Пояснительная записка к дипломной работе на тему «Использование наглядности в педагогической деятельности учителя как средства формирования лексических навыков на уроках английского языка в начальной школе»
Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Весь мир постепенно превращается в единое полиэтническое сообщество, что связанно в первую очередь с процессом глобализации. Поэтому овладение иностранными языками становится необходимым.
Изучение иностранного языка – это процесс долгий и требующий немалых трудов и усилий. Иностранный язык является средством общения, познания, получения и накопления информации. Сегодня широкого распространения и высокой значимости приобретают такие иностранные языки, как английский и немецкий. Во многих Российских школах именно им уделяют большое внимание. И все же, несмотря на то, что эти два языка идут практически наравне друг с другом, английский язык – является международным, то есть употребляемым во всех странах мира, а, следовательно, имеет большее значение.
Знание английского языка играет немаловажную роль при устройстве на работу. Связано это с тем, что некоторые крупные компании зачастую сотрудничают с иностранными партнерами, а для того чтобы полноценно вести переговоры, заключать сделки и работать исключительно в интересах компании, необходимо хорошо знать данный язык.
Огромное значение английский язык имеет и для туристов. Путешествие по разным странам может стать значительно интереснее, если человек знает и понимает иностранную речь. Сегодня большинство людей имеют возможность отправиться за границу.
Овладение английским языком, как и любым другим, невозможно без овладения лексикой данного языка, ведь овладение словом является предпосылкой говорения на данном языке.
Стоит говорить о том, что лексика запоминается лучше всего, когда значения слов продемонстрированы наглядно. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается.
Успех в овладении английским языком во многом зависит от методики работы учителя, его умения использовать различные современные технологии в контексте решения образовательных задач.
Важность применения наглядности раскрыл французский философ Жан-Жак Руссо. По его мнению, все должно быть предоставлено восприятию ребенка с максимальной наглядностью. Генрих Песталоцци считал, что обучение должно уничтожить беспорядочность, которую доставляют органы чувств, тем самым разграничить предметы, а однородные и близкие снова соединить, то есть сформировать у учащихся понятия.
Средства наглядности – это наглядные образцы, входящие в состав аудиовизуальных средств обучения и используемые на уроках с целью систематизации учебного материала и его закрепления, а также воссоздания ситуаций общения и стимулирования высказываний.
Данные средства обучения способствуют повышению эффективности обучения в результате целенаправленной опоры на зрительные и слуховые каналы восприятия у школьников.
В настоящее время существует достаточно много подходов к систематизации наглядных средств обучения.
Первая классификация, которая была сформулирована А.Ф. Меняевым, предполагает следующее разделение наглядных средств на группы:
объемные пособия (то есть коллекции, модели, приборы, аппараты и прочее)
печатные пособия (то есть плакаты, картины, графики, портреты, таблицы и так далее)
проекционный материал (то есть видеофильмы, кинофильмы, слайды и прочее).
В кабинете должны быть обеспечены все условия для демонстрации наглядных пособий: источники постоянного и переменного тока, заземление, затемнение, проекционная аппаратура, экраны, подставки, световая указка, стенды и т.д.
Недостаток наглядности отрицательно сказывается на активности и качестве знаний учащихся. В то же время не следует загромождать кабинет пособиями, которые морально устарели.
По другой классификации, представленной Г.М. Коджаспировой, наглядные средства можно поделить на две группы: предметные и изобразительные.
В качестве носителей предметной наглядности выступают натуральные объекты, а также их заменители, которые образовывают ясные впечатления и представления о конкретном предмете.
Изобразительная наглядность в свою очередь делится на такие виды, как словесная, символическая и образная.
Учитель способен сформировать яркий образ не просто с помощью видимых вещей, он имеет для этого выразительные языковые средства.
Использование «словесного рисования», то есть живое и образное описание каких-либо событий с применением точных деталей обстановки, отрывков из художественных произведений с красочным и ярким изображением образов главных персонажей какой-либо эпохи, государства, крылатые фразы, емкие эпитеты – это и есть наглядные средства. Их целью является формирование представлений, эмоциональных впечатлений, ярчайших образов у обучающихся.
К образным средствам приписываются муляжи, макеты, картины, модели, рисунки, иллюстрации, которые помогают создать более полное представление о том или ином событии, персонаже или абстрактном явлении окружающего мира.
К символическим средствам относятся чертежи, схемы, символы, карты.
Количество средств обучения, применяемых на одном уроке, определяется конкретными образовательными, воспитательными и развивающими целями урока.
Наглядные средства имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний.
Виды наглядности по линии возрастания их абстрактности можно, согласно концепции Т. А. Ильиной, подразделить на:
Естественную наглядность (растения, животные, полезные ископаемые). Ее функция - знакомство учащихся с реальными объектами природы.
