Конспект занятия по развитию речи «Дифференциация звуков Р и Л»

2
0
Материал опубликован 6 December 2019


Конспект фронтального занятия для детей теме: «Дифференциация звуков Р и Л»


Цель: дифференциация звуков Р и Л

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

сравнение, различение и правильное произношение звуков Р Л на материале слов;

совершенствование навыков звукового анализа и синтеза одно-, двух- и трехсложных слов;

развитие фонематического восприятия;

Коррекционно-развивающие:

развитие внимания, мышления, памяти;

закрепление умения согласовывать слова в предложении;

развитие словесно-логического мышления.

Воспитательные:

формировать личностные качества, умение работать в коллективе;

формировать навыки самоконтроля.

Оборудование: наборы картинок со звуками Р, РЬ, Л, ЛЬ; шнурки, трафареты с буквами, панно домики и панно поезд, «лужицы», пособие «Волшебное яйцо», зеркала

Ход занятия

Организационный момент

Л.: Я приглашаю вас прогуляться по необычному лесу. В этом лесу растут не только растения, живут не только звери и птицы, но и обитают два звука. А какие это звуки, вы сейчас сами догадаетесь.

Введение в тему

Давайте поиграем в игру: «Называлки - повторялки». Посмотрите на картинки и назовите, что изображено.

Д.: Ландыш, лама, лужа, лось.

Л.: Какой первый звук во всех названных словах?

Д.: Звук Л.

Л.: Правильно, а теперь, посмотрите:

Д.: Роза, ромашка, рысь.

Л.: Какой первый звук во всех этих словах?

Д.: Звук Р.

Л.: Правильно. Так какие же звуки живут по соседству в нашем лесу?

Основная часть

Л.: Звук Л – гласный или согласный?

Д.: Звук согласный, мы его не можем пропеть.

Л.: Давайте немного «погудим». (Долгий звук Л.) Где находиться язык?

Д.: Язычок упирается в верхние зубы.

Л.: А звук Р? Гласный или согласный звук?

Д. ---

Л.: Давайте теперь порычим. (Долгий звук Р.) Где находится язык?

Д.: Язык дрожит за верхними зубами, нужна сильная воздушная струя.

Л.: Что общего между этими звуками и чем они отличаются?

Д.: Общее: звуки согласные, язык во время произношения наверху. Различие: при Р - сильная воздушная струя, кончик языка дрожит, при Л – нет.


Дифференциация на уровне звука


Л.: Молодцы! В путь!! Ой, смотрите! Здесь, видимо, только что прошел дождь! Посмотрите, сколько лужиц! Чтобы их перепрыгнуть, надо выполнить задания! Попробуем!

Первая лужица:

Л.: Я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши один раз - когда услышите звук Р. Два раза – когда услышите звук Л:

С Ш Р Т Л Д Р В Л П Р Л

Перепрыгивайте.

Вторая лужица:

Л.: Игра «Договори словечко». Добавьте в конце слова звук Р или Л.

Мухомор… Кед… Дяте… Оре… Тиг... Кома..

Перепрыгивайте.


Дифференциация на уровне слова


Л.: Идем дальше по лесу, ой, какие необычные плоды разбросаны под деревом, похожи на расколотые орехи. Ребята, давайте их соберем: соединяем в одно целое две половинки: на одной должна быть картинка со звуком Л, на другой со звуком Р.


Физкультминутка: (изобразите стихотворение движениями)

Леший быстро потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Грибов, видно не нашел.

И за ягодкой пошел.



Л.: Пойдемте дальше. Смотрите, мы гуляли по лесу и вышли на полянку, а тут два домика. В одном домике живут звуки Л и Ль — это домик буквы Л. А в другом домике живут звуки Р и РЬ — это домик для буквы Р. Давайте подпишем домики. Работа со шнурками (выложить буквы из шнурка Р, Л)


Л.: Молодцы! А теперь попробуем отгадать загадки. И отгадки поселим в соответствующий домик (по наличию звука в слове Р-Л):

Это чей тоскливый вой часто слышится зимой? (Волк) В слове «волк» звук Л где находится? (в середине)

Кто присел на толстый сук и стучит: «Тук-тук, тук-тук»? (Дятел)

Блещет в речке чистой спинкой серебристой. (Рыба)

Без рук, без ног ползет. (Червяк)

Шёл я полем по тропинке,
Глянул - солнце на травинке.
Ах! Совсем не горячи солнца белые лучи. (Ромашки)

Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он  хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый 
(лось )

Дифференциация на уровне предложения

Л: Хорошо погуляли по лесу, пора и домой, а на окраине леса нас ждет необычный поезд- только тех он повезет, кто предложение прочтет и словечко в нем доскажет, а помогут вам в этом картинки-пассажиры, сидящие в поезде:

С ветки на ветку прыгает… белка.
В лесу ребята собирали… орехи, грибы, жёлуди.
Стройное белое дерево – это… берёза.
У берёзы белый… ствол, белая… кора.
Длинные иголки растут… на ёлке.

В лесу летают…. комары.

Итог занятия

Ну, вот и подошла к концу наша прогулка! Давайте вспомним, что мы делали и о каких звуках мы говорили?






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.