Занятие по развитию речи «Дифференциация согласных звуков: Д – Т»
Тема: «Дифференциация согласных звуков: Д – Т.
Деление слов на слоги».
Цель: - учить детей дифференцировать на слух согласные звуки Д - Т.
- развивать способность к правильному звукопроизношению звуков
Д – Т в словах схожих по звучанию.
- закреплять способность делить слова на слоги.
Задачи.
Образовательная: 1. Учить детей дифференцировать на слух согласные
звуки звонкий Д и глухой звук Т.
2. Развивать способность к правильному
звукопроизношению звуков: Д – Т в словах, схожих по
звучанию.
Коррекционно-развивающая:
1. Развитие слухового внимания и слуховой памяти.
2. Развитие словесно-логического мышления.
Воспитательные. 1. Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи.
2. Воспитывать самостоятельность, уступчивость.
Структура занятия:
1. Эмоциональное присоединение.
2. Работа над развитием способности различать согласный звонкий Д и
согласный глухой звук Т в слогах и словах.
3. Развитие способности дифференцировать согласные звуки Д-Т в
схожих по звучанию словах.
4. Подготовка руки к письму. Закрашивание, штриховка, прописывание
печатных букв.
Методическое оснащение занятия:
1. Магнитная доска и магниты.
Предметные картинки.
Схемы слов и слогов.
Простые и цветные карандаши.
Разрезные азбуки.
Индивидуальные листы для закрашивания, штриховки букв Д – Т.
Конверты для картинок.
№ занятия |
Педагог: | Дети: |
1. 2. 3. | Присоединение. И/упр.: «Расскажите, кто вас встретил утром сегодня в группе?» К/упр.: «Ответь на вопросы словосочетанием». - употребление падежных форм мн. ч. существительных и прилагательных. Кто это? Нет кого? Даю кому? Вижу кого? Доволен кем? Говорю о ком? | Рассказ каждого ребёнка Смелые мальчики. Смелых мальчиков. Смелым мальчикам. Смелых мальчиков. Смелыми мальчиками. О смелых мальчиках. |
К/упр.: «Эхо». - развитие слухового восприятия. Загадка: На всякий зов даю ответ, А ни души, ни тела нет. - Сейчас мы с вами поиграем в игру Эхо. -Я буду говорить слоги, вы послушайте их и повторите, словно «Эхо». ДА – ТА ДА – ТА – ДА АД – АТ ДО – ТО ДО – ТО – ДО ОТ – ОД ДУ – ТУ ТУ – ДУ – ТУ УД – УТ ДЫ – ТЫ ТЫ – ДЫ – ТЫ ЫТ – ЫД ДЭ – ТЭ ДЭ – ТЭ – ДЭ ЭД – ЭТ ДИ – ТИ ДИ – ТИ – ДИ ИТ – ИД | Эхо. Повторяют. | |
4. | Физкультурная минутка. | |
5. А. Б. В. Г. | - Раскройте конверты, которые лежат перед вами. - Назовите предметы, которые вы нашли. - Рассмотрим первую пару картинок: ДАЧКА - ТАЧКА - В слове дачка, какой первый звук? - В слове тачка, какой первый звук? - Где находятся эти звуки в словах? - Как звучит звук Д? Проверяем. - А как звучит звук Т? Проверяем. - Следующая пара картинок: УДОЧКА - УТОЧКА - В слове удочка, выделите голосом звук Д? - В слове уточка, выделите голосом звук Т? - Где находятся эти звуки в словах? - Как звучит звук Д? Проверяем. - А как звучит звук Т? Проверяем. - Следующая пара картинок: КАТУШКА - КАДУШКА - В слове катушка, выделите голосом звук Т? - В слове кадушка, выделите голосом звук Д? - Где находятся эти звуки в словах? - А как звучит звук Т в слове катушка? Проверяем. - Как звучит звук Д в слове кадушка? Проверяем. - Следующая пара картинок: ПЛОТ - ПЛОД - В слове плот, выделите голосом звук Т? - В слове плод, выделите голосом звук Д? - Где находятся эти звуки в словах? - Как звучит звук Т в слове плот? Проверяем. - Как звучит звук Д в слове кадушка? Проверяем. | Раскрывают. Называют пары: Дачка – тачка Удочка – уточка Катушка - кадушка Плоты – плоды. Звук Д. Звук Т. В начале слов. Звонко. Глухо.
Выделяют. Выделяют. В середине слов. Звонко. Глухо. Выделяют. Выделяют. В середине слов. Глухо. Звонко. Выделяют. Выделяют. В конце слов. Глухо. Звонко. |
|
Согласные звуки Д – Т бывают звонкими и глухими. Если горлышко дрожит, значит, звук звонкий, если молчит – глухой. | |
6.
7. | К/упр.: «Поделим слова на слоги». - развитие слухового восприятия и чувства ритма. Умения определять количество слогов в словах. ДАЧКА, УТОЧКА, КАТУШКА, ПЛОД. К/упр.: «Повторите пары слов». - развитие слухового восприятия. Дом – Том Дам – Там День – Тень Дочка – Точка Прутик – Прудик Доска – Тоска. | Определяют количество слогов в словах.
Повторяют. |
8. | К/упр.: «Волшебная книжка». Детям предлагается выполнить несколько заданий на развитие графических навыков. | Рассматривают книжечку. |
9. | На первой страничке закрасить буквы Т - Д синим цветом. На второй страничке закрасить буквы Т - Д зелёным цветом. На третьей страничке наклеить картинки на твёрдый и мягкий звук Т - Ть. На четвёртой страничке наклеить картинки на твёрдый и мягкий звук Д – Дь.
|
Домашнее задание:
1. Повторить слоги за взрослым.
ДА – ТА ДА – ТА – ДА АД – АТ
ДО – ТО ДО – ТО – ДО ОТ – ОД
ДУ – ТУ ДУ – ТУ – ДУ УД – УТ
ДЫ – ТЫ ТЫ – ДЫ – ТЫ ЫТ – ЫД
ДЭ – ТЭ ДЭ – ТЭ – ДЭ ЭД – ЭТ
2. Закрепить способность ребёнка образовывать слово от первого слога.
Например: Да … дача, Даша и т. д.
Та … тапочки, тачка и т. д. До… Ду… Ды … Ди …
То … Ту … Ты … Ти …
3. Прописать в тетради слоги.
ДА, ТА, ДА …
ТА, ДА, ТА …
4. На третьей и четвёртой страничке книжечки, дома наклеить
изображения предметов в названии которых слышатся звуки Д – Дь и
звуки Т – Ть (по 2 – 3 предмета).