Экспериментальную наглядность (явления испарения, таяния льда). Функция - знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений.
Изобразительную наглядность (рисунки, картинки, фотографии, диапозитивы, кино). Функция - знакомство с различными фактами, предметами и явлениями через их отображение.
Объемную наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры). Ее функция - знакомство с теми предметами, где объемное изображение играет роль в восприятии.
Звуковую наглядность, которая имеет функцией - воспроизведение звуковых образов.
Символическую и графическую наглядность (чертежи, схемы, карты, таблицы). Ее функция - развитие абстрактного мышления, знакомство с условно-обобщенным, символическим отображением реального мира.
Внутреннюю наглядность (образы, создаваемые речью учителя).
Ян Амос Коменский различал наглядность предметную и образную.
Первая – результат восприятия непосредственно предъявляемого объекта, вторая – воспроизводимые образы когда-то созерцавшихся объектов. Ученые и методисты называют первую наглядность перцептивной, а вторую – мнемической.
Учитель, обучая учащихся звуковому составу иностранного языка, все время произносит изучаемый материал сам, или же воспроизводит его в магнитофонной записи. Поэтому речь учителя должна быть достаточно громкой и выразительной, а его дикция – отчетливой и ясной.
Таким образом, устная речь на изучаемом языке становится наглядным средством усвоения его правил, понимания его звуковой, лексической, синтаксической и интонационной системы.
Лексический навык, мы рассматриваем, как «автоматизированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и в соответствии с нормами сочетания с другими единицами в продуктивной речи, а также автоматизированное восприятие и ассоциирование со значением в рецептивной речи».
Исходя из этого, даем определение лексической единицы. Лексическая единица представляет собой такую единицу языка, основное содержание которой имеет материальный (вещественный, т. е. неграмматический) характер, а выражение находится в соответствии с правилами оформления отдельного слова, свойственными данному языку». Далее даем определение слову. В словаре русского языка С. И. Ожегова «Слово – это единица языка, служащая для выражения отдельного понятия».
Таким образом, можно говорить о том, что понятия «лексическая единица» и «слово» имеют общую основу.
В общем виде слово представляет две стороны: форму и содержание.
Материальная основа слова, то есть его форма, включает комплекс звуковых (говорение, аудирование) или графических (чтение, письмо) признаков.
У каждого слова есть свое значение, и оно может определяться по-разному. Значение есть:
Называемый предмет;
Само представление о предмете
Понятие
Отношение между знаком и предметом, знаком и представлением о предмете, знаком и понятием;
Функция слова, т. е. знака;
Отражение – отображение действительности и т. д.
Здесь мы говорим также про лексический минимум, который включает в себя активный, потенциальный и пассивный словарь.
В настоящее время существуют разные подходы к формированию лексических навыков. Эти подходы можно классифицировать, опираясь на определение термина «лексический навык» и его компоненты.
Выделяется лингвистический подход, психологический подход и речедеятельный подход.
Этапы формирования лексического навыка имеют одинаковое содержание, но все же могут иметь разную классификацию.
Условно можно выделить три этапа формирования лексического навыка:
Введение;
Объяснение (семантизация);
Автоматизация
На первом этапе происходит знакомство с новым материалом. На втором этапе учителем объясняется значение новых лексических единиц и происходит первичное закрепление лексического навыка. На последнем этапе учащиеся полностью усваивают новые слова и учатся применять их во всех видах речевой деятельности.
Среди учителей иностранных языков популярно мнение о том, что сначала абсолютно все учащиеся горят желанием изучать язык, но уже к концу первого года обучения, при встрече с первыми трудностями, таких ребят становится меньше, а через несколько лет уже и вовсе единицы. Необходимо сделать так, чтобы желание заниматься языком не угасало, а наоборот, нарастало. Ведь когда какое-либо дело получается, причем успешно, хочется делать еще и еще, появляется непреодолимое желание совершенствоваться.
В связи с этим использование аутентичного материала на уроках иностранного языка позволяет учащимся глубже познакомиться с особенностями культуры изучаемого языка и сравнить их с родной культурой.
Значительную роль при этом играет иллюстративная наглядность, то есть картинки, фотографии, диаграммы, слайды презентаций и многое другое. При помощи наглядности учащиеся лучше усваивают изучаемый материал и лучше его запоминают. Наглядность может применяться во всех классах школы, где изучается иностранный язык с учетом возрастных особенностей учащихся.
Проанализировав и описав опыт использования наглядности на уроках английского языка для формирования лексических навыков с помощью двух конспектов, различных плакатов, видеороликов и двух УМК («Звездный английский» и «Английский в Фокусе») мы пришли к выводу о том, что наглядные средства применяются на современных уроках английского языка довольно часто, особенно при формировании лексических навыков.