Урок «Дифференциация звуков Ч - Ть»
Дифференциация звуков Ч – Ть.
В начальной школе уже не так часто встречается смешение звуков Ч – Ть. Если оно есть необходимо проводить коррекционную работу по дифференциации звуков. Отбор материала производится с учетом возможностей каждого ребенка индивидуально. Каждый этап также отрабатывается по мере усвоения учеником.
1. Дифференциация звуков Ч – Ть изолированно. Сравнение их по артикуляции, характеристикам, обозначение на письме.
2. Работа по дифференциации в слогах. Тут могут быть упражнения такие как восприятие на слух серии слогов, отраженное воспроизведение, чтение слоговых таблиц, запись слогов под диктовку. Пример:
ти – чи тю – чу тё – чо … |
че – те – че чи – ти – чи чу – тю – чу … |
тич тюч тяч… |
чать чуть чить… |
чти чтю чтя… |
3. Дифференциация в словах. Проводится на материале слов где свешиваемые звуки сначала по одному из пары, а затем оба одновременно. Возможные варианты работы:
Вычленение звуков Ч – Ть из слов. Поднять сигнальную карточку (букву или цветной кружок), хлопнуть, топнуть (на усмотрение логопеда) – когда услышишь заданный звук в слове:
бочонок, котёнок, утёнок, грачонок, качели, метели, сверчок, кабачок, утёк, протёк, печенье, плетение, плечи, картина…
Определи место звука в слове. Лёгкий вариант – это начало, середина или конец слова. Далее можно называть место звука в слове с опорой на цифровой ряд, когда перед каждым ребенком лежит набор цифр и он выдвигает соответствующую цифру, обозначающую место звука в слове:
Плечи
4 |
||||
1 |
2 |
3 |
5 |
Дифференциация звуков в словах-паронимах, составление устных предложений с ними:
печь – петь вечер – ветер плечи – плети редька – речка
тёлка – чёлка мяч – мять прядь – прячь чесал – тесал…
Запись слов под диктовку в две колонки (в одну со звуком Ч, в другую – Ть):
брать, грач, чудо, тина, чашка, паутина, кровать, плечо, новость, улетел, пчела, почва, путь, почка, котик, тема, бочка…
Изменить глаголы по образцу, следить за чередованием звуков Ч – Ть.
Образец: лететь – я лечу – он летит.
крутить, колотить, молотить, заметить, катить, чертить.
Повторять слова, где оба звука в одном слове:
течь, учитель, тучка, чинить, читать, туча, учить, мочить, печать, качать, чтение, тачка, Тамарочка, Томочка, Толечка, Танечка, Тимофеевич, ботиночки, точка, птичка, течёт, точечка, точить, выключатель.
Назвать и записать слова со слогами - чить, - чать. Например: учить, получить, печать, молчать, кричать… Так же можно придумывать слова на любой слог с дифференцируемыми звуками.
4. Дифференциация в словосочетаниях, предложениях, тексте.
Составить словосочетания со словом чуть-чуть (следить за четким произношением).
Проговаривать пословицы, поговорки, потешки:
Течёт речка, печёт печка.
Учить – ум точить.
Четыре черепашки учились пить из чашки
Чашку чая заварили на четыре поделили.
Бабушка, надень очки!
Внучке сказочки прочти!
Перед тем, как печь топить,
Надо нам чаёк допить!
Отгадывать загадки:
Спешить домой я не спешу.
Зачем спешить мне по-пустому?
Свой дом всегда с собой ношу,
И потому всегда я дома. (черепаха)
Сладкая ягодка, пригожа
И на вишенку похожа (черешня)
Ягодка вкусненькая –
Черная бусинка.
В лес пойдёшь,
Её найдёшь (черника)
Предложения для анализа и записи:
Девочка хочет постоять около качели.
Горячим утюгом надо прогладить кофточку.
Телёнок мычит в тишине.
Учитель просит учеников достать ручки.
Ученик хочет прочитать сказку.
Мы будем пить чай из чашки.
Диктант.
Тёма почистил ботиночки и пошёл гулять. На улице дети с увлечением кидали мяч. Танечка и Ванечка качались на качелях. Котёнок бегал за пчелой. Все будут гулять до вечера. Хорошо летом!