Дистанционное обучение по развитию речи в 1 классе «Дифференциация фонем, имеющих акустико - артикуляционное сходство [с— щ']»
10.04.2020 год
Групповое занятие 1А
Дифференциация фонем, имеющих акустико - артикуляционное сходство [с— щ']
- Какими звуками отличаются эти слова: сели - щели?
[С’] – губы в улыбке, зубы видны и сближены, но не сомкнуты, широкий кончик языка находится за нижними резцами; средняя часть спинки становится более выгнутой, чем при произнесении звука твёрдого С.
[Щ] – губы выдвинуты вперёд и слегка округлены, зубы видны и сближены, широкий кончик языка приподнят к верхним зубам.
Установление сходства и различия в характеристике звуков.
Сходство:
Звуки [С’], [Щ] – согласные, т. к. при произнесении звуков встречается преграда для выхода воздушной струи; оба звука глухие, т. к. голосовые связки разомкнуты и голос не звучит; оба звука мягкие.
Важно: звук [Щ] мягкий всегда.
Различия:
Звук [С’] – свистящий;
Звук [Щ] – шипящий.
- Под нижним положением стрелки зашифрован звук [С’], под верхним положением стрелки зашифрован звук [Щ].
Ребёнок расшифровывает условные знаки и называет звуки, следя за положением стрелки и ощущая положение языка.
- А теперь попробуем прочитать слоговые цепочки:
Отгадать загадку.
Мы вернулись из поездки,
Вещей много привезли.
Кто поможет эти вещи
Донести нам до такси? (Носильщик)
- Запишем отгадку в тетрадь и сделаем звуко – буквенный анализ этого слова по предложенной схеме:
поставь ударение в слове;
сосчитай количество гласных и раздели на слоги слово;
дай характеристику каждому звуку;
сколько звонких и сколько глухих согласных в слове;
сколько твёрдых и сколько мягких согласных в слове;
сколько в этом слове букв и сколько звуков;
- Вставь пропущенные буквы С или Щ в слова и запиши в тетрадь.
Пи – а, пен – ия, по – елить, пи – ьмо;
Сви – тя – ий, – или – а, но – иль – ик, та – ил – я;
Вью – ий – я, – теколь – ик, – урил – я, негну – ий – я;
- Чему учились на занятии?
- Над какими звуками работали?
Групповое занятие 2А
Тема: Творческий пересказ сказки с опорой на краткий план.
Отгадай загадки
С ветки на ветку, быстрый, как мяч, скачет по лесу рыжий циркач, Вот на лету он шишку сорвал, прыгнул на ствол. И в дупло убежал. (Белка)
С чем её сравнивают в загадке, чем питается, где живёт?
Отгадай другую загадку.
Не барашек и не кот, носит шубу круглый год. Шуба серая – для лета, Для зимы другого цвета. Это (Заяц).
- Докажите, что это заяц, а не белка. (У зайца летом серая шубка, а у белки рыжая. )
Летом бродит без дороги между сосен и берёз. А зимой он спит в берлоге, от мороза , пряча нос. (Медведь)
. Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец, ходит смело и легко, Рога, раскинув широко. (Лось).
- Как назвать одним словом слова – отгадки? Это дикие животные.
Чтение « Как медведь сам себя напугал»
Вошёл медведь в лес. Хрустнула под его тяжёлой лапой сухая веточка. Испугалась белка на ветке – выронила из лапок шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Выскочил заяц и помчался в гущу леса.
Наскочил на сорок, из - под кустов выпрыгнул. Те крик подняли на весь лес. Услышали лоси. Пошли лоси по лесу кусты ломать. Тут остановился медведь, насторожил уши: белка лопочет, сороки стрекочут, лоси кусты ломают… « Не уйти ли лучше?» подумал медведь. Рявкнул и дал стрекача. Так медведь сам себя напугал.
Повторное чтение текста.
Пересказ.