Открытый урок по сольфеджио в 5 классе на тему «Обращения Д7»
Открытый урок по сольфеджио.
Класс: 5
Количество учащихся: 8 человек
Время проведения: 15:00-16:20
Тема: Обращения Д7
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
Цель: Изучить обращения Д7 и закрепить полученные теоретические знания и слуховые навыки на практике.
Задачи:
1. Освоить построение обращений Д7 в ладу.
2.Развивать и совершенствовать вокально-интонационные навыки, слуховые представления об Д7, Д65, Д43,Д2, умение их анализировать.
3.Показать выразительные свойства аккордов на музыкальных примерах.
4.Развивать музыкальный вкус на основе традиций лучших образов русской и западноевропейской музыки.
Оформление, оборудование, инвентарь:
1. Урок проводится в оборудованном аудио и видеотехникой кабинете с фортепиано, нотной доской и доской для наглядных пособий. Для учащихся оборудуются места за партой с макетами клавиатур.
2. Аудио диски с записью:
прелюдия №20 (c-moll) Ф.Шопена «Попутная песня» М.Глинка
«До свиданья, Москва» А.Пахмутова
3. Ксерокопированный нотный материал для каждого учащегося:
прелюдия №20 Ф. Шопен
«Попутная песня» М.Глинка
«До свиданья, Москва» А.Пахмутова
4.Дидактическая игра «Интервально-аккордовое лото» (карточки).
5. Тестовые бланки «Найди ошибки»
6. Листы опорных теоретических понятий по теме урока доля размещения на доске
7. Портреты Ф.Шопена, М. Глинки, А.Пахмутовой.
№п/п |
Ход урока |
Время |
1. |
Орг.момент - приветствие |
|
2. |
Разминка Повторение правил о количестве знаков в пройденных тональностях, строении простых интервалов, главных трезвучий и их обращений |
3 |
3. |
Пение 1. Пение группой и по одному гамм Es-dur и c-moll (3 вида) – (каждый учащийся пропевает один интервал по выбору). Все вместе поют кадансовые обороты разными способами: · верхний голос – учащиеся, остальные играет педагог (таким же образом пропевают все голоса) · трехголосие 2. · от ре ↑↓ учащимся предлагается пропеть все интервалы (не попорядку) с последующим возвращением на ноту «ре» · наоборот: педагог исполняет от ре ↑↓ интервалы, дети пропевают их с названием нот. |
12 |
4. |
Объяснение новой темы: обращение Д7 · Знакомство с теоретическими понятиями на раздаточных листах. · Построение в письменном виде аккордов в a-moll (гарм) · Пение построенных аккордов в С-dur и a-moll (г) |
15 |
5. |
Выполнение практических заданий для закрепления теоретических понятий · Дидактическая игра «Интервально-аккордовая лото» ( Работа с интервальными карточками. Учащиеся выкладывают из карточек аккорды – а) перечисленные б) исполненные на инструменте в разложенном виде в) пропетые на нетральный слог и с названием нот. · тестовые бланки «Найди ошибки» (дифференцированные задания различной сложной сложности) - слуховой тест с одним ложным элементом н/р Т53 Т6 Д43 Т53 S64 Д6 Д65 Т53 в ладу -от разных нот: Б53 М 64 t 53 Б6 М6 -в ладу: б3 М6 45 б6 М3 45 · письменный тест с несколькими ошибками (учащимся предлагается найти ошибки в G-dur и e-moll (г) в построенных обращениях Д7) · |
15
|
6 |
Устный диктант «Минутка» (учащиеся после трехкратного прослушивания пропевают мелодию и определяют какой из обращений Д7 был использован) |
7 |
7 |
Проверка домашнего задания: 1.Коллективный анализ ошибок в письменной работе 2.Пение №630 3.Конкурс на лучшее сочинение песенки на заданный ритм |
12 |
8 |
Прослушивание произведений Ф.Шопен прелюдия №20, М. Глинка «Попутная песня» 1.Краткая историческая справка о композиторах и истории создания произведений 2.Акцентирование внимания на выделенные участки нотного текста с определением аккордов. 3.Слушание · т |
10 |
9 |
Домашнее задание 1.Выучить новое правило, повторить знаки в тональностях 2.Письменно построить, играть и петь Д7 с обращениями в F, d, G, e. 3.Сочинить мелодию в D-dur ¾ 8тактов используя обращения Д7 4.Петь № 631,634 Подобрать бас к № 385 с использованием обращений Д7 |
3 |
10 |
Оценка достижений урока (что было новым, интересным, что понравилось, что не получилось) |
3 |
Выводы и рекомендации:
Урок прошел в хорошем рабочем темпе. Все учащиеся участвовали в опросе и выполнении заданий. На уроке было продемонстрировано много разнообразных практических приемов, нацеленных на усвоение основной темы урока и закрепление пройденных. Использовались различные методические приемы повышения интереса к учебному материалу и предмету сольфеджио. Было отмечено, что для каждого учащегося дифференцированно подбирались задания. Все на уроке старались и были собраны, внимательны. Урок прошел в спокойной доброжелательной атмосфере. Цель и поставленные на уроке задачи были выполнены.