Логопедическое занятие во 2 классе: «Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство: с-ш»

2
0
Материал опубликован 10 December 2017 в группе

Логопедическое занятие во 2 классе: «Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство: с-ш».

Тип в системе занятий: формирование умений и навыков.

Задачи:

Личностные: прививать внимание к звукам, поддерживать положительное к логопедическим занятиям, умение работать в парах.

Метапредметные: развивать и корригировать фонематический слух, навыки слогового и звукобуквенного анализа и синтеза слов, концентрацию и устойчивость внимания, наблюдательность, коммуникативные умения и навыки, межанализаторные взаимодействия, ориентировку в пространстве, логическое мышление, грамматический строй речи через согласование числительных и прилагательных с существительными, активизировать словарный запас, совершенствовать навыки самоконтроля,

Предметные: формировать умение дифференцировать звуки и буквы с-ш в словах и словосочетаниях с опорой на артикуляционный уклад в устной и письменной речи. Формировать навык грамотного письма слов и словосочетаний с различаемыми буквами.

Оборудование: цветные кружочки, карточки «Заклинание на пятерку», лесенки с буквами, буквы с,ш, артикуляционные профили, зеркала, слоги, конверты с геометрическими фигурами, цифры, домики, конверты с загадками, картинки с отгадками, карточки для составления словосочетаний, звуковые коврики, фломастеры.

Ход занятия:

Оргмент. Настрой на занятие

Разминка

«Букет настроения» - выбрать либо красный цветок(хорошее настроение), либо синий цветок (унылое настроение).

пальчиковая разминка

ручки растираем и разогреваем

и теплом своим лицо мы умываем,

грабельки сгребают все плохие мысли,

ушки растираем вверх и вниз мы быстро,

тянем ушки в стороны, тянем вниз за мочки,

быстро переходим пальцами на щечки,

щечки растираем, чтобы надувались, губки растираем, чтобы улыбались.

Лягушка (ладошки на столе, одновременно-одна в кулачок, вторая прямо)

Пальчики здороваются (желаем успеха, удачи всегда и во всем)

 

Сообщение темы

Составьте слова :1 ряд- спускаясь с лесенки, 2 ряд: поднимаясь (носок, рубашка)

 

-что общего?

-назовите 3 звук в 1 слове, 4 во втором.

-какие звуки и буквы мы будем сравнивать?

-для чего? Что мы будем делать с этими звуками?

-будем различать звуки и буквы с-ш в слогах, словах, чтобы грамотно говорить и красиво писать.

Формирование умений и навыков.

1)различение артикуляции звуков (профили)

-сравним звуки с-ш по артикуляции. Подвиньте поближе зеркала, произнесите [с]. Как расположены губы? Произнесите [ш]. что произошло?

-как расположены зубы при [с], [ш]?

-где находится язык? Характер воздушной струи?

2) различение в звучании: с-водичка, ш-деревья шумят.

характеристика звуков: с-согл.,глух,тверд./мягк; ш-согл, глух, всегда тверд.

характеристика букв: какими буквами обозначаем звук с, ш.

3)различение в слогах

«Добавь недостающий слог». Карточки со слогами у детей на парте.

ли…, ко…, ка…, Ми…, ….ло, су…, ….ва.

(са, са, ша, ша, ши, ша, со)

-из чего состоят слова?

«Составь слово из слогов».(Работа в парах)

(на партах конверт с геом.фигурами, на них-слоги)

 
   

  со ро ка , лас точ ка, ку куш ка, ка ран даш

-разложите г/фигуры по группам, прочитайте слоги, сложите слово написанное на одинаковых фигурах.

(сорока, ласточка, кукушка, карандаш)

проверка: чтение слов. Прочитайте слово из 2х слогов, из 3х слогов, какое слово лишнее, почему?

в каком слове есть мягкая согласная? каких слов больше: с [ш] или [с]?

-положите перед собой слово, слоги которого написаны на квадратах, справа от него-на треугольниках, между ними –на кругах, над квадратами –в овалах.

«Посчитай»

-вытяните карточку с цифрой, посчитайте с ней слова, запишите в тетрадь словосочетания.

проверка: чтение словосочетаний.

4) физминутка

светофор: зеленый-руки вверх, красный—приседаем, желтый-прыгаем.

5) Различение в словах «Почта»

-сейчас вы поработаете почтальонами, станете разносить письма по адресам.

-где работает почтальон?

-на почту поступили письма с загадками и отгадками. (каждый ребенок получает конверт с загадкой и картинкой-отгадкой другой загадки. На доске-домики с окошечками, на них цифры1,2,3,4,5,6.)

-откройте конверт, достаньте карточку, прочитайте про себя загадку, потом по очереди вслух.

-Спросите, у кого картинка-отгадка?

-Назовите, на каком месте звук с или ш? Отнесите картинку по адресу, вставьте в окошко домика.

(картинки-отгадки: мыши, дуршлаг, лягушки, лиса, осел, самолет)

работа с картинками по звукобуквенному анализу

(назовите в слове мыши соседей звука ш, сколько звуков в слове «лягушка», назовите гласные в слове самолет)

-из данных слов выберите названия предметов, которые отвечают на вопрос «что это?», запишите их в виде слоговых схем, подписывая различаемые буквы. ( по одному- к доске).

5. Итог.

Игра «Звуковой коврик»

-сейчас я проверю, все ли ребята были сегодня внимательными и научились различать эти звуки.

( у каждого-табличка с сеткой 3*3)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
     
     

-я буду произносить слова, если вы услышите в слове[ с] –рисуете вытянутые губки,[ ш]- круглые.

шорох, петушок, каска

скамейка, шарф, косынка

крыша, крыса, васильки.

самоконтроль (сверить с доской)

Рефлексия настроения и эмоционального состояния «Букет настроения» (дети могут оставить цвет, выбранный в начале урока, либо заменить, составляется букет)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.