Дистанционный формат выполнения сетевого образовательного проекта
Дистанционный формат выполнения
сетевого образовательного проекта
Куликова И.Г.
Педагог ДО МБУ ДО ДЮЦ «Пилигрим»
Г. Самара
Процесс становления информационного общества, свидетелями которого мы сегодня становимся, внесли кардинальные изменения во все сферы деятельности человека, в корне поменяли подрастающее поколение, привели к активной информатизации образовательного процесса.
Информационные технологии в образовании выступают в качестве современного инструмента, обеспечивающего эффективность получения информационной компетентности будущими выпускниками. Они предъявляют к молодому человеку требования по умению оперировать средствами компьютерной техники и программного обеспечения. Функционально грамотным, подготовленным к профессиональной деятельности специалистом, на рынке труда будет считаться выпускник, который умеет использовать в интерактивном режиме прикладные программы, активно взаимодействовать в компьютерных сетях.
Качественные изменения претерпели и требования, предъявляемые к новому уровню взаимодействия обучаемого, преподавателя и средства обучения, функционирующего на основе средств ИКТ. Ими становятся: интерактивность, возможность обеспечения незамедлительной обратной связи, обеспечение личностно-ориентированного обучения.
С современными требованиями к новому уровню взаимодействия в сети познакомимся на примере применения технологии сетевого проектирования.
Сетевой проект представляет собой совместную познавательную, исследовательскую, творческую деятельность участников проекта на основе компьютерной телекоммуникации, объединенную общей проблемой, целью, проводимую общими способами деятельности, предполагающую достижение совместного результата этой деятельности - выработку общего сетевого продукта.
Отличительной особенностью сетевого проектирования является создание сетевой среды, позволяющей участникам проекта двигаться в определенном ими же самими темпе, самостоятельно добывать и выкладывать на страницах проекта информацию, взаимодействовать с участниками проекта и обсуждать решение проблем в реальном или отсроченном времени, привлекать к реализации проекта новых участников. Технология сетевого проектирования способствует эффективной самостоятельной индивидуальной и групповой работе.
Сетевой проект позволяет каждому участнику принимать на себя разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей и т.д.). Применение технологии сетевого проектирования кардинально меняет также позицию педагога; он выступает в роли координатора, наставника, тьютора, партнера, направляя участников проекта по этапам реализации сетевого проекта.
Ведущим форматом деятельности в сетевом проекте выбирается работа с информацией на разных носителях, включая информацию Интернет- ресурсов. Кроме того. рассмотрение проблем с разных позиций способствует достижению глубины размышлений и аргументированности выводов.
Участие в сетевом проекте позволяет участникам проекта освоить новые сервисы, получить и овладеть дистанционными компетенциями, а также метапредметными компетентностями в различных образовательных областях.
Проектная деятельность в рамках технологии сетевого проектирования способствует личностному росту участников, развивает ответственность в принятии решений, гибкость мышления, умение решать проблемы, формирует навыки слаженной работы в коллективе, воспитывает и развивает качества личности, необходимые для успешной социализации в информационном обществе.
К участию в проекте приглашаются все зарегистрированные, неравнодушные к обсуждаемой в проекте теме участники.
В течение многих лет автором статьи реализуется Добровольческий социальный проект «Память о Вашей Победе храним!». Проект посвящен организации заботы о ветеранах войны и сохранению исторической памяти. Участие в реализации проекта принимает несколько образовательных учреждений. Итогом деятельности стал интернет-проект «Память о Вашей Победе храним!», в полном соответствии с требованиями времени выложенный в Сеть, включенный в банк данных проектов, отражающий результаты поисковой деятельности обучающихся по сохранению исторической памяти.
Результатом реализации данного интернет-проекта явилось то, что представленные в проекте аудио- и видеоматериалы, иллюстрации, фотографии, карты, документы позволили им не только узнать и запомнить много нового о трагических днях войны, но и пробудить чувства сострадания, глубокого эмоционального переживания и, как следствие, нравственного осмысления.
Таким образом, сетевой проект с позиций дистанционного образования способствует получению участниками навыков работы в виртуальных проектных средах, вовлечению их в проектную деятельность, обучению способам применения современных информационных технологий для выполнения поисково-исследовательской деятельности и размещения ее результатов в Сети.
Список литературы
Л. А.Плешакова, И. Г. Куликова Образование в условиях глобального информационного пространства [Текст] / Л. А Плешакова, И. Г. Куликова // «Инфо-стратегия-2015: Общество. Государство. Образование: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, 30 июня–3 июля 2015 года.– Самара, 2015.– С. 318-321
Колышкина Елена Владимировна
Куликова Ирина Геннадьевна