9
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Гулькевичский реабилитационный центр
для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Мастер – класс
«Дифференциация шипящих звуков»
подготовила
учитель-логопед
Т.А. Скачкова
20.04.2018
Сценарный план мастер – класса
Тема: «Дифференциация шипящих звуков»
Цель мастер-класса: Создание информационного пространства для повышения уровня компетентности учителей – логопедов о процессе коррекции фонематического восприятия школьников на основе современных требований и использования инновационных технологий и методов.
Задачи:
-
Показать участникам мастер – класса эффективные технологии, методы формы развития фонематического восприятия.
Организовать профессиональный диалог по вопросам использования логопедических игр в коррекции фонематического восприятия.
Создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала участников мастер - класса.
Материалы и оборудование: звуковые таблицы, кроссворды, предметные картинки; схема гимнастики для глаз, материал из интернета с сайта «Раскраска», интерактивная игра «Укажи картинку со звуком Ш», «Укажи картинку со звуком Ж», «Укажи картинку со звуком Ч», «Укажи картинку со звуком Щ».
Ход мастер – класса
Вводная часть. Актуализация (что такое фонематический слух).
Основная часть. Блок учебной информации.
Дидактическая игра «Лишнее слово».
Дидактическая игра «Мое слово».
Игра «Живые картинки».
Гимнастика для глаз.
Кроссворд.
Гимнастика для глаз.
Интерактивная флеш-игра с сайта Логозаврия: «Укажи картинку со звуком Ш, Ж, Щ, Ч».
Заключительная часть. Актуализация полученной информации.
Список литературы.
Материал к мастер-классу
-
Вводная часть. Актуализация (что такое фонематический слух).
Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков.
От рождения слух малыша не приспособлен к тонкому различению речевых звуков. Эта способность развивается в общении со взрослыми на протяжении первого года жизни, а особенно интенсивно — в полуторагодовалом возрасте. Слух ребёнка быстро приспосабливается к звукам родного языка.
В случае если у ребёнка не сформировались акустические образы отдельных звуков. Артикуляторная база оказывается неполной, поскольку не все необходимые для речи звуки сформировались.
После постановки правильного произношения необходим этап дифференциации сходных по звучанию фонем, что поможет в дальнейшем предотвратить развитие дислексии и дисграфии.
Использование в коррекционной работе современных, эффективных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
-
Основная часть.
Блок учебной информации.
На становление речевой системы в целом – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции влияет элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова. Это было подтверждено в исследованиях ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д. Б. Эльконин, А. Р. Лурия, Д. Н. Богоявленский, Ф. А. Сохин, А. Г. Тамбовцева, Г. А. Тумакова и др.).
Т. Б. Филичева и Н. А. Чевелева выделили недоразвитие фонематического восприятия как одну из причин появления дефектов звукопроизношения. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.
Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического восприятия дошкольники намного лучше воспринимают и различают приставки, общие суффиксы, окончания слов, выделяют предлоги в предложении и т.п.
Необходимо также отметить, что без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа.
По данным многих авторов, несформированность фонематического восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к учебной дезадаптации детей школьного возраста, что проявляется в виде стойкой фонематической дислексии и акустической дисграфии (Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, Т.В. Ахутина, О.Б. Иншакова и др.).
A. Подготовительный этап.
Цель: формирование базы для развития фонематического восприятия.
В этот этап входит работа по развитию слухового восприятия, внимания, памяти и работа по развитию речевого слуха.
1. Работа по развитию слухового восприятия проводится по направлениям:
восприятие неречевых звуков, связанных с показом картинок, игрушек, действий;
дифференциация по способу воспроизведения (хлопки, притопы...);
дифференциация по темпу (быстро – медленно);
дифференциация по ритму (ритмические рисунки);
дифференциация по силе звучания (громко – тихо).
2. Работа по развитию речевого слуха проводится на материале одинаковых звуков, звукосочетаний, слов, фраз по направлениям:
дифференциация по тембру;
дифференциация по силе голоса;
дифференциация по интонации;
дифференциация по высоте.
Параллельно должна проводиться работа по развитию речевого внимания, памяти.
B. Основной этап.
Цель: развитие фонематического восприятия.
Работа по формированию фонематического восприятия проводится в такой последовательности:
дифференциация слов, близких по звуковому составу;
дифференциация слогов;
дифференциация фонем;
развитие элементарного звукового анализа.
III. Имитационная игра.
Участникам мастер – класса демонстрируются логопедические игры с использованием предметов, картинного материала, схем и таблиц;
*Дидактическая игра «Лишнее слово».
Педагог произносит слова и предлагает назвать слово, которое не похоже на остальные:
пушка, мушка, подушка, жакетка;
букашка, рубашка, ромашка, сетка;
щука, щётки, чётки, детки;
кадушка, избушка, лягушка, водичка.
*Дидактическая игра «Моё слово».
Педагог демонстрирует три картинки, просит назвать предметы, изображенные на них, а затем произносит слово и предлагает определить, какое название предмета с картинки похоже по звучанию на произнесённое педагогом:
картинки: мак, дом, ветка (слова для сравнения: сетка, ком, бак, клетка);
картинки: ложка, точка, паук (слова для сравнения: часы, кошка, бочка, сундук);
картинки: печка, огонь, рубашка (слова для сравнения: конь, черепашка, свечка, забор)
* Дидактические игры с использованием схем, элементов мнемотехники.
Современный мир целиком наполнен различными сигналами, символами, знаками, освоение которых помогает анализировать, сравнивать, обобщенно воспринимать действительность. По мнению психологов, работа с символами способствует переходу мышления ребенка на более высокий уровень. Таблицы, схемы представляют собой прием, облегчающий восприятие темы. При объяснении материала с помощью опорных сигналов работают зрительная и слуховая память, причем способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания сигналов.
Игра «Живые картинки».
Цель: развивать умение подбирать слова-рифмы.
Гимнастика для глаз.
Упражнение «Стреляем глазами»
Кроссворд
-
1
2
3
- Старинное холодное оружие.
- Старинное холодное оружие.
2. Птица.
3. Садовая техника.
-
1
2
3
- Лечит людей.
Им замыкают замки.
Ими зажигают.
- Лечит людей.
Проверь себя
отгадай |
запиши |
отгадай |
запиши |
|
|
меч |
врач |
||
грач |
ключ |
|||
тачка |
спички |
Интерактивная флеш-игра с сайта Логозаврия: «Укажи картинку со звуком Ш, Ж, Щ, Ч».
Цель: развивать навыки звукового анализа.
3. Заключительная часть.
Актуализация полученной информации.
Список литературы:
Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]. – М. Педагогика. 1991. – 480 с.
Гальперин, П.Я. Экспериментальное формирование внимания [Текст] / П.Я. Гальперин, С.Л Кабыльницкая. – М., 1974.
Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Л.А. Головчиц. – М.: ООО УМИЦ “ГРАФ ПРЕСС”, 2003. – 160 с.
Дьякова, Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64 с. (Библиотека журнала “Логопед”).
Каше, Г.А., Филичева, Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи [Текст]. – М., 1978.
Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей [Текст]: Избранные труды /Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. – М.: АРКТИ, 2005. – 224с.
Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст]. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Волосовец Т.В. – М.: 2007. – 224 с.
Ткаченко, Т. А. Если дошкольник плохо говорит [Текст]. – СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2000. – 246 с.
Тумакова, Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом [Текст]: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф.А.Сохина. – М., Просвещение,1991. – 128 с.: ил.
Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа обучения и воспитания детей с ОНР [Текст]. – М.: 1993.