Конспект логопедического занятия-игры «Дифференциация звуков [П]-[Т]. Буквы Пп, Тт» (2–3 классы)

1
0
Материал опубликован 22 March 2018 в группе

Конспект подгруппового логопедического занятия-игры (2-3 класс)

Тема логопедического занятия:

Дифференциация звуков [П]-[Т]. Буквы Пп,Тт.

 

Логопедическое занятие разработала

учитель-логопед высшей квалификационной категории

  муниципального общеобразовательного учреждения

«СОШ №24» ЭМР Саратовской области

Склярова Инесса Васильевна

 

Тип логопедического занятия: тренировочное

Речевое заключение: ОНР III уровня, НВ ОНР, ФФНР

Приоритетная образовательная область: речевое развитие

Цель:    Учить детей различать звуки [П]-[Т] изолированно, в слогах,  словах, в предложениях               на слух и правильно обозначать их  на письме

Задачи:  

Коррекционно-образовательные:  

- Формирование умения различать звуки [П]-[Т]  (на слух, по  артикуляции, написанию)

- Закрепление моторных навыков написания букв П-Т с опорой на кинетические ощущения

- Совершенствование навыков языкового анализа и синтеза:

 а) звуко-буквенного анализа и синтеза слов сложной звуковой структуры;

 б) анализа и синтеза предложения из 5-7 слов

 - Уточнение и обогащение словарного запаса детей

Коррекционно-развивающие:                

- Развитие фонематического восприятия

- Развитие мышления, зрительного и слухового внимания и памяти

- Развитие навыков самоконтроля и самопроверки

Коррекционно-воспитательные:    

- Расширение  представления об окружающем мире       

- Воспитание познавательного интереса

- Воспитание положительной мотивации к логопедическим занятиям

- Воспитание  усидчивости и аккуратности в работе

- Совершенствование навыка адекватно оценивать свою работу на логопедическом занятии

Универсальные действия:

Личностные:

- самоопредение

Регулятивные:                            

- целеполагание

- контроль

- коррекция

- выделение и сознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

- осознание качества и уровня усвоения

Познавательные:

- самостоятельное формулирование познавательной цели

- умение структурировать знания

- выбор наиболее эффективных способов решения задач

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

- рефлексия способов действия

 Коммуникативные: 

- планирование учебного сотрудничества с учителем-логопедом и   сверстниками  

Планируемые результаты:

- Дифференциация понятия звук и буква

- Дифференциация звуков [П]-[Т]  на слух, по  артикуляции, написанию

- Развитие умения подчиняться разным правилам

- Развитие способности активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми

 

Оборудование:  

- демонстрационные карточки с изображением букв п, т

- элементы букв п, т из бархатной бумаги для каждого обучающегося

- конверты с нанесенной на них сеткой клеток (4×4)

- звуковая линейка и буквы п, т  (4 комплекта)

- изографы «вертолёт», «автомобиль», «трактор»

- зашифрованная запись букв п, т

- зашифрованная запись слов для чтения

- мяч

- карточки со словарными словами: патиссон, картофель, помидор, транспорт

- карточки для индивидуальной работы      

 

Ход занятия:

 

I.  Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель: создать положительную мотивацию, настроить на результативную работу, воспитание познавательного интереса

а) Игровая ситуация “Буквы П и Б выпали из книжки”

Учитель-логопед

- Ребята, когда я шла на занятие, налетел вдруг сильный ветер, вырвал у меня из рук книгу и перевернул все страницы. Теперь я не могу прочитать слова. Давайте вместе разбираться, что случилось с книгой.

Учитель- логопед читает слова, пропуская первые звуки п и т, дети отгадывают слова: (п)аук, (п)оезд, (п)очка, (п)олка, (т)анк, (т)орт, (т)уфли, (т)ыква.

