Логопедическое занятие во 2 классе: «Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство: с-ш»
Логопедическое занятие во 2 классе: «Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство: с-ш».
Тип в системе занятий: формирование умений и навыков.
Задачи:
Личностные: прививать внимание к звукам, поддерживать положительное к логопедическим занятиям, умение работать в парах.
Метапредметные: развивать и корригировать фонематический слух, навыки слогового и звукобуквенного анализа и синтеза слов, концентрацию и устойчивость внимания, наблюдательность, коммуникативные умения и навыки, межанализаторные взаимодействия, ориентировку в пространстве, логическое мышление, грамматический строй речи через согласование числительных и прилагательных с существительными, активизировать словарный запас, совершенствовать навыки самоконтроля,
Предметные: формировать умение дифференцировать звуки и буквы с-ш в словах и словосочетаниях с опорой на артикуляционный уклад в устной и письменной речи. Формировать навык грамотного письма слов и словосочетаний с различаемыми буквами.
Оборудование: цветные кружочки, карточки «Заклинание на пятерку», лесенки с буквами, буквы с,ш, артикуляционные профили, зеркала, слоги, конверты с геометрическими фигурами, цифры, домики, конверты с загадками, картинки с отгадками, карточки для составления словосочетаний, звуковые коврики, фломастеры.
Ход занятия:
Оргмент. Настрой на занятие
Разминка
«Букет настроения» - выбрать либо красный цветок(хорошее настроение), либо синий цветок (унылое настроение).
пальчиковая разминка
ручки растираем и разогреваем
и теплом своим лицо мы умываем,
грабельки сгребают все плохие мысли,
ушки растираем вверх и вниз мы быстро,
тянем ушки в стороны, тянем вниз за мочки,
быстро переходим пальцами на щечки,
щечки растираем, чтобы надувались, губки растираем, чтобы улыбались.
Лягушка (ладошки на столе, одновременно-одна в кулачок, вторая прямо)
Пальчики здороваются (желаем успеха, удачи всегда и во всем)
Сообщение темы
Составьте слова :1 ряд- спускаясь с лесенки, 2 ряд: поднимаясь (носок, рубашка)
-что общего?
-назовите 3 звук в 1 слове, 4 во втором.
-какие звуки и буквы мы будем сравнивать?
-для чего? Что мы будем делать с этими звуками?
-будем различать звуки и буквы с-ш в слогах, словах, чтобы грамотно говорить и красиво писать.
Формирование умений и навыков.
1)различение артикуляции звуков (профили)
-сравним звуки с-ш по артикуляции. Подвиньте поближе зеркала, произнесите [с]. Как расположены губы? Произнесите [ш]. что произошло?
-как расположены зубы при [с], [ш]?
-где находится язык? Характер воздушной струи?
2) различение в звучании: с-водичка, ш-деревья шумят.
характеристика звуков: с-согл.,глух,тверд./мягк; ш-согл, глух, всегда тверд.
характеристика букв: какими буквами обозначаем звук с, ш.
3)различение в слогах
«Добавь недостающий слог». Карточки со слогами у детей на парте.
ли…, ко…, ка…, Ми…, ….ло, су…, ….ва.
(са, са, ша, ша, ши, ша, со)
-из чего состоят слова?
«Составь слово из слогов».(Работа в парах)
(на партах конверт с геом.фигурами, на них-слоги)
со ро ка , лас точ ка, ку куш ка, ка ран даш
-разложите г/фигуры по группам, прочитайте слоги, сложите слово написанное на одинаковых фигурах.
(сорока, ласточка, кукушка, карандаш)
проверка: чтение слов. Прочитайте слово из 2х слогов, из 3х слогов, какое слово лишнее, почему?
в каком слове есть мягкая согласная? каких слов больше: с [ш] или [с]?
-положите перед собой слово, слоги которого написаны на квадратах, справа от него-на треугольниках, между ними –на кругах, над квадратами –в овалах.
«Посчитай»
-вытяните карточку с цифрой, посчитайте с ней слова, запишите в тетрадь словосочетания.
проверка: чтение словосочетаний.
4) физминутка
светофор: зеленый-руки вверх, красный—приседаем, желтый-прыгаем.
5) Различение в словах «Почта»
-сейчас вы поработаете почтальонами, станете разносить письма по адресам.
-где работает почтальон?
-на почту поступили письма с загадками и отгадками. (каждый ребенок получает конверт с загадкой и картинкой-отгадкой другой загадки. На доске-домики с окошечками, на них цифры1,2,3,4,5,6.)
-откройте конверт, достаньте карточку, прочитайте про себя загадку, потом по очереди вслух.
-Спросите, у кого картинка-отгадка?
-Назовите, на каком месте звук с или ш? Отнесите картинку по адресу, вставьте в окошко домика.
(картинки-отгадки: мыши, дуршлаг, лягушки, лиса, осел, самолет)
работа с картинками по звукобуквенному анализу
(назовите в слове мыши соседей звука ш, сколько звуков в слове «лягушка», назовите гласные в слове самолет)
-из данных слов выберите названия предметов, которые отвечают на вопрос «что это?», запишите их в виде слоговых схем, подписывая различаемые буквы. ( по одному- к доске).
5. Итог.
Игра «Звуковой коврик»
-сейчас я проверю, все ли ребята были сегодня внимательными и научились различать эти звуки.
( у каждого-табличка с сеткой 3*3)
|
|||||||||||
-я буду произносить слова, если вы услышите в слове[ с] –рисуете вытянутые губки,[ ш]- круглые.
шорох, петушок, каска
скамейка, шарф, косынка
крыша, крыса, васильки.
самоконтроль (сверить с доской)
Рефлексия настроения и эмоционального состояния «Букет настроения» (дети могут оставить цвет, выбранный в начале урока, либо заменить, составляется букет)