов
Загадки:
1 уровень: Гладишь – ласкае…,
Дразнишь – кусае….
2 уровень: Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу. Кури…
«Четвёртое лишнее»:
1 уровень: Ласкае…, лиси… , жжё…, нрави…
Рукави… , красави… , сади…., сини….
Зли…, старае…, больни…, бои…
2 уровень: Лужица, ложится, водица, криница
Кружится, стучится, лыжница, мчится
Косица, косится, клонится, стучится
Подумай:
1 уровень: Солнце сади…, струи… води…,
Пти…-синица в воду гляди….
Чистой водицы сини… напьё… –
Славно сегодня звенится-поё….
2 уровень: Солнце (что делает?)сади…,(что делает?) струи… (что?)води…,
(Кто?)Пти… -синица в воду (что делает?)гляди….
Чистой водицы (кто?)сини… (что сделает?) напьё…–
Славно сегодня (что делает?)звенится-поё…
Пословица:
1 уровень: запиши и объясни пословицу.
С умным разговори…,
что мёду напи….
2 уровень: запиши и объясни пословицу.
Скоро сказка (что делает?) сказывае…, да не скоро дело
(что делает?) делае….
8. Домашнее задание
Слайд 16
Стр. 227. Упр. 300
1-5 ст. для 1 уровня обученности,
1-3 ст. для 2 уровня обученности
Слайд 17
Давайте вспомним, когда на конце слов мы пишем –ца?
Когда пишем – тся или – ться?
Оцените свою работу на уроке:
· Сегодня я узнал …
· Теперь я могу …
· Было интересно …
· Было трудно …
Слайд 18
Рефлексия
Выставление отметок