Рабочая программа коррекционно-логопедического курса «Преодоление дизорфографии» для обучающихся 6 класса

1
0
Материал опубликован 30 December 2024 в группе





Рабочая программа

коррекционно-логопедического курса

«Преодоление дизорфографии»

для обучающихся 6 класса



учитель-логопед Илющенко Татьяна Викторовна









2018г




СОДЕРЖАНИЕ:


Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………….......3

Общая характеристика коррекционного курса……………………………………………………..……….……..4

Описание места коррекционного курса в учебном плане………………………………………………………….6

Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса……………………………...……….7

Содержание коррекционного курса…………………….……………………………………………………………..8

Описание учебно – методического и материально-техническое обеспечения образовательного процесса..9



Приложения

1. Календарно - тематическое планирование











I. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с положением Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» в части «создания условий, способствующих получению качественного образования лицам с ограниченными возможностями здоровья», обучающихся по основной образовательной программе начального общего образования; требованиями ФГОС к основной образовательной программе начального общего образования (НОО).

ФГОС НОО поставил задачу обеспечить «равные возможности получения качественного начального общего образования для всех детей, поступающих в школу. В стандарте указывается на обязательный «учет индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей детей».

Важным условием для успешного обучения детей с нарушением развития речи является организация коррекционно-педагогической работы.

Рабочая  программа по коррекции дизорграфии составлена на основе:

Азова О.И., Волосовец Т.В., Обследование младших школьников с дизорфографией: Учебно-метод. пособие. ч. 1 – М.: РУДН, 2007..

Азова О.И. Дифференциальная диагностика дизорфографии у младших школьников / Р.И. Лалаева, О.И. Азова // Школьный логопед. – 2005.

Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М., 1966.

Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Коррекция дизорфографии у учащихся 5-6 классов. – М.: Школьная Пресса, 2003.

Комарова В.В., Милостивенко Л.Г., Сумченко Г.М. Соотношение дисграфических и орфографических ошибок у младших школьников с нарушениями речи // Патология речи: Сб. – СПб., 1992.Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: ИД «М и М», 1997.

Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма.– СПб., 1998.

Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб., 2001.

Прищепова И.В. Логопедическая работа по формированию предпосылок усвоения орфографических навыков у школьников с общим недоразвитием речи: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – СПб., 1993.

Прищепова И.В. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи // Диагностика, профилактика и коррекция нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья: Сб. научных статей. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.

Прищепова И.В. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.



Рабочая программа определяет структуру и содержание работы по профилактики и коррекции дизорфографии среди учащихся 5 классов. Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273 ФЗ  "Об образовании  в  Российской Федерации";

Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22.01.98 № 20- 58-07 ин/20-4 «Об учителях – логопедах и педагогах – психологах учреждений образования»;

Письмо Министерства Образования Российской Федерации от 14.12.2000 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

Ястребова А.В., Бессонова Т.П «Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.1997г.;

II. Общая характеристика коррекционного курса

За последние годы среди учеников, обучающихся в среднем звене, значительно увеличилось число детей, имеющих трудности в формировании и развитии письменной речи, проявляющиеся в стойком не усвоении орфографических правил на письме (дизорфография). Эти нарушения препятствуют полноценному освоению школьных знаний и являются причиной школьной неуспеваемости.

Для воспитанников с дизорфографией основную трудность вызывает решение орфографических задач: им трудно увидеть «ошибкоопасное место» в слове, сложно подобрать проверочное слово, зная правило, ребёнок не может его применить на письме.

Одной из причин возникновения дизорфографии у школьников является неполноценное развитие или функционирование у детей психических функций, обеспечивающих овладение навыком письма, а затем формирование у школьников грамотной письменной речи.

При дизорфографии отмечается недостаточный уровень речевых функций: ограниченный объем и недостаточность актуализации словаря, низкая познавательная активность к языковому оформлению речи, неумение сравнивать звуковые единицы речи, дифференцировать лексическое и грамматическое значение, низкий уровень усвоения грамматических закономерностей. У детей не сформированы морфологические обобщения, навыки оперирования грамматическими категориями (род, склонение, спряжение и др.), нарушен языковой анализ и синтез (фонематический, слоговой, анализ предложения на слова). Ученики испытывают трудности при определении ударного слога и ударного гласного в слове.

Следует отличать дизорфографические ошибки от дисграфических. Неполноценность фонематического анализа приводит к дисграфии, а несформированность морфологического анализа к дизорфографии.

Выделяют основные три вида дизорфографии:

Морфологическая дизорфография, сопровождающаяся большим количеством орфографических ошибок, проявляющихся в самостоятельном письме (сочинения, изложения и др.);

Синтаксическая дизорфография – стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, то есть пунктуацией;

Смешанная дизорфография, которая включает в себя сочетание орфографических и пунктуационных ошибок.

