Конспект логопедического занятия-игры «Дифференциация звуков [П]-[Т]. Буквы Пп, Тт» (2–3 классы)
Конспект подгруппового логопедического занятия-игры (2-3 класс)
Тема логопедического занятия:
Дифференциация звуков [П]-[Т]. Буквы Пп,Тт.
Логопедическое занятие разработала
учитель-логопед высшей квалификационной категории
муниципального общеобразовательного учреждения
«СОШ №24» ЭМР Саратовской области
Склярова Инесса Васильевна
Тип логопедического занятия: тренировочное
Речевое заключение: ОНР III уровня, НВ ОНР, ФФНР
Приоритетная образовательная область: речевое развитие
Цель: Учить детей различать звуки [П]-[Т] изолированно, в слогах, словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Формирование умения различать звуки [П]-[Т] (на слух, по артикуляции, написанию)
- Закрепление моторных навыков написания букв П-Т с опорой на кинетические ощущения
- Совершенствование навыков языкового анализа и синтеза:
а) звуко-буквенного анализа и синтеза слов сложной звуковой структуры;
б) анализа и синтеза предложения из 5-7 слов
- Уточнение и обогащение словарного запаса детей
Коррекционно-развивающие:
- Развитие фонематического восприятия
- Развитие мышления, зрительного и слухового внимания и памяти
- Развитие навыков самоконтроля и самопроверки
Коррекционно-воспитательные:
- Расширение представления об окружающем мире
- Воспитание познавательного интереса
- Воспитание положительной мотивации к логопедическим занятиям
- Воспитание усидчивости и аккуратности в работе
- Совершенствование навыка адекватно оценивать свою работу на логопедическом занятии
Универсальные действия:
Личностные:
- самоопредение
Регулятивные:
- целеполагание
- контроль
- коррекция
- выделение и сознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению
- осознание качества и уровня усвоения
Познавательные:
- самостоятельное формулирование познавательной цели
- умение структурировать знания
- выбор наиболее эффективных способов решения задач
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
- рефлексия способов действия
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем-логопедом и сверстниками
Планируемые результаты:
- Дифференциация понятия звук и буква
- Дифференциация звуков [П]-[Т] на слух, по артикуляции, написанию
- Развитие умения подчиняться разным правилам
- Развитие способности активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми
Оборудование:
- демонстрационные карточки с изображением букв п, т
- элементы букв п, т из бархатной бумаги для каждого обучающегося
- конверты с нанесенной на них сеткой клеток (4×4)
- звуковая линейка и буквы п, т (4 комплекта)
- изографы «вертолёт», «автомобиль», «трактор»
- зашифрованная запись букв п, т
- зашифрованная запись слов для чтения
- мяч
- карточки со словарными словами: патиссон, картофель, помидор, транспорт
- карточки для индивидуальной работы
Ход занятия:
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель: создать положительную мотивацию, настроить на результативную работу, воспитание познавательного интереса
а) Игровая ситуация “Буквы П и Б выпали из книжки”
Учитель-логопед
- Ребята, когда я шла на занятие, налетел вдруг сильный ветер, вырвал у меня из рук книгу и перевернул все страницы. Теперь я не могу прочитать слова. Давайте вместе разбираться, что случилось с книгой.
Учитель- логопед читает слова, пропуская первые звуки п и т, дети отгадывают слова: (п)аук, (п)оезд, (п)очка, (п)олка, (т)анк, (т)орт, (т)уфли, (т)ыква.
- Ребята, вы поняли, что произошло со словами? (Дети объясняют, каких звуков не хватало в словах)
б) Игровая ситуация «Сказка про букву т»
Учитель-логопед
- Жила-была буква "т" (показ карточки с рукописной строчной буквой "т"). У нее было три ноги, поэтому она очень быстро бегала. Все ее называли Торопыжкой. Бегала-бегала буква "т" и сломала одну ножку. Пришла она, прихрамывая, к царице Грамматике. "Что мне делать? У меня сломалась одна ножка!" - жалуется она. "Ничего страшного! Было у тебя три ноги, ты называлась буквой "т", а теперь у тебя осталась пара ног, ты будешь называться буквой "п" - ответила ей царица Грамматика. Так буква "т" превратилась в букву "п".
- Среди вас есть такие же Торопыжки, которые путают буквы "т" и "п". Чтобы вы не путали впредь эти буквы, я вам предлагаю на уроке отправиться в увлекательное путешествие в мир звуков и букв.
II. Этап формулировки темы и целей урока
Цель: сориентировать учащихся по теме и целям урока, выявить причины затруднения и постановки цели урока, актуализировать умение вступать в диалог.
Учитель-логопед
- Кто догадался, чем мы будем сегодня заниматься? Сформулируйте тему нашего занятия.
(Будем учиться различать между собой звуки [П]-[Т])
Используя опорную запись, поставьте цели урока.
Цель: Цель: Установить сходство…. (между звуками [П]-[Т]) Установить различие ….(между звуками [П]-[Т]) Упражняться в написании …(букв П-Т) |
- Итак, сегодня мы с вами будем учиться находить сходство и различие межу звуками [П]-[Т],
будем упражняться в правильном написании букв П-Т.
