Логопедическое занятие для учащихся 2 класса (с ТНР) «Дифференциация звука и буквы [П] и [Б]»

6
0
Материал опубликован 16 June 2020 в группе

«Звук и буква П-Б»

Данное логопедическое занятие рассчитано для учащихся второго класса детей с ТНР учащихся в общеобразовательной школе.

Ход занятия

этап

Деятельность логопеда

оргмомент

Здравствуйте, ребята! Очень рада вас всех видеть. Осмотрите свое рабочие место, все ли у вас готово к занятию. Открываем тетради, записываем дату.

А теперь давайте выполним артикуляционную гимнастику.


Погулять язык собрался (открыть рот):

Он умылся (кончиком языка быстро провести по верхним зубам),

Причесался (несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать),  

На прохожих оглянулся (провести языком по губам - "облизнуться"),  

Вправо, влево повернулся (повернуть язык в указанную сторону),  

Вниз упал, наверх залез (опустить язык вниз и поднять вверх),  

Раз-и в ротике исчез (спрятать язык во рту).  

целепологание

Посмотрите внимательно на слова записанные на доске, какие общие согласные буквы встречаются в этих словах?

Парта, попугай, пол, бочка.

Как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня?

Молодцы, давайте запишем тему сегодняшнего занятия: «Звук и буква П-Б»


Актуализация знаний.

Давайте посмотрим на различия работы нашего артикуляционного аппарата при произношении звука П и Б.

-при произнесении звука [п] в каком положении находятся губы, зубы, язык? Что меняется при произнесении звука [б]? Обратите внимание на воздушную струю, выпускаемую из полости рта при произношении этих звуков? Как она изменяется?

Какой звук звонкий, а какой глухой?

Какими буквами на письме мы обозначаем звуки П и Б?

Давайте запишем их в тетради на одной строчке в две колонки. Обозначьте у каждой буквы звонкость и глухость. Возле звонкого зв. Нарисуйте колокольчик, возле глух перечеркнутый колокольчик

И выполним каллиграфическую разминку (задание на листочках)

Запомни!

- звук Б – согласный, звонкий, может быть твердым или мягким

- звук П – согласный, глухой, может быть твердым или мягким.


Усвоение новых знаний

Давайте проведём фонематическую разминку. По цепочки проговорим слоговые цепочки:

ПА-БА-ПА

ПО-БО-ПО

ПЫ-ПЫ-БЫ

БУ-ПУ-БУ

ПЕ-ПИ-ПЭ

ПА ПО АПО УПЫ ПУ

БА БО АБО УБЫ БУ

Молодцы, а теперь давайте хором проговорим чистоговорки:

ба, па, ба — вот стоит изба

па, ба, па — мелкая крупа

бы, пы, бы — зеленые бобы

пы, бы, пы — мы везли снопы


Вы, наверное, замечали, что в конце слова звонкий звук Б, превращается в глухой П? Как же тогда быть? Какую букву писать?

Для проверки слова, надо его изменить так, чтобы после неясного согласного звука стоял гласный. Например: кра (б/п) - крабы

Давайте потренируемся и выполним задание.

Запишите слова с неясными звуками, предварительно проверяя их.

Например: кар(б/п) – карпа

ра(б/п) –

стол(б/п) –

коро(б/п) –

гри(б/п) –

гор(б/п) –

зу(б/п) –

ло(б/п) –

кли(б/п) –

давайте проверим у всех ли получилось выполнить задание.


Молодцы, все справились с заданием!


Физкультминутка

ОБУВЬ

Я умею обуваться,

(Топать ногами)

Если только захочу,

Я и маленького братца

Обуваться научу.

(Руки перед грудью, показывают  "маленького братца".)

Вот они, сапожки,

(Наклон вперед.)

Этот с правой ножки,

(Погладить правую ногу.)

Этот с левой ножки.

(Погладить левую ногу)


Закрепление пройденного материала

Посмотрите, на ваших столах лежат листы с заданием, давайте их выполним.

Спиши слова. Расставь ударение. Разделите слова на слоги.

Папа, папка, бабушка, баба, Барби, бамбук, папоротник, пропел, Бемби, пепел, Барабашка.

- Сколько слогов в каждом слове? Давайте отхлопаем их в ладоши.


Ребята, у нас осталось последнее задание, но что-то в нем произошло.

Прочитайте текст. Все ли в порядке с предложениями? Что нужно сделать для того, чтобы исправить предложения?

- Хорошо, давайте исправим предложения, поставив их в нужном порядке.

Скажите, у нас получился текст? А о чем говорится в этом тексте, о каком времени года идет речь? Почему?

Прочитайте текст. Расшифруй предложения, расставив слова на свои места и изменив, где нужно, окончания. Обведи Б в кружок, а П в квадрат.

Шубка надела тёплую белку. Нору приготовила уютная лиса. Там она сделала тёплая постельку. Медведь уже спит в своя берлоге. Только ходит по лесу холодный волк и воют. Он добыча ищет.


Подведение итогов

Расскажите, что вы знаете о звуках и буквах Б, П. Придумай 10 слов с этими буквами.

Задавание на дом

Выучи скороговорки. Учись их говорить медленно, в среднем и быстром темпе.

Архип охрип.

К Архипу прилип полип.

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь испёк спозаранку.











































Раздаточный материал.

Запомни!

- звук Б – согласный, звонкий, может быть твердым или мягким

- звук П – согласный, глухой, может быть твердым или мягким.

t1592296785aa.png

Запишите слова с неясными звуками, предварительно проверяя их.

Например: кар(б/п) – карпа

ра(б/п) –

стол(б/п) –

коро(б/п) –

гри(б/п) –

гор(б/п) –

зу(б/п) –

ло(б/п) –

кли(б/п) –



Спиши слова. Расставь ударение. Разделите слова на слоги.

Образец: БЕЛ/КА

Папа, папка, бабушка, баба, Барби, бамбук, папоротник, пропел, Бемби, пепел, Барабашка.



Прочитайте текст. Расшифруй предложения, расставив слова на свои места и изменив, где нужно, окончания. Обведи Б в кружок, а П в квадрат.

Шубка надела тёплую белку. Нору приготовила уютная лиса. Там она сделала тёплая постельку. Медведь уже спит в своя берлоге. Только ходит по лесу холодный волк и воют. Он добыча ищет.





Домашнее задание:

Выучи скороговорки. Учись их говорить медленно, в среднем и быстром темпе.

1. Архип охрип.

2. К Архипу прилип полип.

3. Бублик, баранку, батон и буханку пекарь испёк спозаранку.



















































Литература:

Занимательные задания логопеда для школьников (2-3 классы)/ О. Н. Яворская. – Санкт-Петербург: КАРО, 2017. – 176 с.: ил. – (Серия «Мастер-класс логопеда»).

https://sibmama.ru/rech_motorika2.htm



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.