- Ребята, вы поняли, что произошло со словами? (Дети объясняют, каких звуков не хватало в словах)

б) Игровая ситуация «Сказка про букву т»

Учитель-логопед

- Жила-была буква "т" (показ карточки с рукописной строчной буквой "т"). У нее было три ноги, поэтому она очень быстро бегала. Все ее называли Торопыжкой. Бегала-бегала буква "т" и сломала одну ножку. Пришла она, прихрамывая, к царице Грамматике. "Что мне делать? У меня сломалась одна ножка!" - жалуется она. "Ничего страшного! Было у тебя три ноги, ты называлась буквой "т", а теперь у тебя осталась пара ног,  ты будешь называться буквой "п" - ответила ей царица Грамматика. Так буква "т" превратилась в букву "п".

- Среди вас есть такие же Торопыжки, которые путают буквы "т" и "п". Чтобы вы не путали впредь эти буквы, я вам предлагаю на уроке отправиться в увлекательное путешествие в мир звуков и букв.

II. Этап формулировки темы и целей урока

Цель: сориентировать учащихся по теме и целям урока, выявить причины затруднения и постановки цели урока, актуализировать умение вступать в диалог.

Учитель-логопед

- Кто догадался, чем мы будем сегодня заниматься? Сформулируйте тему нашего занятия.

(Будем учиться различать между собой звуки [П]-[Т]) 

Используя опорную запись, поставьте цели урока.

Цель:     Цель:

Установить сходство…. (между звуками [П]-[Т]) 

Установить различие ….(между звуками [П]-[Т])

Упражняться в написании …(букв П-Т)

- Итак, сегодня мы с вами будем учиться находить сходство и различие межу звуками [П]-[Т],

 будем упражняться в правильном написании букв П-Т. 

- Для того, чтобы каждый из вас достиг поставленной цели, что нужно делать на уроке? (быть

 внимательными, старательными, активными)

III. Актуализация знаний. Сравнение звуков [П]-[Т] по звучанию и артикуляции

Цель: создать проблемную ситуацию, выявить уровень знаний детей

Давайте уточним артикуляцию этих звуков:
Звук [п]: губы плотно сжаты, язык свободно лежит во рту, сильная воздушная струя прорывает преграду из губ;
-  Раз есть преграда, значит звук [п] согласный.
-  Проверим, работают ли голосовые связки, если не работают, значит звук [п] глухой.
Звук [т]: губы разомкнуты, язык за верхними зубами, сильная воздушная струя прорывает преграду между языком и нёбом;
-  Раз есть преграда, значит звук [т] согласный.
- Голосовые связки не работают, значит звук [т] глухой.
Итак: мы выяснили, что звуки «п — т» — согласные, твердые, глухие, на письме обозначаются буквами пэ, тэ. (показать буквы)

IV. Актуализация знаний. Сравнение букв п-т по написанию

Цель: создать проблемную ситуацию, выявить уровень знаний детей

а) Учитель-логопед вывешивает на доску демонстрационные карточки с изображением букв п, т.

- Попробуем выяснить, чем похожи и чем различаются буквы п – т.

(Учитель-логопед вызывает одного ученика к доске и просит написать букву п и элементы, из

которых она состоит, второй ученик выполняет такое же задание с буквой т.

Учитель-логопед просит третьего ученика сравнить буквы и сказать, какие элементы у них

одинаковые, а четвертого объяснить, чем буквы отличаются друг от друга)

Учитель-логопед

- Буква п имеет пару ножек, состоит из 2-х элементов,

 а у буквы т – три ножки, она состоит из 3-х элементов.

 

 

 

б) Учитель-логопед

- Напишите пальцем в воздухе букву п на счёт: раз – два; т – на счёт: раз – два – три .

Дети прописывают.

- Сконструируйте буквы п и т из элементов (элементы букв вырезаны из бархатной бумаги).

Дети выполняют задание и делают вывод: буква п состоит из 2-х элементов, а  буква т – из 3-х

элементов.

в) Работа с индивидуальными карточками

- На строчке написаны цифры 2 и 3. Вспомните, сколько ножек у букв п и т и напишите под каждой цифрой соответствующую букву.

