Открытый урок по сольфеджио в 5 классе на тему «Обращения Д7»

0
0
Материал опубликован 27 May 2019

Открытый урок по сольфеджио.

Класс: 5

Количество учащихся: 8 человек

Время проведения: 15:00-16:20

Тема: Обращения Д7

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Цель: Изучить обращения Д7 и закрепить полученные теоретические знания и слуховые навыки на практике.

Задачи:                                                                                                                                                           

1. Освоить построение обращений Д7 в ладу.                                                                                                                                            

2.Развивать и совершенствовать вокально-интонационные навыки, слуховые представления об Д7, Д65, Д43,Д2, умение их анализировать.                                                                                               

3.Показать выразительные свойства аккордов на музыкальных примерах.         

4.Развивать музыкальный вкус на основе традиций лучших образов русской и западноевропейской музыки.

Оформление, оборудование, инвентарь:                                                                                   

1. Урок проводится в оборудованном аудио и видеотехникой кабинете с фортепиано, нотной доской и доской для наглядных пособий. Для учащихся оборудуются места за партой с макетами клавиатур.

2. Аудио диски с записью:                                                                                                                                                    

прелюдия №20 (c-moll) Ф.Шопена                                                                                                                                                                                                    «Попутная песня»  М.Глинка                                                                                                                                                         

«До свиданья, Москва» А.Пахмутова                                                                                                                                                                                                   

3. Ксерокопированный нотный материал для каждого учащегося:                                                                                                          

прелюдия №20 Ф. Шопен                                                                                                                                                                                         

«Попутная песня» М.Глинка                                                                                                                       

«До свиданья, Москва» А.Пахмутова                                                                                                                                                                                  

4.Дидактическая игра «Интервально-аккордовое лото» (карточки).                                                                                                                                   

5. Тестовые бланки «Найди ошибки»                                                                                                                                             

6. Листы опорных теоретических понятий по теме урока доля размещения на доске                                                                                                                                                                                                

7. Портреты Ф.Шопена, М. Глинки, А.Пахмутовой.       

№п/п

Ход урока

Время

1.

Орг.момент - приветствие

 

2.

Разминка

Повторение правил о количестве знаков в пройденных тональностях, строении простых интервалов, главных трезвучий и их обращений

 

 

3

3.

Пение                                                                                                                                                              1. Пение группой и по одному гамм Es-dur и    c-moll (3 вида) – (каждый учащийся пропевает один интервал по выбору). Все вместе поют кадансовые обороты разными способами:

·        верхний голос – учащиеся, остальные играет педагог (таким же образом пропевают все голоса)

·        трехголосие

2.

·        от ре ↑↓ учащимся предлагается пропеть все интервалы (не попорядку) с последующим возвращением на ноту  «ре»

·        наоборот: педагог исполняет от ре ↑↓ интервалы, дети пропевают их с названием нот.

12

4.

Объяснение новой темы: обращение Д7

·        Знакомство с теоретическими понятиями на раздаточных листах.

·        Построение в письменном виде аккордов в a-moll (гарм)

·        Пение построенных аккордов в С-dur  и  a-moll (г)

15

5.

Выполнение практических заданий для закрепления теоретических понятий                                                             

·        Дидактическая игра «Интервально-аккордовая лото»                          ( Работа с интервальными карточками. Учащиеся выкладывают из карточек аккорды – а) перечисленные б) исполненные на инструменте в разложенном виде в) пропетые на нетральный слог и с названием нот.

·        тестовые бланки «Найди ошибки» (дифференцированные задания различной сложной сложности)

- слуховой тест с одним ложным элементом н/р Т53  Т6   Д43 Т53 S64  Д6  Д65  Т53   в ладу

-от разных нот: Б53 М 64   t 53 Б6 М6

-в ладу: б3 М6 45  б6 М3  45

·        письменный тест с несколькими ошибками (учащимся предлагается найти ошибки в  G-dur и e-moll (г) в построенных обращениях Д7)

·         

15

 

 

 

6

Устный диктант «Минутка» (учащиеся после трехкратного прослушивания пропевают мелодию и определяют какой из обращений Д7 был использован)

7

7

Проверка домашнего задания:

1.Коллективный анализ ошибок в письменной работе

2.Пение №630

3.Конкурс на лучшее сочинение песенки на заданный ритм

12

8

Прослушивание произведений Ф.Шопен  прелюдия №20, М. Глинка «Попутная песня»

1.Краткая историческая справка о композиторах и истории создания произведений

2.Акцентирование внимания на выделенные участки нотного текста с определением аккордов.

3.Слушание

·        т

10

9

Домашнее задание

1.Выучить новое правило, повторить знаки в тональностях

2.Письменно построить, играть и петь Д7 с обращениями в  F, d, G, e.

3.Сочинить мелодию в  D-dur ¾  8тактов используя обращения Д7

4.Петь № 631,634

Подобрать бас к № 385 с использованием обращений Д7

3

10

Оценка достижений урока

(что было новым, интересным, что понравилось, что не получилось)

3

   

Выводы и рекомендации:

Урок прошел в хорошем рабочем темпе. Все учащиеся участвовали в опросе  и выполнении заданий. На уроке было  продемонстрировано много разнообразных практических приемов, нацеленных на усвоение основной темы урока и закрепление пройденных. Использовались различные методические приемы повышения интереса к учебному материалу и предмету сольфеджио. Было отмечено, что для каждого учащегося  дифференцированно подбирались задания. Все на уроке старались и были собраны, внимательны. Урок прошел в спокойной доброжелательной атмосфере. Цель и поставленные на уроке задачи были выполнены.                                 

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.