Занятие во 2 классе «Дифференциация звуков Г-К»
Презентация к конспекту "Дифференциация звуков Г-К"PPT / 49.3 Мб
МКОУ «Альменевская средняя общеобразовательная школа»
ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
ВО 2 КЛАССЕ НА ТЕМУ:
Учитель- логопед:
Ивашкина О.И.
Тема: Дифференциация звуков Г-К.
Цели:
1. Коррекционно-образовательные:
- закреплять умение дифференцировать согласные звуки Г-К, Кь-Гь по акустико-артикуляционным признакам;
- совершенствовать навыки звукового, слогового анализа слов;
- закреплять умение восстанавливать деформированный текст;
2. Коррекционно-развивающие:
- упражнять детей в образовании относительных и притяжательных прилагательных;
- расширять кругозор детей, формирование целостной картины окружающего нас мира
( продукция полученная из молока).
- совершенствовать умения составлять описательный рассказ на заданную тему;
- развивать память, внимание, мелкую моторику.
3. Коррекционно- воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе.
- формировать навыки сотрудничества, умение слушать товарищей, работать в паре, - побуждать к активной работе на занятии.
Оборудование: пригласительный билет, звуковая линейка, картинки птиц, кормушки, загадки, песенка Железновой «Автобус», тексты «Белка и волк», зрительная гимнастика-презентация, схема описательного рассказа, презентация НОД, музыка для релаксации, раскраска «Простоквашино» экран, мультимедийная установка.
Ход занятия:
I . Оргмомент.
Цель: Настроить учащихся положительно на предстоящую деятельность.
Солнце заглянуло в оконце к нам
Хорошего дня желает вам.
Приветствие гостей.
Кинезилогическое упражнение «Здравствуй»(пальчики здороваются)
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю —
Всех я вас приветствую!
Самомассаж
Солнце утром рано встало,
Всех детишек приласкало:
Гладит грудку,
гладит шейку,
Гладит носик,
Гладит лоб,
гладит ушки,
Гладит ручки,
просыпается народ!
II. Развитие тактильных ощущений. Развитие зрительного восприятия. Приглашение.
Логопед: Я буду на руке писать вам букву, а вы отгадайте какую.
- Составьте из этих букв слово: ГОСТИ.
Логопед: Нужно зачеркнуть повторяющееся слово и вы узнаете куда нас пригласили в гости.
мяупмяурмяуомяусмяутмяуамяукмяувмяуамяушмяуимяунмяуо
Ребята, кот Матроскин и пес Шарик приглашают нас к себе в гости в деревню Простоквашино. Вы хотите поехать в Простоквашино?
III. Сообщение темы и задач занятия.
Цель: познакомить с темой и задачами занятия через игру.
Игра «Клубок». Давайте по карте посмотрим наш путь. А поможет нам в этом клубок.(Дети проводят дорожку карандашом)
и | Г | Д | Ф |
Б | К | Г | К |
П | Т | К | Г |
К | Г | Г | В |
-Найдите букву, которая стоит справа от буквы И;
- от неё шаг вниз, 2 шага вправо, шаг вниз, шаг влево, шаг вниз. 2 шага влево.
- А какая буква здесь лишняя и почему?(И)
- Ребята вы догадались с какими буквами и звуками мы будем сегодня работать? Характеристика звуков Г-К.
IV. Пальчиковая гимнастика «Ватрушки».
Раз мы собираемся в гости, нам надо приготовить гостинец: напечём-ка мы ватрушек
Тюшки-тютюшки! (хлопают в ладоши)
Будем печь ватрушки!
Тесто замесили мы, (пощипывают себя по бедрам)
Сахар положили мы, (“посыпают сахарный песок” пальчиками обеих рук)
Ягоды, творог – (“лепят пирожки” то одна рука сверху, то другая)
Лепим пирожок.
