Групповое занятие по развитию речи в 1 классе «Дифференциация фонем, имеющих акустико - артикуляционное сходство [ц- т']»
07.04. 2020 год
Групповое занятие 1А класс
Тема: Дифференциация фонем, имеющих акустико - артикуляционное сходство [ц- т']
Выполнить с детьми следующие задания.
-Назовите общий звук в словах:
тёмный, котенок, путь – звук [т’ ]
цель, солнце, конец — звук [ц]
-Запишите эти слова в тетрадь, выделяя буквы «Цэ» и «Тэ».
Дайте характеристику изучаемым звукам
(звук [т’ ]– согласный, мягкий, имеет парный звук звук [т] , звук [ц] глухой; – согласный, всегда твердый, глухой).
-Чем похожи звуки Т-Ц? – Звуки Т-Ц – согласные, глухие.
- Чем различаются звуки Т-Ц? – Звук Т- мягкий, а звук Ц- твердый.
Звук Ц образуется при слиянии звуков Т и С.
Дифференциация звуков [Ц]-[Т′] в слогах, словах, предложениях.
• Повтори, прочитай слоги и цепочки слогов.
а) ца – тя ца – ца – тя б) ать – ац ать – ац – ац
те – цо те – те – цо оц – оть оц – оц – оть
цу – тю цу – тю – тю уть – уц уц – уть – уц
ти – цы ти – цы – цы иц – ить ить – ить – иц
це – те це – те – це еть – ец еть – ец – еть
в) цать цать – цуть – цыть г) тяц тяц – тиц – тюц
цоть цыть – цоть – цеть тёц тёц – тюц – тец
цуть цуть – цать – цоть тюц тиц – тяц – тёц
цыть цеть –цыть – цуть тиц тюц – тец – тиц
цеть цоть –цеть –цать тец тец – тёц – тяц
•Повтори, прочитай слова.
Солнце, месяц, тень, медведица, станция, центр, метеорит, система, цвет, телеграмма, тело, Галактика.
• «Скажи, сколько».
11 – овца – одиннадцать овец 19 – полотенце – ...
12 Птенец – ... 20 – яйцо – ...
13 – пинцет –... 30 – пехотинец – ...
15 – китаец – ... 50 – цыплёнок – ...
• «Назови ласково».
дело – дельце брат – братец
тело – ... одеяло – ...
болото – ... метель – ...
платье – ... вода – ...
мыло – ... пальто – ...
покрывало – ... дерево – ...
• Изменяй предложения.
1)Я видел птенцов цапли. Ты... Он...Она... Мы... Вы... Они...
2) Я надену в пятницу цветное платьице.
3) Я поливаю перец в теплице.
4) Я вытираю лицо полотенцем.
• Составь предложения по образцу с данными словами. Запиши в тетрадь.
Пример: Телёнок, пить – Телёнок не пьёт, ему не пьётся.
Птенец, летать .Котёнок, играть..
Птица, петь. Дети, спать.
8. Итог занятия.
-О каких звуках мы говорили сегодня?
-Чем они похожи?
-В чем их различие?
- Что запомнилось лучше всего?
Групповое занятие 2В
Тема: Дифференциация букв а-о в слогах, словах и предложениях, связной речи.