 

2

2

3

2

3

3

2

3

3

2

2

3

п

п

т

п

т

т

п

т

т

п

п

т

 

V. Дифференциация звуков [П]-[Т] и букв п –т в слогах

Цель: актуализация знаний, выполнение заданий, тренирующих мыслительную деятельность, развитие фонематического восприятия на уровне слогов

Чтение слогов с буквами п-т.

Учитель-логопед предъявляет слоговую таблицу и предлагает поиграть в игру «Повтори, не торопись! И смотри, не ошибись!»

Работа со слоговой таблицей.

                   па – та          пап - тап          пфа - тва    

                   по – то          поп - топ         пко - тго  

                   пу – ту          пуп - туп         пшу - тжу               

                   пэ – тэ           пэп - тэп         пфэ - твэ

                   пы - ты         пып – тып      пты - тды                   

Дети читают слоги.

VI. Дифференциация звуков [П]-[Т] и букв п –т  в словах

Цель: актуализация знаний, выполнение заданий, тренирующих мыслительную деятельность, развитие фонематического восприятия на уровне слова

 

а) Проведение игры «Волшебный ластик»

Учитель-логопед

- Волшебный ластик стёр в буквах п и т все перекладины. Посмотрите, что получилось. Прочитайте слова, опираясь на количество ножек (элементов) у букв:

 

у‌‌‌‌׀׀׀ка

׀׀׀игр

каш׀׀׀ан

лас׀׀׀очка

бегемо׀׀׀

׀׀׀о׀׀оль

׀׀о׀׀угай

׀׀они

ли׀׀а

׀׀етух

ан׀׀׀ило׀׀а

лис׀׀׀венница

Дети читают и объясняют – ׀׀ – буква п, ׀׀׀ – буква т.

Учитель-логопед

- Назовите каждую группу слов одним словом. (Птицы, животные, деревья)

- В названии какой группы есть буквы п и т ? (Птицы)

- Запишите птиц, которых вы запомнили.

- Найдите лишнее слово в последней группе и объясните почему (Лиственница – это хвойное дерево, а остальные деревья – лиственные)

- Определите место звуков [п]-[т] по звуковой линейке в словах из второй группы.

б) Учитель-логопед раздаёт ученикам конверты с нанесенной на них сеткой (4×4 клеток)

– Я буду диктовать слова, а вы должны выписать из них только буквы п и т. Если в слове есть обе буквы или две одинаковые, то их писать нужно в одной клетке.

1 ряд: полка, птичий, тапочки, папа.

2 ряд: каток, мастер, попугай, поток.

3 ряд: атлет, спал, брат, топка.

4 ряд: косточка, ответ, почта, паук.

- Давайте проверим, как вы выполнили задание.

(Вывешивает на доску карточку для проверки).

 

п

пт

тп

пп

т

т

пп

пт

тт

п

т

тп

т

тт

пт

п

Проводиться взаимопроверка (дети меняются тетрадями и проверяют выполненное задание друг у друга).

в) Проведение игры «Куда причалят лодки?»

 Учитель-логопед зачитывает стихотворение:

    « Чтоб ошибок избежать,

       Зоркость будем развивать.

       В игре проверить можешь сам

       Своё внимание к словам».

На доске - 2 плоские фигурки лодок с парусами. На парусах – кармашки, в кармашках – буквы п и т. На доске столбиком записаны слова с пропущенными буквами. Дети по порядку выходят к доске и выбирают нужную букву, подставляя её к данному слову.

Учитель-логопед сообщает, что лодки могут причалить только к своим словам (в зависимости от написания букв п-т).

- К каким словам причалят лодки?

                                                пальто

                                                танец

                                                опушка

                                                утро

                                                карп

                                                лист

                                                почта

                                                аптека

                                                паспорт

-Запишем слова в 2-е колонки, в зависимости от наличия букв п-т.

-Подчеркните букву п – одной чертой, т – двумя.

 

г) Проведение игры «Овощи»

Учитель-логопед вывешивает плакат «Овощи».

- Предлагаю собрать урожай овощей. Посмотрите на картину и назовите только те овощи, в названии которых есть звуки п, т. Запишите слова в три столбика: в 1 – с буквой п, во 2 – т,

в 3 – п и т.

 

п

т

п – т

помидор

тыква

капуста

репа

картофель

патиссон

подсолнух

салат

 

укроп

томат

 

Учитель-логопед проводит словарную работу со словами  патиссон, томат – помидор (синонимы), картофель, капуста.

- Проверяем, какой урожай мы собрали. Дети читают слова по одному столбику.

VII. Физминутка

Учитель-логопед

- Потрудились мы на славу, а теперь и отдохнуть пора.

Проведение игры «Наоборот»

Учитель-логопед

- Я буду называть слово и бросать мяч, вы мне возвращаете мяч, заменяя в слове буквы п на т и наоборот.

 

учитель-логопед

дети

тачка

пачка

почка

точка

тара

пара

пир

тир

полк

толк

пушки

тушки

спал

стал

 

Учитель-логопед

- Что происходит со словами при замене букв п на т и наоборот? (Меняется их смысл)

VIII. Дифференциация букв п-т в словосочетаниях

Цель: актуализация знаний, выполнение заданий, тренирующих мыслительную деятельность, развитие фонематического восприятия на уровне словосочетаний

Учитель-логопед  раздаёт индивидуальные карточки и предлагает закончить словосочетания подходящими по смыслу словами. Необходимо подчеркнуть в словах буквы п, т и прочитать словосочетания. 

 

Распустились …

Поставили …      (почки, точки)

 

Тяжёлая …

Старая ….             (пачка, тачка)

 

Стрелковый …     

Весёлый …            (тир, пир)

 

Танцевальная …

Пустая …                   (пара, тара)

                  

Вывод (делают дети): При замене букв п на т изменяется смысл слова. Нельзя путать буквы!

IX. Дифференциация букв п-т в предложениях

Цель: актуализация знаний, выполнение заданий, тренирующих мыслительную деятельность, развитие фонематического восприятия на уровне предложений

 

Учитель-логопед вывешивает изограф «вертолёт»

- Вот и подходит к концу наше путешествие в мир звуков и букв. А возвращаться мы будем на… (вертолете)

 

 

- Покажите буквы в том порядке, как они стоят в слове.

- Вертолёт опустился вниз и сел на поле, на котором работает… (трактор)

 

 

- Перешли мы поле пешком, устали. Давайте проедем … (на автомобиле)

- Как можно назвать  одним словом все эти слова? (транспорт)

- Определите место звуков [п]-[т] по звуковой линейке в слове транспорт.

-  Составьте предложения с этими словами. Начертите графические схемы предложений.

Дети выходят к доске, чертят графическую схему предложения и анализируют его (сколько слов в предложении, в каких словах есть звуки п-т и обозначают их буквами).

X. Подведение итога занятия. Рефлексия

Цель: рефлексия способов действия

Учитель-логопед

- Вот и завершилось наше путешествие, подведем итог урока. Достигли мы цели занятия? (да)

- Чему мы учились на занятии? (Мы учились различать звуки [П]-[Т] и буквы п – т)

- Чем различаются буквы п – т ? (Буква п состоит из 2-х элементов, а буква  т – из 3-х элементов)

- Какие ошибки вы не будете больше делать? (Не будем путать звуки [П]-[Т] и буквы п – т)

XI. Оценивание работы учащихся

Цель: организация  оценивания учащимися собственной деятельности на уроке, осознание учащимися того, что ими усвоено, а что нет

- Оцените свою работу на уроке, дополняя предложения:

Мне удалось на уроке… быть внимательным,

все задания выполнить без ошибок

Я могу похвалить себя за … старательность, активность, аккуратность

Мне надо еще поработать над… этой темой, еще допускаю много ошибок

- Сегодня на уроке хорошо работали… Урок окончен.

 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации