Рабочая программа коррекционного курса «Предметно-практические действия» для учащихся 6 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа коррекционного курса «Предметно-практические действия» для учащихся 6 класса составлена на основе следующих документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №237- ФЗ;
- Приказа № 1599 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Положения о рабочей программе ГОУ ЯО «Ярославская школа - интернат № 8».
Цель: закрепление навыков целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Задачи:
обогащать чувственный опыт детей: узнавать на ощупь предметы, их качества в процессе перцептивных действий;
стимулировать межанализаторное взаимодействие (речедвигательную, зрительно-двигательную координацию, слухомоторную и др.);
стимулировать речевую активность детей в процессе выполнения заданий с различными материалами;
стимулировать мыслительные операции в процессе актуализации знаний;
совершенствовать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий;
развитие наглядно -образного мышления.
Общая характеристика коррекционного курса
Коррекционный курс "Предметно- практические действия" (ППД) — это средство, помогающее учить ребенка, развивать его. Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям. Здесь все дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов заданий обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.
Основным механизмом включения учащихся в деятельность на уроке является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной (сопряженной), самостоятельной.
На уроках ППД дети практически знакомятся с материалами, их свойствами и назначением, учатся их узнавать, различать и называть, усваивают доступные приемы их обработки. Дети учатся правильно пользоваться инструментами, практически осваивают правила техники безопасности при работе с ними, овладевают основами трудовой культуры. Курс ППД способствуют формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу). Ребёнок с умеренной умственной отсталостью учится проводить элементарный анализ образца, сравнивает с ним свою работу, находит и исправляет ошибки, осуществляет контроль и оценку своей деятельности.
Описание места коррекционного курса в учебном плане
Коррекционный курс «Предметно-практические действия» в учебном плане является элементом «Коррекционно-развивающей области» и проводится во внеурочное время. Количество часов в неделю, отводимых на изучение курса в 6 классе, определено недельным учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для V - IX классов, и составляет 1 час в неделю. В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для V-IX классов, в 6 классе курс рассчитан на 34часа (34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
Личностные результаты:
Частично сформировано правильное применение полученных знаний и навыков в быту;
Развита активность и самостоятельность, навыки взаимоотношений и опыта совместной деятельности.
Сформировано умение работать по заданному алгоритму (словесному или наглядному плану).
Сформировано умение самостоятельно ориентироваться в задании.
Сформировано умение оценивать своё изделие в сравнении с образцом, с указанием достоинств и недостатков.
Предметные результаты:
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
освоил основные приемы работы с различными материалами; составляет план работы над изделием с помощью учителя; выполняет изделия с частичной помощью учителя, несложные изделия – самостоятельно; даёт словесный отчет и анализирует свои изделия и изделия товарища с помощью учителя; отвечает простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов. | самостоятельно ориентируется в задании; составляет план работы, осуществляет контроль действий; подбирает материалы и инструменты для работы; самостоятельно выполняет изделия; даёт отчет о технологии изготовления отдельных частей изделий и несложных изделий; |
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Количество часов на изучение раздела |
1. | Предметно-практические действия | 6 |
2. | Конструирование | 5 |
3. | Работа с мозаикой. | 2 |
4. | Работа с пластическими материалами (глина). | 5 |
5. | Работа с бумагой и картоном. | 7 |
6. | Работа с нитками и тканью. | 7 |
7. | Работа с природными материалами. | 2 |
| ИТОГО: | 34 |
Содержание коррекционного курса
Предметно – практические действия – 6 ч.
Повторение более трудных разделов программы 1-5 классов (1ч)
Тренировочные упражнения с использованием индивидуальных тренажёров (автоматизация умений и навыков, не достаточно усвоенных данным учащимся):
открыть-закрыть (щеколды, задвижки, засовы, шпингалеты, крючки, замки разных видов и т.д.);
отвернуть-завернуть (крышки, диск телефона, шурупы, гайки и т.д.);
застегнуть-расстегнуть (липучки, молнии, пуговицы, кнопки, крючки с петлями и т.д.);
зашнуровать-расшнуровать (ботинки, игры «Шнуровка»);
заплести-расплести (ленты, верёвочки и т.д.);
надеть-снять (большие пирамидки, бусы из различных материалов с разными предметами для надевания: деревянный стержень, проволока, леска, прищепки и т.д.);
Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий с предметами:
выполнение действий с водой с использованием различных предметов и ёмкостей: отмерить заданное количество воды (ложкой, стаканом, банкой 0,5л, банкой 1л, мерным стаканом);
знакомство с кухонными весами, безменом. Практические упражнения по взвешиванию необходимого количества продуктов.
Конструирование. Работа с металлическим конструктором – 5 ч.
Наборы «Школьник», «Металлический конструктор».
Детали конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки.
Инструменты: ключ, отвертка.
Соединение деталей винтом и гайкой.
Завинчивание и отвинчивание гайки рукой и инструментами.
Правильная хватка инструментов.
Сборка стола по образцу из большой пластины (крышка), малого плато (царга), четырёх планок 5 (передние ножки), двух планок 9 и скобы. Разборка. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
Приёмы работы: подбор планок по счёту отверстий. Установка скоб, соединений деталей винтами и гайками. Завинчивание и отвинчивание рукой и инструментами. Правильная хватка инструментов.
Самостоятельная сборка по образцу, техническому рисунку и представлению различных видов тележек.
Работа с мозаикой – 2 ч.
Правила обращения с стандартной пластмассовой и магнитной мозаикой.
Уметь использовать полученные знания в создании задуманного предмета.
Работа с пластическими материалами (глина) – 5 ч.
Повторение. ТБ и инструменты. Приёмы работы с глиной. Практические упражнения. (1ч)
Лепка моделей чайной посуды: блюдца, чашки, чайник. Подбор цветового решения при росписи изделия.
Работа с бумагой и картоном – 7 ч.
Повторение и закрепление умений, приобретённых в 1- 5 классах (2 ч).
Правила работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места.
Изготовление открытых коробок из тонкого картона, склеивание с помощью клапанов.
Изготовление открытых коробок из тонкого картона, склеивание по стыкам.
Работа с нитками и тканью – 7ч.
Повторение и закрепление умений, приобретённых в 1-5 классах (3ч)
Лицевые и изнаночные стороны тканей. Инструменты, применяемые при работе с тканями и их назначение: ножницы, иглы, напёрсток, булавки. Назначение ручных стежков, их виды: смёточный стежок, «шнурок», косой обмёточный.
Вышивание ручными стежками рисунка на ткани в виде коврика.
Салфетки для переноски горячей посуды из двух слоёв ткани готового кроя, с обработкой срезов украшающими стежками «через край».
Работа с природными материалами – 2 ч.
Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы с инструментами.
Поделка «Медведь»
Аппликация «Кокосовая пальма»
Материально-техническое обеспечение
Основная и дополнительная литература:
Волосова Е.Б. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1999. – 72с
Кузнецова Л.А. Технология: Ручной труд: 3 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида. – 3-е изд., перераб. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2014. – 103с
Кузнецова Л.А. Технология: Ручной труд: 4 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида. – 3-е изд., перераб. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2014. – 103с
Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжёлым интеллектуальным недоразвитием: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с
Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие — М.: АРКТИ, 2000. — 126 с.
ПРОГРАММЫ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы. – М.: Издательство «Просвещение», 2008.
Дидактический и наглядный материалы:
Дыбина О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет. 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 32с.
Железнов С., Железнова Е. Аудиодиски Музыкальные обучалочки. – М.: Издательство детских образовательных программ «ВЕСТА – ТДА», 2012г.
Кузнецова Л.А. Технология: Ручной труд: 3класс: Рабочая тетрадь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – 3-е изд. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2014.
Кузнецова Л.А. Технология: Ручной труд: 4класс: Рабочая тетрадь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – 3-е изд. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2014.
Моргунова К. Фигурки животных из природных материалов / Клавдия Моргунова. – М.: Эксмо, 2011.- 64с.
Немешаева Е. Фантазии из природных материалов. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 112с.
Оборудование и приборы:
Бизиборды, игрушки – сортеры, игрушки – вкладыши.
Наборы «Школьник», «Металлический конструктор».
Материалы и инструменты, используемые при работе с нитками, природными и пластическими материалами.
Стандартная пластмассовая цветная мозаика из плоских шестиугольных элементов на ножках и панели с отверстиями.
Мягкая магнитная мозаика.
Мерной стакан, кухонные весы, безмен, различная посуда.
Глина
Природные материалы
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема | Содержание | Оборудование |
Предметно – практические действия – 6 ч. | ||||
1. | | Повторение. | Автоматизация координации движений кисти и пальцев рук. Пространственно-двигательная координация. | Индивидуальные тренажёры, музыкальные развивалочки Е. Железновой. «Новые пальчиковые песенки-игры». Музыкальные развивалочки Е. Железновой «Весёлая логоритмика», «Топ-топ». |
2-4 | | Действия с водой | Знакомство с мерным стаканом. Выполнение действий с водой с использованием различных предметов и ёмкостей: отмерить заданное количество воды (ложкой, стаканом, банкой 0,5л, банкой 1л, мерным стаканом). Отработать навыки пользования водопроводным краном: открыть-закрыть, регулирование напора воды. | Ложка, стакан, банка 0,5л, банка 1л, мерной стакан, чайник, кастрюли разного объёма, чашки. Фартуки, нарукавники |
5-6 | | Практические упражнения. | Знакомство с кухонными весами, безменом. Практические упражнения по взвешиванию необходимого количества продуктов. | Овощи, фрукты, крупы, кухонные весы, безмен. |
Конструирование – 5 ч. | ||||
1 | | Повторение. | Наборы «Школьник», «Металлический конструктор». Детали конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки. Инструменты: ключ, отвертка. Соединение деталей винтом и гайкой. Завинчивание и отвинчивание гайки рукой и инструментами. Правильная хватка инструментов. | Наборы конструкторов. |
2-3 | | Работа с металлическим конструктором. Практические работы. | Сборка стола по образцу из большой пластины (крышка), малого плато (царга), четырех планок 5 (ножки). Подбор планок по счету отверстий, соединение деталей винтами и гайками. Завинчивание и отвинчивание рукой и инструментами. Правильная хватка инструментов. Разборка стола. Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя. | Наборы конструкторов. |
4-5 | | Работа с металлическим конструктором. Практические работы. | Самостоятельная сборка по образцу и представлению различных видов тележек. Подбор деталей. Порядок сборки, пользование инструментами, качество сборки, использование плана работы для контроля. Пространственная ориентировка на изделии. | Наборы конструкторов. |
Работа с мозаикой – 2ч. | ||||
1. | | Мозаика. | Отбирать детали заданного цвета, формы и количества. Собирание предмета по образцу-картинке. Картинка по выбору. Слабые учащиеся выполняют работу вместе с учителем. | Стандартная пластмассовая цветная мозаика из плоских шестиугольных элементов на ножках и панели с отверстиями. Набор мягкой магнитной мозаики, магнитные доски. Дети работают с мозаикой по выбору. |
2 | | Мозаика. | Отбирать детали заданного цвета, формы и количества. Собирание предмета по образцу-картинке. Картинка по выбору. Слабые учащиеся выполняют работу вместе с учителем. | Стандартная пластмассовая цветная мозаика из плоских шестиугольных элементов на ножках и панели с отверстиями. Набор мягкой магнитной мозаики, магнитные доски. Дети работают с мозаикой по выбору. |
Работа с пластическими материалами -5 ч. | ||||
1 | | Повторение. ТБ и инструменты. Приёмы работы с глиной. Практические упражнения. | 1.Перед началом работы с глиной необходимо одеть фартуки. 2.Нельзя делать резких движений стекой при работе с глиной, в направлении рядом сидящего человека 3.При работе, глина находится в специальных отведенных полиэтиленовых кульках 4.На рабочем столе должна быть доска, стеки, лопаточки, миска с водой, в которую можно обмакнуть пальцы, губка для сглаживания неровностей поделки в сыром виде и мягкой полировки в сухом, салфетка для поддержания рук и стек в чистоте, влажные салфетки, которыми оборачивают незаконченные работы, чтобы не дать глине засохнуть. 5.При завершении работ готовые глиняные изделия сушат на специальных отведенных стеллажах. 6. После обработки сухих изделий наждачной бумагой, пыль сметается кистью и убирается в специальную ёмкость 7.По окончании работы нужно убрать свое рабочее место, вымыть руки. Приемы работы с глиной. Разминание – надавливание пальцами и руками на кусочек глины; Отщипывание – отделение маленьких кусочков глины от большого куска при помощи указательного и большого пальцев. Сначала кусочек прищипывают, затем отрывают. Сплющивание – сжимание куска глины для придания ему плоской формы. Маленький кусочек глины сплющивают с помощью пальцев, большой кусок придавливают к поверхности стола круговыми движениями. | Презентация «Правила работы с глиной». Фартуки, кульки с глиной, деревянные доски, деревянные стеки, миски с водой, губки, влажная салфетка и тряпочка. |
2-5 | | Работа с глиной. Чайная посуда. | Лепка моделей посуды: блюдца, чашки, чайник. Подбор цветового решения при росписи изделия. Приёмы работы. Скатывание – формирование шариков разных размеров между ладонями и ладонью на поверхности доски круговыми движениями. Отщипывание – отделение маленьких кусочков глины от большого куска при помощи указательного и большого пальцев. Сначала кусочек прищипывают, затем отрывают. Сплющивание – сжимание куска глины для придания ему плоской формы. Маленький кусочек глины сплющивают с помощью пальцев, большой кусок придавливают к поверхности стола круговыми движениями. | Фартуки, кульки с глиной, деревянные доски, деревянные стеки, миски с водой, влажная тряпочка, гуашь, кисти, клеёнка, |
Работа с бумагой и картоном – 7 ч. | ||||
1 | | Повторение. | Правила работы с бумагой. Организация рабочего места. Приёмы работы: сминание, разглаживание, разрывание, сгибание, складывание. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой. Правильная поза удерживания ножниц и бумаги во время работы. Приёмы резания бумаги. | Бумага, ножницы. |
2 | | Повторение. | Применение и назначение картона. Свойства и особенности картона: сгибается, ломается по сгибу, режется; впитывает влагу, более прочный чем бумага; толщина картона; цвет. Свойства бумаги и картона. Сравнительная характеристика бумаги и картона Практические действия с картоном и бумагой. | Набор бумаги и картона. Презентация «Картон» |
3-5 | | Работа с бумагой и картоном (объёмные изделия из картона). Практические работы. | Изготовление открытых коробок из тонкого картона, склеивание с помощью клапанов. Работа по образцу и показу отдельных приёмов работы учителем. Разметка развёртки по шаблону и линейке. Рицовка. Сгибание. Склеивание по стыкам помощью клапанов. Оклеивание полосой бумаги. Порядок операций, их последовательность, пользование инструментами, качество склеивания. | Тонкий картон, шаблон, линейка. Для рицовки: нож, фальц линейка |
6-7 | | Работа с бумагой и картоном (объёмные изделия из картона). Практические работы. | Изготовление открытых коробок из тонкого картона, склеивание по стыкам. Работа по образцу и показу отдельных приёмов работы учителем. Разметка развёртки по шаблону и линейке. Рицовка. Склеивание по стыкам. Оклеивание полосой бумаги. Порядок операций, их последовательность, пользование инструментами, качество склеивания и оклеивания. | Тонкий картон, шаблон, линейка. Для рицовки: нож, фальц линейка |
Работа с нитками и тканью – 7ч. | ||||
1 | | Повторение. | Применение и назначение тканей в жизни людей. Элементарные понятия о сортах тканей и их назначении: ткани для верхней одежды, для белья, для вышивания. Свойства и особенности тканей, как материала: мнутся, разрываются; толстые, тонкие, гладкие и шероховатые, имеют различную окраску. Лицевые и изнаночные стороны тканей. Инструменты, применяемые при работе с тканями и их назначение: ножницы, иглы, напёрсток, булавки. | Коллекция тканей, ножницы, иглы, напёрсток, булавки. |
2 | | Повторение. | Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Организация рабочего места. Назначение ручных стежков, их виды. Смёточный стежок. Упражнения на полосе бумаги в клетку. Выполнение смёточного стежка справа налево, поднимая на иглу и пропуская под неё по одной клетке бумаги. Завязывание узелка и закрепление нити. Точность и аккуратность стежка. | Ножницы, иглы, напёрсток, нитки, полоски бумаги в клетку. |
3 | | Повторение. | Назначение ручных стежков, их виды. Выполнение стежка «шнурок»: упражнения на полосе бумаги в клетку. Выполнение стежка «шнурок» справа налево: сначала выполнить смёточный стежок, затем вводить иглу с ниткой поочерёдно сверху вниз под каждый стежок первой строчки (перевив). Выполнение косого обмёточного стежка: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно полосы картона, шитьё слева направо. Пользование инструментами, направление и правильность шитья. Закрепление нити в начале и конце шитья. | Ножницы, иглы, напёрсток, нитки, полоски бумаги в клетку. |
4-5 | | Работа с тканью. Практические работы. | Вышивание ручными стежками рисунка на ткани в виде коврика. Вышивание по линиям рисунка. Оформление бахромой. Закрепление нити в начале и конце шитья, направление шитья. Правильность выполнения и размер стежков. Пространственная ориентировка на плоскости ткани. Пользование инструментами. | Ножницы, иглы, напёрсток, нитки, ткань с рисунком. |
6-7 | | Работа с тканью. Салфетки-прихватки. Практические работы. | Салфетки для переноски горячей посуды из двух слоёв ткани готового кроя, с обработкой срезов украшающими стежками «через край». Вдевание нитки в иглу. Завязывание узла. Обработка срезов. Контроль выполненных изделий. Направление, ровность шитья, натяжение нити. | Ножницы, иглы, напёрсток, нитки, готовый крой. |
Работа с природными материалами – 2 ч. | ||||
1 | | Медведь. | Склеиваем два грецких ореха: туловище – вдоль, голова – поперёк орех под углом 90 градусов. Приклеиваем к голове уши-косточки. Приклеиваем к голове по середине шляпку жёлудя, в середине горошину нос, черным фломастером под носом –рот. Над жёлудем приклеиваем глазки. Приклеиваем скорлупки фисташек к верхней и нижней части туловища – лапы. К нижней части туловища приклеиваем маленькую скорлупку – хвост. Медведь готов. | 2 грецких ореха, две косточки вишни (черешни), 1 шляпка жёлудя, 1 горошина, 4 половинки больших скорлупок фисташек, 1 маленькая скорлупка, глазки самоклейки, клей. |
2. | | Аппликация «Кокосовая пальма» | Из крупного листа вырезать длинную полоску не менее 1,5-2 см. на краях сделать крошечные треугольники, чтобы изобразить фактуру ствола пальмы. Намазать ствол и несколько листиков (например, вишнёвых) клеем и расположить все детали на листе цветного картона в виде пальмы, приклеить. В центре пальмовой листвы наклеить кусочек двустороннего скотча, и на клейкую поверхность уложить несколько шляпок желудей. Лист жёлтого цвета разрезать пополам и 1 половинку наклеить на низ ствола. Получится песок. | Сухие листья, жёлуди, ножницы, клей ПВА, двусторонний скотч, цветной картон. |