Рабочая программа коррекционно-логопедического курса «Преодоление дизорфографии» для обучающихся 6 класса

Рабочая программа
коррекционно-логопедического курса
«Преодоление дизорфографии»
для обучающихся 6 класса
учитель-логопед Илющенко Татьяна Викторовна
2018г
СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………….......3
Общая характеристика коррекционного курса……………………………………………………..……….……..4
Описание места коррекционного курса в учебном плане………………………………………………………….6
Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса……………………………...……….7
Содержание коррекционного курса…………………….……………………………………………………………..8
Описание учебно – методического и материально-техническое обеспечения образовательного процесса..9
Приложения
1. Календарно - тематическое планирование
I. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с положением Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» в части «создания условий, способствующих получению качественного образования лицам с ограниченными возможностями здоровья», обучающихся по основной образовательной программе начального общего образования; требованиями ФГОС к основной образовательной программе начального общего образования (НОО).
ФГОС НОО поставил задачу обеспечить «равные возможности получения качественного начального общего образования для всех детей, поступающих в школу. В стандарте указывается на обязательный «учет индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей детей».
Важным условием для успешного обучения детей с нарушением развития речи является организация коррекционно-педагогической работы.
Рабочая программа по коррекции дизорграфии составлена на основе:
Азова О.И., Волосовец Т.В., Обследование младших школьников с дизорфографией: Учебно-метод. пособие. ч. 1 – М.: РУДН, 2007..
Азова О.И. Дифференциальная диагностика дизорфографии у младших школьников / Р.И. Лалаева, О.И. Азова // Школьный логопед. – 2005.
Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М., 1966.
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Коррекция дизорфографии у учащихся 5-6 классов. – М.: Школьная Пресса, 2003.
Комарова В.В., Милостивенко Л.Г., Сумченко Г.М. Соотношение дисграфических и орфографических ошибок у младших школьников с нарушениями речи // Патология речи: Сб. – СПб., 1992.Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: ИД «М и М», 1997.
Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма.– СПб., 1998.
Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб., 2001.
Прищепова И.В. Логопедическая работа по формированию предпосылок усвоения орфографических навыков у школьников с общим недоразвитием речи: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – СПб., 1993.
Прищепова И.В. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи // Диагностика, профилактика и коррекция нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья: Сб. научных статей. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.
Прищепова И.В. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.
Рабочая программа определяет структуру и содержание работы по профилактики и коррекции дизорфографии среди учащихся 5 классов. Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22.01.98 № 20- 58-07 ин/20-4 «Об учителях – логопедах и педагогах – психологах учреждений образования»;
Письмо Министерства Образования Российской Федерации от 14.12.2000 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
Ястребова А.В., Бессонова Т.П «Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.1997г.;
II. Общая характеристика коррекционного курса
За последние годы среди учеников, обучающихся в среднем звене, значительно увеличилось число детей, имеющих трудности в формировании и развитии письменной речи, проявляющиеся в стойком не усвоении орфографических правил на письме (дизорфография). Эти нарушения препятствуют полноценному освоению школьных знаний и являются причиной школьной неуспеваемости.
Для воспитанников с дизорфографией основную трудность вызывает решение орфографических задач: им трудно увидеть «ошибкоопасное место» в слове, сложно подобрать проверочное слово, зная правило, ребёнок не может его применить на письме.
Одной из причин возникновения дизорфографии у школьников является неполноценное развитие или функционирование у детей психических функций, обеспечивающих овладение навыком письма, а затем формирование у школьников грамотной письменной речи.
При дизорфографии отмечается недостаточный уровень речевых функций: ограниченный объем и недостаточность актуализации словаря, низкая познавательная активность к языковому оформлению речи, неумение сравнивать звуковые единицы речи, дифференцировать лексическое и грамматическое значение, низкий уровень усвоения грамматических закономерностей. У детей не сформированы морфологические обобщения, навыки оперирования грамматическими категориями (род, склонение, спряжение и др.), нарушен языковой анализ и синтез (фонематический, слоговой, анализ предложения на слова). Ученики испытывают трудности при определении ударного слога и ударного гласного в слове.
Следует отличать дизорфографические ошибки от дисграфических. Неполноценность фонематического анализа приводит к дисграфии, а несформированность морфологического анализа к дизорфографии.
Выделяют основные три вида дизорфографии:
Морфологическая дизорфография, сопровождающаяся большим количеством орфографических ошибок, проявляющихся в самостоятельном письме (сочинения, изложения и др.);
Синтаксическая дизорфография – стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, то есть пунктуацией;
Смешанная дизорфография, которая включает в себя сочетание орфографических и пунктуационных ошибок.
Таким образом, нарушение усвоения орфографических правил на письме оказывает отрицательное влияние на речевое развитие детей, на развитие познавательной деятельности, затрагивает эмоционально-ролевую сферу, затрудняет процесс школьной и социальной адаптации воспитанников в целом.
Цель программы:
способствовать овладению орфографическими умениями и навыками, самостоятельно применять их на письме.
Задачи программы
Образовательные:
формировать навык прогнозирования и распознавания «ошибкоопасных» мест;
формировать навык применения грамматического правила по алгоритму;
совершенствовать навык грамотного письма;
Развивающие:
развивать (развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь;
развивать фонематическое восприятие, слухо-речевую память;
развивать неречевые психические функции: произвольное внимание, память;
Воспитательные:
воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельность;
воспитывать стремление к самостоятельности и самоконтролю;
воспитывать интерес к родному языку.
Методы коррекционной работы:
словесные методы обучения;
наглядные методы обучения;
практические методы обучения;
создание ситуации успеха в учении.
Принципы, используемые в программе
Коррекционная работа с воспитанниками по коррекции дизорфографии базируется на принципе ранней диагностики, принципе деятельностного подхода к обучению (согласно концепции Л.С. Выготского о ведущей деятельности), а также строится с учетом индивидуально-дифференцированных особенностей детей.
Одним из исходных принципов коррекционно-педагогической работы с детьми является принцип единства диагностики и коррекции. (У. В. Ульенкова). Наблюдение за динамикой развития ребенка в условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важнейшее значение для определения путей, методов конкретного содержания ее на различных этапах обучения и воспитания.
Логопедическая работа по коррекции нарушений письменной речи у школьников основывается на следующих теоретических положениях и принципах:
Принцип учета современных научно-теоретических представлений о психофизиологической структуре процесса письма, об операциях данного процесса (по А.Р. Лурии).
Принцип учета этиологии, механизмов, структуры речевого нарушения, степени выраженности нарушений чтения и письма.
Принцип учета поэтапности формирования речевых умений (по П.Я.Гальперину, А.Н.Леонтьеву).
Взаимосвязи развития письменной речи и познавательных процессов; мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) и других психических процессов и функций;
Принцип деятельностного подхода (с учетом структуры деятельности по А.Н. Леонтьеву: мотивационно-целевой – операциональный – этап контроля).
Принцип дифференцированного подхода.
Онтогенетической принцип (последовательность коррекционной работы определяется последовательностью ее развития в онтогенезе).
Комплексный и системный подход. Направленность логопедической работы на всю речевую систему в целом, а также на развитие психических функций.
III. Описание места коррекционного курса в учебном плане
Данная программа учитывает особенности и структуру нарушения письменной речи воспитанников 6 классов отражает современные подходы по предупреждению и коррекции дизорфографии.
Занятия проводятся с учащимися 6 классов, имеющих нарушения чтения и письма 1 раз в неделю.
Срок реализации программы -1 год.
Форма работы: групповая
Цель:
Предупреждение неуспеваемости, обусловленной трудности в усвоении орфографических правил на письме.
Задачи:
восполнить недостатки развития грамматического строя речи.
восполнить недостатки развития лексического строя речи.
учить дифференцировать и применять орфограммы на основе исторического и морфемного принципов.(орфограммы корня, приставки)
учить дифференцировать и применять орфограммы на основе морфологического принципа.
(орфограммы имени существительного, имени прилагательного, глагола).
IV. Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса
Личностными результатами являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Предметными результатами коррекционной работы являются: овладение начальными представлениями нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Планируемые результаты
Знание орфограмм, изученных в начальной школе:
-владение навыками анализа и комментирования орфограмм корня;
-умение дифференцировать приставки и предлоги на практической основе;
-владение навыками анализа и комментирования орфограмм имен существительных, анализа и комментирования орфограмм обозначения мягкости согласных на письме;
Восполнение недостатков грамматического строя речи:
-владение умением согласовывать слова в словосочетании по смыслу и грамматически;
-владение навыками распознавания окончаний различных частей речи в тексте, дифференциацией частей слова на практической основе.
Дифференциация пунктограмм:
-умение анализировать и комментировать пунктограммы простого и сложного предложений.
Восполнение недостатков лексического строя речи:
-умение подбирать ряд однокоренных слов, проверочные слова на изученные орфограммы.
Дифференциация орфограммы на основе исторического и морфемного
принципов:
-владение навыками анализа и комментирования орфограмм корня и орфограмм приставки.
Дифференциация орфограмм на основе морфологического принципа:
-умение анализировать и комментировать орфограммы имени существительного, имени прилагательного, глагола.
V. Содержание образовательной программы
1.Обследование письменной речи.
Обследование младших школьников с дизорфографией: Учебно-метод. пособие. ч. 1 / Авт.-сост. О.И. Азова. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2007.
2. Повторение орфограмм, изученных в начальной школе.
Анализ и комментирование орфограмм корня. Дифференциация приставки и предлога на практической основе. Анализ и комментирование орфограмм имен существительных. Анализ и комментирование орфограммы обозначение мягкости согласных на письме.
3. Восполнение недостатков грамматического строя речи.
Развитие умения согласовывать слова в словосочетании по смыслу и грамматически. Распознавание окончаний различных частей речи в тексте. Дифференциация частей слова на практической основе.
4. Дифференциация пунктограмм.
Анализ и комментирование пунктограмм простого предложения. Анализ и комментирование пунктограмм сложного предложения.
5. Восполнение недостатков лексического строя речи.
Развитие умения подбирать ряд однокоренных слов. Развитие умения подбирать проверочные слова на изученные орфограммы.
6. Дифференциация орфограммы на основе исторического и морфемного принципов.
Анализ и комментирование орфограмм корня. Анализ и комментирование орфограмм приставки.
7. Дифференциация орфограмм на основе морфологического принципа.
Анализ и комментирование орфограмм имени существительного. Анализ и комментирование орфограмм имени прилагательного. Анализ и комментирование орфограмм глагола. Повторение и закрепление изученных орфограмм имени существительного, имени прилагательного, глагола.
VI. Описание учебно – методического и материально-техническое обеспечения образовательного процесса
Азова О.И. Дизорфография у младших школьников общеобразовательной школы / О.И. Азова // V Царскосельские чтения: Материалы Международной научно-практиче-ской конференции. – СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2001.
Азова О.И., Волосовец Т.В., Обследование младших школьников с дизорфографией: Учебно-метод. пособие. ч. 1 – М.: РУДН, 2007..
Азова О.И. Дифференциальная диагностика дизорфографии у младших школьников / Р.И. Лалаева, О.И. Азо-
ва // Школьный логопед. – 2005.
Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М., 1966.
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Коррекция дизорфографии у учащихся 5-6 классов. – М.: Школьная Пресса, 2003.
Комарова В.В., Милостивенко Л.Г., Сумченко Г.М. Соотношение дисграфических и орфографических ошибок у младших школьников с нарушениями речи // Патология речи: Сб. – СПб., 1992.Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: ИД «М и М», 1997.
Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма.– СПб., 1998.
Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб., 2001.
Прищепова И.В. Логопедическая работа по формированию предпосылок усвоения орфографических навыков у школьников с общим недоразвитием речи: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – СПб., 1993.
Прищепова И.В. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи // Диагностика, профилактика и коррекция нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья: Сб. научных статей. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.
Прищепова И.В. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование по коррекции дизорфографии
№ | Тема урока | Дата | Корректировка |
1 | Морфемы в слове. Морфемный разбор. | | |
2 | Части речи. | | |
3 | Орфограммы в окончаниях слов. | | |
4 | Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания. | | |
5 | Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. | | |
6 | Текст, его особенности. | | |
7 | Общеупотребительные слова. Профессиональные слова. Диалектизмы. | | |
8 | Буквы А и О в корне –КОС- и –КАС-. Буквы О-А в корнях ГОР-ГАР. Буквы А и О в корне –ЗОР- и –ЗАР-. | | |
9 | Буквы И и Ы после приставок. | | |
10 | Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ. | | |
11 | Соединительные О и Е в сложных словах. | | |
12 | Сложносокращённые слова. | | |
13 | Морфемный и словообразовательный разбор. | | |
14 | Разносклоняемые имена существительные | | |
15 | Буква Е в суффиксе -ЕН- существительных на –МЯ. | | |
16 | Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. | | |
17 | Морфологический разбор имени существительного. | | |
18 | НЕ с существительными. | | |
19 | Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных –ЧИК- и -ЩИК-. | | |
20 | Гласные в суффиксах существительных -ЕК- -ИК-. | | |
21 | Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных. | | |
22 | Степени сравнения имен прилагательных. | | |
23 | Разряды имен прилагательных. Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные. | | |
24 | Морфологический разбор имени прилагательного. | | |
25 | Правописание НЕ с именами прилагательными. | | |
26 | Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. | | |
27 | Н и НН в суффиксах прилагательных. | | |
28 | Различение на письме суффиксов прилагательных К и СК. | | |
29 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. | | |
30 | Простые и составные числительные. | | |
31 | Мягкий знак на конце и в середине числительных. | | |
32 | Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. | | |
33 | Морфологический разбор числительных. | | |