Методическая разработка логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков и букв Г - К»

8
0
Материал опубликован 10 January 2021 в группе

Методическая разработка группового логопедического занятия по коррекции акустической дисграфии.



Тема: Дифференциация звуков Г- К. Закрепление.

Цель: закреплять устную и письменную дифференциацию парных согласных Г- К, имеющих акустико-артикуляционное сходство, в словах, предложениях, тексте.

Задачи: сравнить звуки Г – К по способу образования, выяснить сходство и отличие, опираясь на слуховое восприятие и тактильные (кинестетические) ощущения вибрации голосовых связок, закреплять правописание слов со звуками Г- К;

развивать и корректировать фонематический слух, внимание, память, логическое мышление, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа, мелкую, артикуляционную и общую моторику;

воспитывать учебную мотивацию, усидчивость, аккуратность, навыки самоконтроля, любознательность.

Оборудование: тетради, ручки, карандаши, карточки с текстом для каждого учащегося, флэшка с презентацией занятия, ПК, проектор, интерактивная доска.

План занятия

1. Организационный момент (1-2 мин)

2. Фонетическая зарядка (+элементы артикуляционной гимнастики). Определение темы занятия. (3 мин.)

3. Сравнительная характеристика звуков Г-К. Повторение. (2 мин.)

4. Дифференциация Г-К в словах. Работа с загадками. Распределительный диктант слов-отгадок. (15 мин)

5. Физкультминутка (3 мин.)

6. Дифференциация Г-К в предложениях. Фронтальная устная работа. Запись пропущенных букв и соединение частей предложений с помощью маркера у доски по цепочке. (7 мин.)

7. Дифференциация Г-К в тексте. Работа по индивидуальным карточкам. (10 мин.)

8. Игра «Зоркий глаз»

9. Итог занятия. (2-3 мин)

Ход занятия

1. Организационный момент (1-2 мин)

Начинается урок.

Он пойдет, конечно, впрок.

Постарайтесь все понять,

Чтобы правильно писать.

Ребята, у нас сегодня необычное занятие. К нам пришли гости. Поприветствуйте их, пожалуйста, кивком головы, улыбнитесь друг другу и можно тихо занять свои места. (Дети садятся за парты)

2.Фонетическая зарядка + элементы артикуляционной гимнастики. Определение темы занятия(3 мин.)

Мы продолжаем с вами свое путешествие по стране Знаний. В начале пути – зарядка для языка: упражнения «Лошадка», «Часики», «Маляр». (Ученики выполняют упражнения)

- Прочитайте четко, выразительно скороговорки. (Дети по очереди читают с экрана:

Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага.

Круглый, гладкий колобок покатился, как клубок.

Покатил Костя в Кострому в гости.

В коробке – гвозди, в корзинке – грозди, в кузове – грузы, в лукошке – грузди.

- Какие согласные звуки повторяются в этих скороговорках? (…звуки Г-К)

- Это и есть звуки и буквы занятия. На них мы будем обращать внимание: подчеркивать, вставлять в слова и т.д.

Открыли тетради, записали число и тему занятия.

3.Сравнительная характеристика звуков Г-К. Повторение (2 мин.)

- Вспомните, что вы знаете про звуки Г-К. Дайте характеристику.

После ответов учащихся – на экране появляется слайд:

НАПОМИНАЕМ!

Звук Г – звонкий, в его образовании участвует голос. Голосовые связки вибрируют. Если приложить ладонь к горлышку – чувствуется вибрация

Звук К – глухой, голос не участвует в образовании звука, голосовые связки не вибрируют.

4. Дифференциация Г-К в словах. Работа с загадками. Распределительный диктант слов-отгадок. (15 мин.)

- Язычки потренировали, читая скороговорки. Пришло время сделать зарядку для ума. Работаем с загадками. Прочитайте загадку. Отгадайте ее. Слово-отгадку нужно написать в соответствующий столбик: в первый столбик – слова с буквой Г, во второй – слова с буквой К, в третий – слова, в которых есть обе эти буквы.

