Логопедическое занятие для учащихся 2 класса (с ТНР) «Дифференциация звука и буквы [П] и [Б]»
«Звук и буква П-Б»
Данное логопедическое занятие рассчитано для учащихся второго класса детей с ТНР учащихся в общеобразовательной школе.
Ход занятия
этап | Деятельность логопеда |
оргмомент | Здравствуйте, ребята! Очень рада вас всех видеть. Осмотрите свое рабочие место, все ли у вас готово к занятию. Открываем тетради, записываем дату. А теперь давайте выполним артикуляционную гимнастику. Погулять язык собрался (открыть рот): Он умылся (кончиком языка быстро провести по верхним зубам), Причесался (несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать), На прохожих оглянулся (провести языком по губам - "облизнуться"), Вправо, влево повернулся (повернуть язык в указанную сторону), Вниз упал, наверх залез (опустить язык вниз и поднять вверх), Раз-и в ротике исчез (спрятать язык во рту). |
целепологание | Посмотрите внимательно на слова записанные на доске, какие общие согласные буквы встречаются в этих словах? Парта, попугай, пол, бочка. Как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня? Молодцы, давайте запишем тему сегодняшнего занятия: «Звук и буква П-Б» |
Актуализация знаний. | Давайте посмотрим на различия работы нашего артикуляционного аппарата при произношении звука П и Б. -при произнесении звука [п] в каком положении находятся губы, зубы, язык? Что меняется при произнесении звука [б]? Обратите внимание на воздушную струю, выпускаемую из полости рта при произношении этих звуков? Как она изменяется? Какой звук звонкий, а какой глухой? Какими буквами на письме мы обозначаем звуки П и Б? Давайте запишем их в тетради на одной строчке в две колонки. Обозначьте у каждой буквы звонкость и глухость. Возле звонкого зв. Нарисуйте колокольчик, возле глух перечеркнутый колокольчик И выполним каллиграфическую разминку (задание на листочках) Запомни! - звук Б – согласный, звонкий, может быть твердым или мягким - звук П – согласный, глухой, может быть твердым или мягким. |
Усвоение новых знаний | Давайте проведём фонематическую разминку. По цепочки проговорим слоговые цепочки: ПА-БА-ПА ПО-БО-ПО ПЫ-ПЫ-БЫ БУ-ПУ-БУ ПЕ-ПИ-ПЭ ПА ПО АПО УПЫ ПУ БА БО АБО УБЫ БУ Молодцы, а теперь давайте хором проговорим чистоговорки: ба, па, ба — вот стоит изба па, ба, па — мелкая крупа бы, пы, бы — зеленые бобы пы, бы, пы — мы везли снопы Вы, наверное, замечали, что в конце слова звонкий звук Б, превращается в глухой П? Как же тогда быть? Какую букву писать? Для проверки слова, надо его изменить так, чтобы после неясного согласного звука стоял гласный. Например: кра (б/п) - крабы Давайте потренируемся и выполним задание. Запишите слова с неясными звуками, предварительно проверяя их. Например: кар(б/п) – карпа ра(б/п) – стол(б/п) – коро(б/п) – гри(б/п) – гор(б/п) – зу(б/п) – ло(б/п) – кли(б/п) – давайте проверим у всех ли получилось выполнить задание. Молодцы, все справились с заданием! |
Физкультминутка | ОБУВЬ Я умею обуваться, (Топать ногами) Если только захочу, Я и маленького братца Обуваться научу. (Руки перед грудью, показывают "маленького братца".) Вот они, сапожки, (Наклон вперед.) Этот с правой ножки, (Погладить правую ногу.) Этот с левой ножки. (Погладить левую ногу) |
Закрепление пройденного материала | Посмотрите, на ваших столах лежат листы с заданием, давайте их выполним. Спиши слова. Расставь ударение. Разделите слова на слоги. Папа, папка, бабушка, баба, Барби, бамбук, папоротник, пропел, Бемби, пепел, Барабашка. - Сколько слогов в каждом слове? Давайте отхлопаем их в ладоши. Ребята, у нас осталось последнее задание, но что-то в нем произошло. Прочитайте текст. Все ли в порядке с предложениями? Что нужно сделать для того, чтобы исправить предложения? - Хорошо, давайте исправим предложения, поставив их в нужном порядке. Скажите, у нас получился текст? А о чем говорится в этом тексте, о каком времени года идет речь? Почему? Прочитайте текст. Расшифруй предложения, расставив слова на свои места и изменив, где нужно, окончания. Обведи Б в кружок, а П в квадрат. Шубка надела тёплую белку. Нору приготовила уютная лиса. Там она сделала тёплая постельку. Медведь уже спит в своя берлоге. Только ходит по лесу холодный волк и воют. Он добыча ищет. |
Подведение итогов | Расскажите, что вы знаете о звуках и буквах Б, П. Придумай 10 слов с этими буквами. |
Задавание на дом | Выучи скороговорки. Учись их говорить медленно, в среднем и быстром темпе. Архип охрип. К Архипу прилип полип. Бублик, баранку, батон и буханку пекарь испёк спозаранку. |
Раздаточный материал.
Запомни!
- звук Б – согласный, звонкий, может быть твердым или мягким
- звук П – согласный, глухой, может быть твердым или мягким.
Запишите слова с неясными звуками, предварительно проверяя их.
Например: кар(б/п) – карпа
ра(б/п) –
стол(б/п) –
коро(б/п) –
гри(б/п) –
гор(б/п) –
зу(б/п) –
ло(б/п) –
кли(б/п) –
Спиши слова. Расставь ударение. Разделите слова на слоги.
Образец: БЕЛ/КА
Папа, папка, бабушка, баба, Барби, бамбук, папоротник, пропел, Бемби, пепел, Барабашка.
Прочитайте текст. Расшифруй предложения, расставив слова на свои места и изменив, где нужно, окончания. Обведи Б в кружок, а П в квадрат.
Шубка надела тёплую белку. Нору приготовила уютная лиса. Там она сделала тёплая постельку. Медведь уже спит в своя берлоге. Только ходит по лесу холодный волк и воют. Он добыча ищет.
Домашнее задание:
Выучи скороговорки. Учись их говорить медленно, в среднем и быстром темпе.
1. Архип охрип.
2. К Архипу прилип полип.
3. Бублик, баранку, батон и буханку пекарь испёк спозаранку.
Литература:
Занимательные задания логопеда для школьников (2-3 классы)/ О. Н. Яворская. – Санкт-Петербург: КАРО, 2017. – 176 с.: ил. – (Серия «Мастер-класс логопеда»).
https://sibmama.ru/rech_motorika2.htm