Тюшки-тютюшки! (хлопают в ладоши)
Кушайте ватрушки! (вытягивают руки вперед, развернув ладони вверх)
V.Артикуляционная гимнастика
Логопед: А на чём же мы будем добираться?
У.- Чтобы транспортные средства поехали, их нужно завести, а чтобы их завести, их нужно подготовить. Так и наш ротик. Чтобы хорошо говорить, нужно сделать зарядку для язычка.
- «Дверь». Водитель открывает дверь (широко открыт рот), закрывает (открывает). Повторить три раза.
- «Лопатка». Сел водитель- язычок в машину и смотрит вперед(открыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу, подержать).
- «Часики». Решил водитель протереть стекло и включил дворники(открыть рот и водить кончиком языка из одного угла рта в другой).джик-джик
- «Дятел». Повернул водитель ключ, а мотор не заводится, а только «говорит» ддддддд (приоткрыть рот и четко произнести ддддд).
- «Моторчик». Наконец-то мотор и завелся ррррррррр(порычать).
VI. Логоритмическая песенка Железновой «Автобус»
VII. Образование прилагательных от существительных.
Вышли мы из автобуса, а дальше тропинка идёт через лес . Красиво кругом!
- Ребята, расскажите, какая бывает зима? Если холодно, то зима - …холодная. Если много снега - …(снежная). Если зимой сильный мороз - …(морозная). Если гуляет вьюга - …(вьюжная). Если сильный ветер, холодно, и говорят, что на улице стужа - …(студеная).
VIII. Звуковой и слоговой анализ. Образование прилагательных.
-Ой, посмотрите, что за стол среди берёз под открытым небом, угощает он в мороз птиц зерном и хлебом? (кормушка) А как ещё называют кормушку? (птичья столовая). Посмотрите какие разный бывают кормушки.
В кормушке зерна есть, а что-то не видно птиц. Давайте их позовём, отгадаем названия птиц и поможем им найти кормушку.
-Я называю слоги, а вы меняете местами. Лубь-го, ка-гал, харь-глу, гирь-сне, со-ро-ка.
- Собери по звукам вначале -к, потом-ль, потом-ё. потом.с,в конце-т.
Образование сложных прилагательных.
Сизые крылья=сизокрылый
Чёрная голова = черноголовая
Красная грудь = красногрудый
Белые бока = белобокая
Крепкий клюв = крепкоклювый
Дорогой, друг! Помни! Нужно зимой подкармливать птиц, а они нам летом отплатят.
IX. Образование притяжательных прилагательных.
- Ребята, посмотрите, сколько следов на снегу. Кто их оставил?
Дети: Животные
Логопед показывает следы и спрашивает : Чей это след? ( дети отвечают: беличий, волчий, кабаний, заячий, лисий, соболиные).
X. Коррекция навыков чтения. Работа с деформированным текстом.
Дети, как вы думаете умеют ли животные разговаривать? Конечно, они говорят на своём зверином языке. Вот мы сейчас узнаем о чём говорили белочка и волк.
Часть текста нам зоолог перевёл (он знает звериный язык), а остальное вы нам должны перевести, т.е. составить из букв слова. ( карточки дифференцированные по сложности)
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: ---Пусти меня.
-Хорошо. я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а вас смотришь- вы там вверху всё играете, прыгаете. Белка сказала:
ПУСТИ МНЕЯ ПРЕЖДЕ НА ДЕВРЕО, А ОТТУДА ТБЕЕ СКАЖУ, А ТО Я БСЮОЬ ТБЕЯ.
ВЛОК ПУСТИЛ, А БЛЕКА УЛША НА ДЕВРЕО И ОТДУТА СКАЗАЛА:
– ТБЕЕ ОТТОГО СЧУНКО, ЧТО ЫТ ЗОЛ. ТБЕЕ ЗЛОСТЬ СДЕРЦЕ ЖЖЁТ. А МЫ ВЕСЕЛЫ ОГТОТО, ЧТО МЫ ДРОБЫ И НИКОМУ ЗЛА НЕ ДЕЛАЕМ.
Л. Толстой
1.Почему волк отпустил белку?
2.Кто оказался хитрее?
3. В каком предложении содержится главная мысль?
4. Перечитайте ответ белки и выберите, как белка говорит о хорошем человеке и плохом человеке .
XI. - Работа с пословицами в группах.
- Нужно собрать из слов пословицы.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Добро творить себя веселить.
- А какие пословицы знаете вы?
XII. Зрительная гимнастика. Поймай снежинку.
Цель: Развивать глазодвигательные мышцы
Пока мы слушали разговор пошёл снег-давайте будем ловить снежинки.
XIII. Графический диктант. Кто нас ждет встречает?( Кот Матроскин, пёс Шарик)
XIV. Составление описательного рассказа с опорой на схему.
Беседа по предметной картинке и схеме. Очень уж Матроскин любит рассказывать о своей корове, ведь она даёт столько молочных продуктов.. Давайте и мы вместе с ним расскажем.
- Кто изображен на картинке?
- Какая корова? (Большая, пестрая, медлительная, неповоротливая…)
- Какой звук она издает?
- Назовите части тела коровы (совместно с логопедом).
- Где живет корова?
- Чем питается?
- Какую пользу или вред приносит человеку?
- Чем питается в зимнее время?
- Молоко, которое дает корова, чьё? (Коровье.)
- Как называется группа из нескольких коров? (Стадо.)
- Кто пасет коровье стадо?
- Назовите коровью семью. (Папа – бык, мама – корова, детеныш – теленок.)
Примерный образец.
Это корова. Корова – это домашнее животное. Она пестрая или рыжая или черная. У нее есть голова, туловище, ноги, хвост. На голове у коровы – рога. На ногах – копыта. Корова мычит. Она пасется на лугу вместе с другими коровами. Корова питается травой, а зимой - сеном. Корова живет в коровнике. Она приносит людям пользу. Корова дает вкусное и полезное молоко.
XV. Игра «Наоборот». Подбор антонимов.
Рассердился Шарик, что кот всё время рассказывает о своей корове и начал спорить
XVI. Релаксация «Волшебный сон» по музыку.
Мы и не заметили как стемнело. Все устали и хотят отдыхать.
Устраивайтесь поудобней. Закройте глаза. Дышите спокойно и ровно. Дадим нашим рукам и ногам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Прислушайтесь к вашему дыханию…Дыхание ровное и спокойное… Ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть. Послушайте, что я хочу вам рассказать…
Я знаю, дети наши сегодня устали. Я предлагаю вам немного отдохнуть. Вы лежите на мягком, красивом волшебном ковре. Вокруг все тихо и спокойно, тихо и спокойно. Вы дышите легко и свободно, легко и свободно. Волшебный ковер дает ощущение приятного покоя и отдыха.
Вы погружаетесь в волшебный сон.
Реснички опускаются, глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем (2 раза),
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши ручки отдыхают...
Ножки тоже отдыхают, отдыхают, засыпают (2 раза).
Шея не напряжена и расслаблена...
Губы чуть приоткрываются.
Все чудесно расслабляются (2 раза).
Дышится легко...ровно...глубоко...
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Хорошо нам отдыхать
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем и повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!
XVI. Итог занятия. Учить делать обобщения, рассуждать.
Рефлексия. Цель: Формировать оценку своей деятельности
Список литературы:
Барылкина Л.П.,Матраева И.П.,Обухова Л.П. Эти трудные согласные. Как помочь ребёнку с нарушениями процесса письма и чтения. Москва 2005
Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения: Исправление нарушений письменной речи. 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопеда. «Владос» 2003
Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – Москва: Просвещение, 1991.
Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда. – М.: ГНОМ и Д, 2007.
Галкина И.А. Электронные физминутки для глаз («Снеговик»)
Тихомирова Екатерина Витальевна