Таким образом, нарушение усвоения орфографических правил на письме оказывает отрицательное влияние на речевое развитие детей, на развитие познавательной деятельности, затрагивает эмоционально-ролевую сферу, затрудняет процесс школьной и социальной адаптации воспитанников в целом.

Цель программы:

способствовать овладению орфографическими умениями и навыками, самостоятельно применять их на письме.

Задачи программы

Образовательные:

формировать навык прогнозирования и распознавания «ошибкоопасных» мест;

формировать навык применения грамматического правила по алгоритму;

совершенствовать навык грамотного письма;

Развивающие:

развивать (развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь;

развивать фонематическое восприятие, слухо-речевую память;

развивать неречевые психические функции: произвольное внимание, память;

Воспитательные:

воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельность;

воспитывать стремление к самостоятельности и самоконтролю;

воспитывать интерес к родному языку.

Методы коррекционной работы:

словесные методы обучения;

наглядные методы обучения;

практические методы обучения;

создание ситуации успеха в учении.

Принципы, используемые в программе

Коррекционная работа с воспитанниками по коррекции дизорфографии базируется на принципе ранней диагностики, принципе деятельностного подхода к обучению (согласно концепции Л.С. Выготского о ведущей деятельности), а также строится с учетом индивидуально-дифференцированных особенностей детей.

Одним из исходных принципов коррекционно-педагогической работы с детьми является принцип единства диагностики и коррекции. (У. В. Ульенкова). Наблюдение за динамикой развития ребенка в условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важнейшее значение для определения путей, методов конкретного содержания ее на различных этапах обучения и воспитания.

Логопедическая работа по коррекции нарушений письменной речи у школьников основывается на следующих теоретических положениях и принципах:

Принцип учета современных научно-теоретических представлений о психофизиологической структуре процесса письма, об операциях данного процесса (по А.Р. Лурии).

Принцип учета этиологии, механизмов, структуры речевого нарушения, степени выраженности нарушений чтения и письма.

Принцип учета поэтапности формирования речевых умений (по П.Я.Гальперину, А.Н.Леонтьеву).

Взаимосвязи развития письменной речи и познавательных процессов; мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) и других психических процессов и функций;

Принцип деятельностного подхода (с учетом структуры деятельности по А.Н. Леонтьеву: мотивационно-целевой – операциональный – этап контроля).

Принцип дифференцированного подхода.

Онтогенетической принцип (последовательность коррекционной работы определяется последовательностью ее развития в онтогенезе).

Комплексный и системный подход. Направленность логопедической работы на всю речевую систему в целом, а также на развитие психических функций.

III. Описание места коррекционного курса в учебном плане

Данная программа учитывает особенности и структуру нарушения письменной речи воспитанников 6 классов отражает современные подходы по предупреждению и коррекции дизорфографии.

Занятия проводятся с учащимися 6 классов, имеющих нарушения чтения и письма 1 раз в неделю.

Срок реализации программы -1 год.

Форма работы: групповая

Цель:

Предупреждение неуспеваемости, обусловленной трудности в усвоении орфографических правил на письме.

Задачи:

восполнить недостатки развития грамматического строя речи.

восполнить недостатки развития лексического строя речи.

учить дифференцировать и применять орфограммы на основе исторического и морфемного принципов.(орфограммы корня, приставки)

учить дифференцировать и применять орфограммы на основе морфологического принципа.

(орфограммы имени существительного, имени прилагательного, глагола).

IV. Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса

Личностными результатами являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Предметными результатами коррекционной работы являются: овладение начальными представлениями нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Планируемые результаты

Знание орфограмм, изученных в начальной школе:

-владение навыками анализа и комментирования орфограмм корня;

-умение дифференцировать приставки и предлоги на практической основе;

-владение навыками анализа и комментирования орфограмм имен существительных, анализа и комментирования орфограмм обозначения мягкости согласных на письме;

 Восполнение недостатков грамматического строя речи:

-владение умением согласовывать слова в словосочетании по смыслу и грамматически;

-владение навыками распознавания окончаний различных частей речи в тексте, дифференциацией частей слова на практической основе.

 Дифференциация пунктограмм:

-умение анализировать и комментировать пунктограммы простого и сложного предложений.

 Восполнение недостатков лексического строя речи:

-умение подбирать ряд однокоренных слов, проверочные слова на изученные орфограммы.

  Дифференциация орфограммы на основе исторического и морфемного

принципов:

-владение навыками анализа и комментирования орфограмм корня и орфограмм приставки.

