Конспект занятия по развитию речи «Дифференциация звуков л и ль»
Предмет: логопедия.
Учитель-логопед: Шемендюк Н.Б.
Тема: «Дифференциация звуков л иль».
Цель: научить, дифференцировать звуки л и ль на слух и в произношении.
Задачи:
Речевые: Активизация и расширение словаря, совершенствование грамматического строя речи.
Обучающие: продолжать вырабатывать умение давать характеристику звукам л и ль, закреплять навык внимательно вслушиваться в речь взрослого,
Развивающие: развитие фонематического слуха;
закреплять умение выделять из текста слова с заданными звуками; развивать познавательные процессы (внимание, память ,).
Воспитательные: способствовать формированию мотивации к обучению, самостоятельность.
Здоровьесберегающие технологии: физкульминутка.
Планируемые результаты:
Предметные: научить детей дифференцировать твердый и мягкий звук л.
Метапредметные: ученики учатся работать сосредоточенно, четко слушать инструкцию.
Личностные: развиваются учебно-организационные умения.
Оборудование: раздаточный материал, картинки, игра «Цветочки», «солнышко».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Игра «Назови лишнее слово».
Сядет тот, кто назовет лишнее слово:
Лампа, липа, луна
Лист, лук, ложка
Лимон, ладошка, апельсин
2. Введение в тему.
Показываю три картинки, в словах которых слышим звук Л.
Называю: «Ласточка, луна, лампа
Какой звук часто повторяется?»
Ответ: «Звук Л.»
Показываю и называю три картинки с мягким звуком ль.
-А какой звук теперь часто повторяется?
- ль.
- Сегодня, вспомним звуки Л и ль.
Показываю картинку артикуляции звука Л.
- Повторим правильное произношение звука Л.
Показываю:
«Губы в легкой улыбке; зубки видны, сближены; узкий кончик языка поднят за верхние зубки, прижат; горлышко «работает».
(Произносим). Хором, индивидуально.
Характеристика звука (Согласный, твердый, звонкий).
Артикуляция звука ль:
Показываю картинку артикуляции звука ль.
-повторим правильное произношение звука ль:
Показываю: « Губы в легкой улыбке; зубки видны, сближены; кончик языка поднят за верхние зубки, прижат к бугоркам; горлышко «работает».
(Произносим). Хором, индивидуально.
-что мешает воздушной струе выходить из ротика? (язык, зубки)
Характеристика звука ль (согласный, мягкий, звонкий).
Символ звук. Обозначение.
3. Игра «Наоборот»
- Поиграем в игру, мы превратим твердый звук Л в мягкий:
лук – люк
угол – уголь
юла - Юля
ел - ель
галка - галька
полка – полька
4. Игра «Домики».
В одном домике живут слова с твердым звуком Л , в другом с мягким.
Карточки со словами и слогами: Ла, ля, шла, лом, калина, калитка, колос, полено, холод, полоса….
-На доске два домика. Надо расселить слоги и слова по домикам, в зеленый домик с мягким звуком, в синий с твердым.
5. Игра «Собери цветочки».
На доске цветочки с перепутанными лепестками.
Посмотрите внимательно на цветочки, найдите ошибку.
Соберите цветочки правильно.
6. Игра «Слоги перепутались».
У нас перепутались слоги, надо составить из них слова
Ла - пи, ка - пол, ла – шко, дыш - лан, ло- мо-ток, па- ло- та, ла – кук , ка - лож, ка - бел , точ – лас - ка, шад - ка-ло.
7. Физкультминутка.
8. Выделение звуков (Л, Ль) из рассказа.
«Лиса и гусята»
Люся пасла гусей и гусят на поляне около леса. Из леса выскочила лиса. Она увидела гусей и гусят. Лиса спряталась за кустами. Гуси и гусята наелись и легли на поляне спать. Они не видели лису. Лиса подкралась и схватила одного гусенка. Лиса унесла гусенка своим голодным лисятам.
-Сосчитаем сколько предложений в рассказе.(8)
-Назовите слова со звуком Л и ль, которые вы услышали.
9. Итог занятия.
-Какие звуки мы сравнивали?
-Повторим характеристику звука Л (ль).
-Что понравилось на занятии?