Конспект занятия по развитию речи «Дифференциация звуков Р и Л»
Конспект фронтального занятия для детей теме: «Дифференциация звуков Р и Л»
Цель: дифференциация звуков Р и Л
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
сравнение, различение и правильное произношение звуков Р Л на материале слов;
совершенствование навыков звукового анализа и синтеза одно-, двух- и трехсложных слов;
развитие фонематического восприятия;
Коррекционно-развивающие:
развитие внимания, мышления, памяти;
закрепление умения согласовывать слова в предложении;
развитие словесно-логического мышления.
Воспитательные:
формировать личностные качества, умение работать в коллективе;
формировать навыки самоконтроля.
Оборудование: наборы картинок со звуками Р, РЬ, Л, ЛЬ; шнурки, трафареты с буквами, панно домики и панно поезд, «лужицы», пособие «Волшебное яйцо», зеркала
Ход занятия
Организационный момент
Л.: Я приглашаю вас прогуляться по необычному лесу. В этом лесу растут не только растения, живут не только звери и птицы, но и обитают два звука. А какие это звуки, вы сейчас сами догадаетесь.
Введение в тему
Давайте поиграем в игру: «Называлки - повторялки». Посмотрите на картинки и назовите, что изображено.
Д.: Ландыш, лама, лужа, лось.
Л.: Какой первый звук во всех названных словах?
Д.: Звук Л.
Л.: Правильно, а теперь, посмотрите:
Д.: Роза, ромашка, рысь.
Л.: Какой первый звук во всех этих словах?
Д.: Звук Р.
Л.: Правильно. Так какие же звуки живут по соседству в нашем лесу?
Основная часть
Л.: Звук Л – гласный или согласный?
Д.: Звук согласный, мы его не можем пропеть.
Л.: Давайте немного «погудим». (Долгий звук Л.) Где находиться язык?
Д.: Язычок упирается в верхние зубы.
Л.: А звук Р? Гласный или согласный звук?
Д. ---
Л.: Давайте теперь порычим. (Долгий звук Р.) Где находится язык?
Д.: Язык дрожит за верхними зубами, нужна сильная воздушная струя.
Л.: Что общего между этими звуками и чем они отличаются?
Д.: Общее: звуки согласные, язык во время произношения наверху. Различие: при Р - сильная воздушная струя, кончик языка дрожит, при Л – нет.
Дифференциация на уровне звука
Л.: Молодцы! В путь!! Ой, смотрите! Здесь, видимо, только что прошел дождь! Посмотрите, сколько лужиц! Чтобы их перепрыгнуть, надо выполнить задания! Попробуем!
Первая лужица:
Л.: Я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши один раз - когда услышите звук Р. Два раза – когда услышите звук Л:
С Ш Р Т Л Д Р В Л П Р Л
Перепрыгивайте.
Вторая лужица:
Л.: Игра «Договори словечко». Добавьте в конце слова звук Р или Л.
Мухомор… Кед… Дяте… Оре… Тиг... Кома..
Перепрыгивайте.
Дифференциация на уровне слова
Л.: Идем дальше по лесу, ой, какие необычные плоды разбросаны под деревом, похожи на расколотые орехи. Ребята, давайте их соберем: соединяем в одно целое две половинки: на одной должна быть картинка со звуком Л, на другой со звуком Р.
Физкультминутка: (изобразите стихотворение движениями)
Леший быстро потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Грибов, видно не нашел.
И за ягодкой пошел.
Л.: Пойдемте дальше. Смотрите, мы гуляли по лесу и вышли на полянку, а тут два домика. В одном домике живут звуки Л и Ль — это домик буквы Л. А в другом домике живут звуки Р и РЬ — это домик для буквы Р. Давайте подпишем домики. Работа со шнурками (выложить буквы из шнурка Р, Л)
Л.: Молодцы! А теперь попробуем отгадать загадки. И отгадки поселим в соответствующий домик (по наличию звука в слове Р-Л):
Это чей тоскливый вой часто слышится зимой? (Волк) В слове «волк» звук Л где находится? (в середине)
Кто присел на толстый сук и стучит: «Тук-тук, тук-тук»? (Дятел)
Блещет в речке чистой спинкой серебристой. (Рыба)
Без рук, без ног ползет. (Червяк)
Шёл я полем по тропинке,
Глянул - солнце на травинке.
Ах! Совсем не горячи солнца белые лучи. (Ромашки)
Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый (лось )
Дифференциация на уровне предложения
Л: Хорошо погуляли по лесу, пора и домой, а на окраине леса нас ждет необычный поезд- только тех он повезет, кто предложение прочтет и словечко в нем доскажет, а помогут вам в этом картинки-пассажиры, сидящие в поезде:
С ветки на ветку прыгает… белка.
В лесу ребята собирали… орехи, грибы, жёлуди.
Стройное белое дерево – это… берёза.
У берёзы белый… ствол, белая… кора.
Длинные иголки растут… на ёлке.
В лесу летают…. комары.
Итог занятия
Ну, вот и подошла к концу наша прогулка! Давайте вспомним, что мы делали и о каких звуках мы говорили?