- Для того, чтобы каждый из вас достиг поставленной цели, что нужно делать на уроке? (быть
внимательными, старательными, активными)
III. Актуализация знаний. Сравнение звуков [П]-[Т] по звучанию и артикуляции
Цель: создать проблемную ситуацию, выявить уровень знаний детей
Давайте уточним артикуляцию этих звуков:
Звук [п]: губы плотно сжаты, язык свободно лежит во рту, сильная воздушная струя прорывает преграду из губ;
- Раз есть преграда, значит звук [п] согласный.
- Проверим, работают ли голосовые связки, если не работают, значит звук [п] глухой.
Звук [т]: губы разомкнуты, язык за верхними зубами, сильная воздушная струя прорывает преграду между языком и нёбом;
- Раз есть преграда, значит звук [т] согласный.
- Голосовые связки не работают, значит звук [т] глухой.
Итак: мы выяснили, что звуки «п — т» — согласные, твердые, глухие, на письме обозначаются буквами пэ, тэ. (показать буквы)
IV. Актуализация знаний. Сравнение букв п-т по написанию
Цель: создать проблемную ситуацию, выявить уровень знаний детей
а) Учитель-логопед вывешивает на доску демонстрационные карточки с изображением букв п, т.
- Попробуем выяснить, чем похожи и чем различаются буквы п – т.
(Учитель-логопед вызывает одного ученика к доске и просит написать букву п и элементы, из
которых она состоит, второй ученик выполняет такое же задание с буквой т.
Учитель-логопед просит третьего ученика сравнить буквы и сказать, какие элементы у них
одинаковые, а четвертого объяснить, чем буквы отличаются друг от друга)
Учитель-логопед
- Буква п имеет пару ножек, состоит из 2-х элементов,
а у буквы т – три ножки, она состоит из 3-х элементов.
б) Учитель-логопед
- Напишите пальцем в воздухе букву п на счёт: раз – два; т – на счёт: раз – два – три .
Дети прописывают.
- Сконструируйте буквы п и т из элементов (элементы букв вырезаны из бархатной бумаги).
Дети выполняют задание и делают вывод: буква п состоит из 2-х элементов, а буква т – из 3-х
элементов.
в) Работа с индивидуальными карточками
- На строчке написаны цифры 2 и 3. Вспомните, сколько ножек у букв п и т и напишите под каждой цифрой соответствующую букву.
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
п |
п |
т |
п |
т |
т |
п |
т |
т |
п |
п |
т |
V. Дифференциация звуков [П]-[Т] и букв п –т в слогах
Цель: актуализация знаний, выполнение заданий, тренирующих мыслительную деятельность, развитие фонематического восприятия на уровне слогов
Чтение слогов с буквами п-т.
Учитель-логопед предъявляет слоговую таблицу и предлагает поиграть в игру «Повтори, не торопись! И смотри, не ошибись!»
Работа со слоговой таблицей.
па – та пап - тап пфа - тва
по – то поп - топ пко - тго
пу – ту пуп - туп пшу - тжу
пэ – тэ пэп - тэп пфэ - твэ
пы - ты пып – тып пты - тды
Дети читают слоги.
VI. Дифференциация звуков [П]-[Т] и букв п –т в словах
Цель: актуализация знаний, выполнение заданий, тренирующих мыслительную деятельность, развитие фонематического восприятия на уровне слова
а) Проведение игры «Волшебный ластик»
Учитель-логопед
- Волшебный ластик стёр в буквах п и т все перекладины. Посмотрите, что получилось. Прочитайте слова, опираясь на количество ножек (элементов) у букв:
у׀׀׀ка |
׀׀׀игр |
каш׀׀׀ан |
лас׀׀׀очка |
бегемо׀׀׀ |
׀׀׀о׀׀оль |
׀׀о׀׀угай |
׀׀они |
ли׀׀а |
׀׀етух |
ан׀׀׀ило׀׀а |
лис׀׀׀венница |
Дети читают и объясняют – ׀׀ – буква п, ׀׀׀ – буква т.
Учитель-логопед
- Назовите каждую группу слов одним словом. (Птицы, животные, деревья)
- В названии какой группы есть буквы п и т ? (Птицы)
- Запишите птиц, которых вы запомнили.
- Найдите лишнее слово в последней группе и объясните почему (Лиственница – это хвойное дерево, а остальные деревья – лиственные)
- Определите место звуков [п]-[т] по звуковой линейке в словах из второй группы.
б) Учитель-логопед раздаёт ученикам конверты с нанесенной на них сеткой (4×4 клеток)
– Я буду диктовать слова, а вы должны выписать из них только буквы п и т. Если в слове есть обе буквы или две одинаковые, то их писать нужно в одной клетке.
1 ряд: полка, птичий, тапочки, папа.
2 ряд: каток, мастер, попугай, поток.
3 ряд: атлет, спал, брат, топка.
4 ряд: косточка, ответ, почта, паук.
- Давайте проверим, как вы выполнили задание.
(Вывешивает на доску карточку для проверки).
п |
пт |
тп |
пп |
т |
т |
пп |
пт |
тт |
п |
т |
тп |
т |
тт |
пт |
п |
Проводиться взаимопроверка (дети меняются тетрадями и проверяют выполненное задание друг у друга).
в) Проведение игры «Куда причалят лодки?»
Учитель-логопед зачитывает стихотворение:
« Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
В игре проверить можешь сам
Своё внимание к словам».
На доске - 2 плоские фигурки лодок с парусами. На парусах – кармашки, в кармашках – буквы п и т. На доске столбиком записаны слова с пропущенными буквами. Дети по порядку выходят к доске и выбирают нужную букву, подставляя её к данному слову.
Учитель-логопед сообщает, что лодки могут причалить только к своим словам (в зависимости от написания букв п-т).
- К каким словам причалят лодки?
пальто
танец
опушка
утро
карп
лист
почта
аптека
паспорт
-Запишем слова в 2-е колонки, в зависимости от наличия букв п-т.
-Подчеркните букву п – одной чертой, т – двумя.
г) Проведение игры «Овощи»
Учитель-логопед вывешивает плакат «Овощи».
- Предлагаю собрать урожай овощей. Посмотрите на картину и назовите только те овощи, в названии которых есть звуки п, т. Запишите слова в три столбика: в 1 – с буквой п, во 2 – т,
в 3 – п и т.
п |
т |
п – т |
помидор |
тыква |
капуста |
репа |
картофель |
патиссон |
подсолнух |
салат |
|
укроп |
томат |
|
Учитель-логопед проводит словарную работу со словами патиссон, томат – помидор (синонимы), картофель, капуста.
- Проверяем, какой урожай мы собрали. Дети читают слова по одному столбику.
VII. Физминутка
Учитель-логопед
- Потрудились мы на славу, а теперь и отдохнуть пора.
Проведение игры «Наоборот»
Учитель-логопед
- Я буду называть слово и бросать мяч, вы мне возвращаете мяч, заменяя в слове буквы п на т и наоборот.
учитель-логопед |
дети |
тачка |
пачка |
почка |
точка |
тара |
пара |
пир |
тир |
полк |
толк |
пушки |
тушки |
спал |
стал |
Учитель-логопед
- Что происходит со словами при замене букв п на т и наоборот? (Меняется их смысл)
VIII. Дифференциация букв п-т в словосочетаниях
Цель: актуализация знаний, выполнение заданий, тренирующих мыслительную деятельность, развитие фонематического восприятия на уровне словосочетаний
Учитель-логопед раздаёт индивидуальные карточки и предлагает закончить словосочетания подходящими по смыслу словами. Необходимо подчеркнуть в словах буквы п, т и прочитать словосочетания.
Распустились …
Поставили … (почки, точки)
Тяжёлая …
Старая …. (пачка, тачка)
Стрелковый …
Весёлый … (тир, пир)
Танцевальная …
Пустая … (пара, тара)
Вывод (делают дети): При замене букв п на т изменяется смысл слова. Нельзя путать буквы!
IX. Дифференциация букв п-т в предложениях
Цель: актуализация знаний, выполнение заданий, тренирующих мыслительную деятельность, развитие фонематического восприятия на уровне предложений
Учитель-логопед вывешивает изограф «вертолёт»
- Вот и подходит к концу наше путешествие в мир звуков и букв. А возвращаться мы будем на… (вертолете)
- Покажите буквы в том порядке, как они стоят в слове.
- Вертолёт опустился вниз и сел на поле, на котором работает… (трактор)
- Перешли мы поле пешком, устали. Давайте проедем … (на автомобиле)
- Как можно назвать одним словом все эти слова? (транспорт)
- Определите место звуков [п]-[т] по звуковой линейке в слове транспорт.
- Составьте предложения с этими словами. Начертите графические схемы предложений.
Дети выходят к доске, чертят графическую схему предложения и анализируют его (сколько слов в предложении, в каких словах есть звуки п-т и обозначают их буквами).
X. Подведение итога занятия. Рефлексия
Цель: рефлексия способов действия
Учитель-логопед
- Вот и завершилось наше путешествие, подведем итог урока. Достигли мы цели занятия? (да)
- Чему мы учились на занятии? (Мы учились различать звуки [П]-[Т] и буквы п – т)
- Чем различаются буквы п – т ? (Буква п состоит из 2-х элементов, а буква т – из 3-х элементов)
- Какие ошибки вы не будете больше делать? (Не будем путать звуки [П]-[Т] и буквы п – т)
XI. Оценивание работы учащихся
Цель: организация оценивания учащимися собственной деятельности на уроке, осознание учащимися того, что ими усвоено, а что нет
- Оцените свою работу на уроке, дополняя предложения:
Мне удалось на уроке… быть внимательным,
все задания выполнить без ошибок
Я могу похвалить себя за … старательность, активность, аккуратность
Мне надо еще поработать над… этой темой, еще допускаю много ошибок
- Сегодня на уроке хорошо работали… Урок окончен.