  Дифференциация орфограмм на основе морфологического принципа:

-умение анализировать и комментировать орфограммы имени существительного, имени прилагательного, глагола.


V. Содержание образовательной программы

1.Обследование письменной речи.

Обследование младших школьников с дизорфографией: Учебно-метод. пособие. ч. 1 / Авт.-сост. О.И. Азова. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.:  РУДН, 2007.

2. Повторение орфограмм, изученных в начальной школе.

Анализ и комментирование орфограмм корня. Дифференциация приставки и предлога на практической основе. Анализ и комментирование орфограмм имен существительных. Анализ и комментирование орфограммы обозначение мягкости согласных на письме.

3. Восполнение недостатков грамматического строя речи.

Развитие умения согласовывать слова в словосочетании по смыслу и грамматически. Распознавание окончаний различных частей речи в тексте. Дифференциация частей слова на практической основе.

4. Дифференциация пунктограмм.

Анализ и комментирование пунктограмм простого предложения. Анализ и комментирование пунктограмм сложного предложения.

5. Восполнение недостатков лексического строя речи.

Развитие умения подбирать ряд однокоренных слов. Развитие умения подбирать проверочные слова на изученные орфограммы.



6. Дифференциация орфограммы на основе исторического и морфемного принципов.

Анализ и комментирование орфограмм корня. Анализ и комментирование орфограмм приставки.

7. Дифференциация орфограмм на основе морфологического принципа.

Анализ и комментирование орфограмм имени существительного. Анализ и комментирование орфограмм имени прилагательного. Анализ и комментирование орфограмм глагола. Повторение и закрепление изученных орфограмм имени существительного, имени прилагательного, глагола.

VI. Описание учебно – методического и материально-техническое обеспечения образовательного процесса

Азова О.И. Дизорфография у младших школьников общеобразовательной школы / О.И. Азова // V Царскосельские чтения: Материалы Международной научно-практиче-ской конференции. – СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2001.

Азова О.И., Волосовец Т.В., Обследование младших школьников с дизорфографией: Учебно-метод. пособие. ч. 1 – М.: РУДН, 2007..

Азова О.И. Дифференциальная диагностика дизорфографии у младших школьников / Р.И. Лалаева, О.И. Азо-
ва // Школьный логопед. – 2005.

Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М., 1966.

Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Коррекция дизорфографии у учащихся 5-6 классов. – М.: Школьная Пресса, 2003.

Комарова В.В., Милостивенко Л.Г., Сумченко Г.М. Соотношение дисграфических и орфографических ошибок у младших школьников с нарушениями речи // Патология речи: Сб. – СПб., 1992.Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: ИД «М и М», 1997.

Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма.– СПб., 1998.

Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб., 2001.

Прищепова И.В. Логопедическая работа по формированию предпосылок усвоения орфографических навыков у школьников с общим недоразвитием речи: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – СПб., 1993.

Прищепова И.В. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи // Диагностика, профилактика и коррекция нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья: Сб. научных статей. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.

Прищепова И.В. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.












Приложение 1


Календарно-тематическое планирование по коррекции дизорфографии


Тема урока

Дата

Корректировка

1

Морфемы в слове. Морфемный разбор.



2

Части речи.



3

Орфограммы в окончаниях слов.



4

Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания.



5

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении.



6

Текст, его особенности.



7

Общеупотребительные слова. Профессиональные слова. Диалектизмы.



8

Буквы А и О в корне –КОС- и –КАС-. Буквы О-А в корнях ГОР-ГАР. Буквы А и О в корне –ЗОР- и –ЗАР-.



9

Буквы И и Ы после приставок.



10

Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ.



11

Соединительные О и Е в сложных словах.



12

Сложносокращённые слова.



13

Морфемный и словообразовательный разбор.



14

Разносклоняемые имена существительные



15

Буква Е в суффиксе -ЕН- существительных на –МЯ.



16

Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода.



17

Морфологический разбор имени существительного.



18

НЕ с существительными.



19

Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных –ЧИК- и -ЩИК-.



20

Гласные в суффиксах существительных -ЕК- -ИК-.



21

Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных.



22

Степени сравнения имен прилагательных.



23

Разряды имен прилагательных. Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные.



24

Морфологический разбор имени прилагательного.



25

Правописание НЕ с именами прилагательными.



26

Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.



27

Н и НН в суффиксах прилагательных.



28

Различение на письме суффиксов прилагательных К и СК.



29

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.



30

Простые и составные числительные.



31

Мягкий знак на конце и в середине числительных.



32

Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные.



33

Морфологический разбор числительных.

















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации