Урок развития речи в 1 классе «Дифференциация фонем, имеющих акустико - артикуляционное сходство [с— щ']»
15.04.2020 год
Групповое занятие. 1Б
Дифференциация фонем, имеющих акустико - артикуляционное сходство [с— щ']
- Какими звуками отличаются эти слова: сели - щели?
[С’] – губы в улыбке, зубы видны и сближены, но не сомкнуты, широкий кончик языка находится за нижними резцами; средняя часть спинки становится более выгнутой, чем при произнесении звука твёрдого С.
[Щ] – губы выдвинуты вперёд и слегка округлены, зубы видны и сближены, широкий кончик языка приподнят к верхним зубам.
Установление сходства и различия в характеристике звуков.
Сходство:
Звуки [С’], [Щ] – согласные, т. к. при произнесении звуков встречается преграда для выхода воздушной струи; оба звука глухие, т. к. голосовые связки разомкнуты и голос не звучит; оба звука мягкие.
Важно: звук [Щ] мягкий всегда.
Различия:
Звук [С’] – свистящий;
Звук [Щ] – шипящий.
- Под нижним положением стрелки зашифрован звук [С’], под верхним положением стрелки зашифрован звук [Щ].
Ребёнок расшифровывает условные знаки и называет звуки, следя за положением стрелки и ощущая положение языка.
- А теперь попробуем прочитать слоговые цепочки:
Отгадать загадку.
Мы вернулись из поездки,
Вещей много привезли.
Кто поможет эти вещи
Донести нам до такси? (Носильщик)
- Запишем отгадку в тетрадь и сделаем звуко – буквенный анализ этого слова по предложенной схеме:
поставь ударение в слове;
сосчитай количество гласных и раздели на слоги слово;
дай характеристику каждому звуку;
сколько звонких и сколько глухих согласных в слове;
сколько твёрдых и сколько мягких согласных в слове;
сколько в этом слове букв и сколько звуков;
- Вставь пропущенные буквы С или Щ в слова и запиши в тетрадь.
Пи – а, пен – ия, по – елить, пи – ьмо;
Сви – тя – ий, – или – а, но – иль – ик, та – ил – я;
Вью – ий – я, – теколь – ик, – урил – я, негну – ий – я;
- Чему учились на занятии?
- Над какими звуками работали?
Групповое занятие 2А
Тема: «Последовательный пересказ с опорой на серию картинок и последовательность действий с использованием серии сюжетных картинок»
- Угадай последнее слово стихотворения и выдели второй согласный звук:
На столе передо мной закрутился шар земной
Арктика, экватор, полюс. Уместил всю землю…..(Глобус)
Молодчина эта Лина
Лепит все из ……(пластилина)
Буквы-значки, как бойцы на параде,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется все……(алфавит)
- А теперь угадай загадку, и тоже выдели второй согласный звук в слове-ответе.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы. (Краски)
В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься, скажу. (Дневник)
Что за комната такая?
Очень светлая, большая.
Парты ровными рядами,
А за партами мы сами. (Класс)
Основной этап: работа с серией сюжетных картинок.
Рассмотрите картинки (см. выше)
Работа с текстом. Выделение опорных слов-действий.
- Взрослый читает текст, ребенок смотрит на картинки, слушает.
Утром зазвонил будильник. Витя проснулся. Он быстро встал и аккуратно застелил свою постель. Потом Витя пошел в ванную, почистил зубы и умылся. Затем Витя сел завтракать. После завтрака он надел школьную форму, взял портфель и пошел в школу.
- Посмотрите на первую картинку и перечислите по порядку слова-действия: ЗАЗВОНИЛ. ПРОСНУЛСЯ.
- Составьте по картинке и словам-действиям предложения. (Утром зазвонил будильник. Витя проснулся.)
- Посмотрите на вторую картинку и перечислите по порядку слова-действия: ВСТАЛ. ЗАСТЕЛИЛ.
СЕРИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ЗАЗВОНИЛ ПРОСНУЛСЯ | ВСТАЛ ЗАСТЕЛИЛ | ПОШЕЛ ПОЧИСТИЛ УМЫЛСЯ | СЕЛ ЗАВТРАКАТЬ | НАДЕЛ ВЗЯЛ ПОШЕЛ |
Упражнение: «Вспомни-расскажи»
Слова-действия на компьютере закрываются. Учащиеся должны вспомнить по картинкам и восстановить, повторить всю цепочку слов-действий.
- Вспомните по картинкам все слова-действия:
ЗАЗВОНИЛ-ПРОСНУЛСЯ-ВСТАЛ-ЗАСТЕЛИЛ-ПОШЕЛ-ПОЧИСТИЛ-УМЫЛСЯ-СЕЛ ЗАВТРАКАТЬ-НАДЕЛ-ВЗЯЛ-ПОШЕЛ
Если ребенок не может вспомнить слова действия по картинкам, необходимо помочь ему наводящими вопросами.
Последовательный пересказ по серии сюжетных картинок и словам-действиям.
Самостоятельный пересказ. Взрослый указывает на картинки, слова-действия, редактирует ответы ребенка.
Итог.
- Что обозначают слова, которые помогали вам при пересказе текста?
- Какое задание было самое интересное?
- Какое задание было самое трудное?