(Учащиеся работают по цепочке следующим образом: читают с экрана текст загадки, отгадывают загадку, орфографически проговаривают слово-отгадку, поясняют в какой столбик записать его, диктуют и проверяют. Во время проверки на экране появляется слайд со словом и картинкой-отгадкой (для закрепления и уточнения образа предмета и слова).

В результате у учащихся в тетрадях - 3 столбика слов:

Г К Г+К

попугай колокольчик градусник

грач подснежник гамак

снегирь одуванчик снеговик

глухарь ромашки кенгуру





- Проверяем. Прочитайте слова из первого столбика. Что общего у этих слов? (Общий звук Г) - А еще? (Это названия птиц) Аналогичные вопросы по 2-ой столбик.

- А в 3-ем столбике найдите, пожалуйста «лишнее» слово, предварительно задав к каждому слову вопрос. (Дифференциация понятий «одушевленное - неодушевленное имя существительное)

(На экране появляется поощрительный слайд с анимацией)

5.Физкультминутка + элементы пальчиковой гимнастики (3 мин.)

В своем путешествии по стране Знаний утомились мы немножко. Давайте отдохнем.

Заходи в осенний лес!

Много здесь вокруг чудес!

Вот березки золотые стоят,

Под березками грибочки на нас глядят –

В корзинку прыгнуть хотят! Ходьба на месте.

Разводят руки в стороны + повороты головы

Поднять руки вверх – потянуться

Присесть, сделать пальчик. упр. « Грибок»

Встать, подскок на месте и пальч. упр. «Корзинка»



6. Дифференциация Г-К в предложениях (7 мин.)

-Отдохнули и с новыми силами за дело! Посмотрите на доску. Видим, поработал здесь вредный дед-Буквоед. Какие буквы он сегодня «съел»? (Г-К)

И посмотрите внимательно, что случилось с предложениями…Они рассыпались.

-Вставьте пропущенные буквы, соедините части предложений стрелками. ( Дети выходят по очереди к интерактивной доске и с помощью учителя-логопеда маркером вставляют пропущенные буквы и соединяют половинки предложений.)

__риша __упил…. сели на _алит_у.

__атя __ормила… желтая _анарей_а.

__ал__а и соро__а… волнистого попу_ая.

На вет_у рябины… серых _олубей.

В _лет_е заливалась… сели сне_ири.

- Прочитайте получившиеся предложения. Скажите, можно ли эти предложения назвать текстом? (Нет. Между предложениями нет связи, они не объединяются общей темой0

(поощрительный слайд с анимацией на экране за правильные ответы)

7. Дифференциация Г-К в тексте. Самостоятельная работа по карточкам. (10 мин)

- У каждого из вас карточка с предложениями. Прочитайте их, вставляя на месте черточек буквы занятия. Подумайте, можно ли эти предложения назвать текстом.

(Учащиеся вставляют в карточках буквы Г-К, подчеркивают их)

-Проверяем, читая по цепочке предложения, объясняя, где нужно орфограммы. В это время на экране слайд:

«_раницу сторожил по_ранични_. Рядом лежал верный пес Чу_. Наступила _лубо_ая ночь. Вдру_ пес вздро_нул. Чу_ почуял вра_а. По_ранични_ спустил соба_у с повод_а. Пес стрелой помчался на вра_а в темноту. Вра_ был остановлен.»

Затем рассуждаем о том, можно ли эти предложения считать текстом (Да. У них общая тема. Они связаны между собой по смыслу…)

(поощрительный слайд)

8. Игра «Зоркий глаз» (при наличии времени)

Посмотрите внимательно на экран. Постарайтесь запомнить как можно больше сюжетных деталей картины. Закройте глаза, представьте в своем воображении картину. Откройте, проверьте себя. (Картинка убирается)

- Расскажите, что запомнили….

9. Итоги занятия. (2 мин) (подводят учащиеся с помощью наводящих вопросов учителя-логопеда)



.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.